29 апреля 2014 г. |
Дело N А42-3470/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Марьянковой Н.В., Старченковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.10.2013 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А42-3470/2013,
установил:
Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Мурманской области (далее - Кадастровая палата) о признании незаконным решения от 28.02.2013 N 51/12-1-8895 об отказе Комитету в государственном кадастровом учете изменений площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002014:11 и об обязании Кадастровой палаты осуществить государственный кадастровый учет заявленных изменений.
Решением от 21.10.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.01.2014, оспариваемое решение Кадастровой палаты признано незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" (далее - постановление КС РФ от 28.05.2010 N 12-П); Кадастровая палата обязана устранить нарушения прав и законных интересов Комитета, повторно рассмотрев его заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002014:11.
В кассационной жалобе Кадастровая палата, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 21.10.2013 и постановление от 28.01.2014 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 51:20:0002014:11 находится в муниципальной собственности.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 51:20:002014 по состоянию на 24.12.2002 (категория земель: земли поселений), утвержденный 14.01.2003 руководителем Мурманского горкомзема, включен земельный участок площадью 751 кв.м с кадастровым номером 51:20:002014:0011, расположенный по адресу: Мурманск, ул. Чехова, д. 12/37. Согласно этому перечню разрешенное использование земельного участка - жилой дом (т.д. 1, л. 58-61).
Комитет 02.02.2013 обратился в Кадастровую палату с заявлением о государственном кадастровом учете изменений площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002014:11, расположенного по адресу: Мурманск, ул. Чехова, д. 12/37 (т.д. 1, л. 32, 55, 56).
Согласно межевому плану, представленному в орган кадастрового учета (т.д. 1, л. 32), в уточняемые заявителем границы земельного участка, помимо многоквартирного дома 12/37 по ул. Чехова, включено оборудование трансформаторной подстанции 33 по ул. Павлова, д. 35 (далее - ТП-33).
Обращаясь за кадастровым учетом указанных изменений, Комитет исходил из своих полномочий на такое обращение, поскольку на данном земельном участке имеется муниципальное имущество в виде оборудования ТП-33 (т.д. 1, л. 50), а в многоквартирном доме 12/37 по ул. Чехова имеются муниципальные жилые помещения - квартиры N 2, 5, 6, 7 (т.д. 1, л. 77).
Решением от 28.02.2013 N 51/12-1-8895 Кадастровая палата отказала в осуществлении государственного кадастрового учета заявленных изменений на основании пункта 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, указав, что с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (т.д. 1, л. 30, 31).
Считая решение от 28.02.2013 незаконным, Комитет подал в арбитражный суд настоящее заявление.
Удовлетворяя требование о признании оспариваемого решения незаконным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действия Комитета по внесению в государственный кадастр недвижимости изменений площади и описания местоположения границ муниципального земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002014:11, на котором находится муниципальное имущество (ТП-33 и муниципальные жилые помещения в многоквартирном доме), согласуются с частями 1, 3 статьи 20 Закона о кадастре, поскольку в данном случае Комитет действовал как представитель собственника указанного земельного участка и расположенного на нем имущества, а равно в соответствии с указаниями такого собственника.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции усматривает основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и прошедший государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, земельный участок, сформированный и прошедший государственный кадастровый учет до 01.03.2005 (статья 1 Вводного закона), принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, под которым расположен такой участок.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 66 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
При этом если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом (пункт 67 Постановления N 10/22).
На представленном в материалах дела межевом плане изображена схема расположения земельных участков в кадастровом квартале 51:20:0002014 и их существующая застройка, обозначены границы земельных участков по сведениям государственного кадастра недвижимости (т.д. 1, л. 32). Согласно данной схеме земельный участок с кадастровым номером 51:20:0002014:11 имеет границы с земельными участками N 51:20:0002014:10 и 51:20:0002014:12, а также с земельным участком N 51:20:0002014:13, на котором находится ТП-33.
Как следует из отзыва Кадастровой палаты и не опровергнуто заявителем, сведения о земельном участке с кадастровым номером 51:20:0002014:11 внесены в государственный кадастр недвижимости 29.01.2003 на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 51:20:002014 (т.д. 1, л. 52). Из данного перечня усматривается, что названный земельный участок категории "земли поселений" имеет площадь 751 кв.м и расположен под многоквартирным домом 12/37 по ул. Чехова (т.д. 1, л. 58).
С учетом изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о нахождении земельного участка в муниципальной собственности является необоснованным, поскольку у собственников помещений в многоквартирном доме 12/37 по ул. Чехова в силу закона возникло право общей долевой собственности на данный земельный участок.
Местоположение границ земельного участка и его площадь в соответствии с положениями части 3 статьи 1, пунктов 3, 6 части 1 статьи 7, статьи 38 Закона о кадастре являются уникальными характеристиками такого участка.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре при изменении уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется кадастровый учет.
Согласно части 3 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о кадастровом учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. В силу части 1 статьи 20 Закона о кадастре с заявлением о кадастровом учете от имени собственников помещений в многоквартирном доме вправе также обратиться их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (пункт 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре).
Делая вывод о том, что Комитет в данном случае является надлежащим лицом, которое вправе обратиться с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости, суды первой и апелляционной инстанций сослались на толкование норм права, содержащееся в пунктах 4.2, 4.3 постановления КС РФ от 28.05.2010 N 12-П.
Между тем указанные пункты разъясняют правовую позицию КС РФ по применению части 3 статьи 16 Вводного закона, регулирующей порядок обращения собственников помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, который не был сформирован и не прошел государственный кадастровый учет до 01.03.2005. Разъяснений о праве любого собственника помещений в многоквартирном доме по своему усмотрению обратиться в орган кадастрового учета за уточнением границ уже сформированного под домом земельного участка в постановлении КС РФ от 28.05.2010 N 12-П не содержится.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 Закона о кадастре).
Сведений о том, на основании чего Комитет уточнил границы земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002014:11, в материалах дела не имеется. Изменяя границы данного земельного участка, Комитет включил в них ТП-33, которая является объектом инженерной инфраструктуры, входит в состав муниципальной казны города Мурманска (т.д. 1, л. 50) и по смыслу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации не включается в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах Кадастровая палата со ссылкой на пункт 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре правомерно отказала Комитету в осуществлении кадастрового учета изменений площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002014:11.
С учетом изложенного обжалуемые решение от 21.10.2013 и постановление от 28.01.2014 подлежат отмене ввиду неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу N А42-3470/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
Н.В. Марьянкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 Закона о кадастре).
Сведений о том, на основании чего Комитет уточнил границы земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002014:11, в материалах дела не имеется. Изменяя границы данного земельного участка, Комитет включил в них ТП-33, которая является объектом инженерной инфраструктуры, входит в состав муниципальной казны города Мурманска (т.д. 1, л. 50) и по смыслу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации не включается в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах Кадастровая палата со ссылкой на пункт 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре правомерно отказала Комитету в осуществлении кадастрового учета изменений площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002014:11."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2014 г. N Ф07-1731/14 по делу N А42-3470/2013