Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Методические рекомендации по организации оповещения населения (одобрены протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 12 марта 2025 г. N 3)

 

I. Общие положения

 

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в целях выработки единого подхода к вопросам организации оповещения населения для принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений об оповещении населения. Представленные ниже положения направлены на увеличение доли населения, своевременно получающего сигналы оповещения и экстренную информацию об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (далее - экстренная информация), а также при чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) природного и техногенного характера.

Своевременное оповещение населения обеспечивают и осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Решение об оповещении населения и задействовании для обеспечения передачи сигналов оповещения и экстренной информации систем оповещения населения, сетей связи операторов связи и других технических средств передачи информации, а также об определении зоны (территории) оповещения населения принимается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований, или лицами, исполняющими их обязанности.

Оповещение населения осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", представляющего собой звучание изменяющихся тональности и амплитуды звучания (от минимума до максимума, но не более 120 дБА), путем включения оконечных средств оповещения с последующей передачей аудио, аудиовизуальных, текстовых сообщений с экстренной информацией.

Для осуществления своевременного оповещения комплексно используются средства единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также другие технические средства передачи информации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также операторы связи проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.

 

II. Использование систем оповещения населения

 

Системы оповещения населения представляют собой автоматизированные системы, включающие в себя автоматизированные рабочие места оповещения населения, аппаратуру запуска оконечных средств оповещения и оконечные средства оповещения. Системы оповещения населения являются основным средством доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации. Их создание, реконструкция и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения".

Задействование систем оповещения населения осуществляется уполномоченным на это дежурным (дежурно-диспетчерским) персоналом органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее - ГО), органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). При этом возможность задействования систем оповещения населения субъектов Российской Федерации (далее - региональных систем оповещения населения) должна обеспечиваться не менее чем с двух пунктов управления ГО (органов повседневного управления РСЧС), а для муниципальных систем оповещения населения не менее чем с одного.

Задействование локальных систем оповещения населения для оповещения населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в границах зон действия указанных систем оповещения населения за пределами территорий объектов, производств и сооружений, на которых они созданы, должно осуществляться с автоматизированных рабочих мест оповещения населения муниципальных или региональных систем оповещения населения, для чего организациями, указанными в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", обеспечивается сопряжение с муниципальными или региональными системами оповещения населения.

На территориях, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей, включение оконечных средств оповещения систем оповещения населения осуществляется от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Порядок задействования систем оповещения населения отражается в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планах гражданской обороны и защиты населения. Срок хранения информации о задействовании систем оповещения населения должен составлять не менее трех лет.

Время доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения с использованием систем оповещения населения не должно превышать 5 минут с момента запуска систем оповещения населения.

Во всех точках зоны адекватной идентификации сигнала оповещения и экстренной информации уровень звука, поступающий от какого-либо одного из оконечных средств оповещения, рассчитываемый для высоты 1,5 метра над уровнем земли (поверхности пола), должен превышать не менее чем на 15 дБА суперпозицию звуковых сигналов, поступающих от других источников звука и постоянного шума, определяемого функциональным назначением данной зоны. В любой точке зоны оповещения уровень звука, поступающего от всех оконечных средств оповещения, не должен превышать 120 дБА.

Диагностирование состояния технических средств оповещения в системе оповещения населения, в том числе каналов управления, обеспечивается:

автоматическим контролем состояния с использованием встроенных программно-аппаратных средств - не реже одного раза в 30 минут;

передачей контрольных (тестовых) сообщений как циркулярно по всей системе оповещения населения, так и выборочно, по установленному графику, но не реже одного раза в сутки.

Электропитание технических средств оповещения населения должно осуществляться от сети гарантированного электропитания, в том числе от источников автономного питания (для оконечных средств оповещения типа "сирена" источники автономного питания не предусматриваются).

Автоматизированные рабочие места оповещения населения и аппаратура запуска оконечных средств оповещения должны размещаться на объектах в специально выделенных помещениях (зданиях, сооружениях) с ограниченным доступом людей и оснащенных системами вентиляции (кондиционирования) и пожарной сигнализации.

Оконечные средства оповещения, размещаемые на открытых пространствах (вне помещений, зданий, сооружений), должны устанавливаться в автономных защищенных термошкафах соответствующего климатического исполнения и оборудоваться сигнализацией о несанкционированном их вскрытии.

Устанавливать технические средства оповещения рекомендуется в местах, устойчивых к воздействую быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов.

Доля населения, оповещаемого системами оповещения населения, к 2030 году должна составлять не менее 90%.

 

III. Обеспечение передачи по сетям связи операторов связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации

 

Обеспечение передачи по сетям связи операторов связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации населению субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии со статьей 66 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и передачи операторами связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2322 (далее - Правила).

Для адекватного восприятия населением используется следующий формат передаваемой экстренной информации:

"ЧТО (указывается информация об опасностях, которые могут возникнуть или возникли при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов, о фактических и (или) прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан).

ГДЕ (указывается территория, на которой могут возникнуть (возникли) опасности при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов, зона фактических и (или) прогнозируемых опасных природных явлений и техногенных процессов, загрязнения окружающей среды, заболеваний, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан).

КОГДА (указывается дата и (или) время возникновения опасностей при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов, фактических и (или) прогнозируемых опасных природных явлений и техногенных процессов, загрязнений окружающей среды, заболеваний, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан).

МЕРОПРИЯТИЯ (указываются правила поведения населения и (или) необходимость проведения мероприятия по защите, номер вызова экстренных оперативных служб - 112".

Для сокращения времени передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации с использованием сетей связи операторов связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, а также проводного радиовещания, подключение муниципальных и региональных систем оповещения населения к сетям связи этих операторов, в том числе подключение региональных систем оповещения населения к сети связи федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - РТРС) осуществляется в соответствии с пунктом 31 Правил.

Для подключения к сети связи РТРС региональные системы оповещения населения должны соответствовать классу защищенности не ниже К2 в соответствии с приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (зарегистрирован Минюстом России 31.05.2013, регистрационный N 28608) и не ниже К2 в соответствии с приказом ФСТЭК России от 14.03.2014 N 31 "Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды" (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2014, регистрационный N 32919).

Выполнение требований к обеспечению защиты информации в региональных системах оповещения населения должно быть подтверждено аттестатом соответствия требованиям по защите информации в соответствии с приказом ФСТЭК России от 29.04.2021 N 77 "Об утверждении Порядка организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям о защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну" (зарегистрирован Минюстом России 10.08.2021, регистрационный N 64589).

Каналы связи, используемые для подключения региональной системы оповещения населения к сети связи РТРС, должны соответствовать классу защищенности 1Г в соответствии Руководящим документом "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации", утвержденным решением председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 30.03.1992.

 

IV. Использование других технических средств передачи информации

 

В целях увеличения доли населения, своевременно получающего сигналы оповещения и экстренную информацию, могут также использоваться системы, предназначенные для оповещения работников и иных граждан, находящихся на территории организаций, системы домофонной связи, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 - 5 типов, системы этажного оповещения в многоквартирных домах, другие системы озвучивания помещений в общественных и производственных зданиях. При этом передача сигналов оповещения и экстренной информации в перечисленные системы может осуществляться путем сопряжения их с системами оповещения населения.

Органами местного самоуправления или органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется взаимодействие с организациями - владельцами рекламных конструкций (электронных табло) в рамках реализации подпункта "и" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" по осуществлению в установленном порядке распространения информации в целях своевременного оповещения населения.

Для доведения до населения экстренной информации через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" может использоваться доступное для устройств на базе IOS и Android мобильное приложение "МЧС России" и сопряженные с ним мобильные приложения, в которых реализована возможность получения push-сообщений с экстренной информацией от органов повседневного управления РСЧС, а также социальные сети, мессенджеры и другие цифровые сервисы в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления).

В населенных пунктах, не охваченных системами оповещения населения, а также с отсутствующей или поврежденной инфраструктурой связи и электропитания, для оповещения населения задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

 

Разработаны методические рекомендации по организации оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие них, а также при ЧС природного и техногенного характера.

За своевременное оповещение населения отвечает региональная и местная власть. Решение об этом и о задействовании сетей связи и других техсредств передачи информации, а также об определении зоны (территории) оповещения населения принимается главами регионов и муниципалитетов.

Для оповещения населения используется сигнал "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", представляющий собой звучание изменяющихся тональности и амплитуды (от минимума до максимума, но не более 120 дБА), путем включения оконечных средств оповещения с последующей передачей аудио, аудиовизуальных, текстовых сообщений с экстренной информацией. Для передачи сигнала применяется электросвязь, радио-, проводное и телевизионное вещание, а также другие технические средства информирования.

 

Методические рекомендации по организации оповещения населения (одобрены протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 12 марта 2025 г. N 3)

 

Опубликование:

-