Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Федеральному плану действий
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
План
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных ландшафтными (природными) пожарами в 2025 году на территории Российской Федерации
Принятые сокращения
Сокращенное наименование |
Полное наименование |
АСДНР |
аварийно-спасательные и другие неотложные работы |
ВГСЧ |
военизированные горноспасательные части МЧС России |
ВКС |
видеоконференцсвязь |
ВМФ |
Военно-Морской Флот |
ВНИИ ГОЧС (ФЦ) |
федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) |
ГИМС |
Государственная инспекция по маломерным судам |
ГЛОНАСС |
глобальная навигационная спутниковая система |
ГСМ |
горюче-смазочные материалы |
ГУ НЦУКС |
Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России |
ГУ МЧС России |
главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации |
Головное ГУ МЧС России |
территориальный орган МЧС России, дислоцированный в субъекте Российской Федерации, в котором расположен центр соответствующего федерального округа Российской Федерации (Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, осуществляющее координацию деятельности в соответствующем федеральном округе) |
ДЗЗ |
дистанционное зондирование Земли |
ЕДДС МО |
единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования |
КА |
космические аппараты |
КВ |
короткие волны |
КЧС и ОПБ |
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности |
МЧС России |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
МУС ЧС |
мобильный узел связи |
ОГ |
оперативная группа |
ОШ |
оперативный штаб |
ОДС |
оперативная дежурная смена |
ИОС |
исполнительный орган субъекта Российской Федерации |
ОМСУ |
органы местного самоуправления |
ПАСФ |
профессиональная аварийно-спасательная служба |
ПВР |
пункт временного размещения |
ПУ |
пункт управления |
ППУ |
подвижный пункт управления |
РСЧС |
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
РЦОПУ |
федеральное государственное казенное учреждение "Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России" |
СВФ |
спасательное воинское формирование |
СМИ |
средства массовой информации |
СМП |
Северный морской путь |
ТП РСЧС |
территориальные подсистемы РСЧС |
УКВ |
ультракороткие волны |
ФО |
федеральный округ Российской Федерации |
ФОИВ |
федеральные органы исполнительной власти |
ФПМП ЧС |
функциональная подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РСЧС |
ФП РСЧС |
функциональные подсистемы РСЧС |
ФПС ГПС |
федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы |
ЦУКС |
центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России |
ЧС |
чрезвычайная ситуация |
Федеральный штаб |
федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров |
1. Прогноз развития пожароопасной обстановки на территории Российской Федерации
1.1. Метеорологическая обстановка
Параметры пожароопасного сезона и сроки его начала определяются величинами отклонений от нормы (среднемноголетних климатических значений) следующих гидрометеорологических параметров:
уровень снегозапасов на начало пожароопасного сезона;
температура воздуха в пожароопасный сезон;
количество и тип осадков в пожароопасный сезон.
1.2. Среднемноголетние сроки (ранние и поздние) возникновения первых очагов ландшафтных (природных) пожаров
Согласно среднемноголетним данным появление первых очагов пожаров начинается:
в первой декаде апреля - на территории 8 субъектов: Приморский край, Амурская область, Еврейская АО (Дальневосточный ФО), республики Алтай и Бурятия, Забайкальский край (Сибирский ФО), Республика Крым (Южный ФО), Ставропольский край (Северо-Кавказский ФО);
во второй декаде апреля - на территории 40 субъектов: Хабаровский край (Дальневосточный ФО), республики Тыва и Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Иркутская область (Сибирский ФО), Курганская, Свердловская и Челябинская области (Уральский ФО), Калининградская область (Северо-Западный ФО), Самарская, Саратовская и Ульяновская области (Приволжский ФО), Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тульская, Смоленская, Брянская, Московская, Калужская, Орловская, Тамбовская и Рязанская области (Центральный ФО), Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области (Южный ФО), республики Северная Осетия - Алания, Дагестан и Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики (Северо-Кавказский ФО), Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области;
в третьей декаде апреля - на территории 32 субъектов: Сахалинская область (Дальневосточный ФО), Кемеровская, Новосибирская и Омская области (Сибирский ФО), Тюменская область (Уральский ФО), Вологодская, Новгородская и Псковская области (Северо-Западный ФО), республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан и Чувашия, Нижегородская, Оренбургская и Пензенская области (Приволжский ФО), Брянская, Белгородской, Владимирская, Калужская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская и Ярославская области (Центральный ФО), Республика Адыгея (Южный ФО), Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области;
в первой декаде мая - на территории 12 субъектов: Республика Саха (Якутия), Камчатский край (Дальневосточный ФО), Томская область (Сибирский ФО), Республика Карелия, Архангельская и Ленинградская области (Северо-Западный ФО), Республика Удмуртия, Пермский край, Кировская область (Приволжский ФО), Ивановская, Костромская и Рязанская области (Центральный ФО);
во второй декаде мая - на территории 4 субъектов: Магаданская область (Дальневосточный ФО), Ханты-Мансийский АО (Уральский ФО), Республика Коми, Мурманская область (Северо-Западный ФО);
в первой декаде июня - на территории 1 субъекта: Ямало-Ненецкий АО (Уральский ФО);
во второй декаде июня - на территории 1 субъекта: Чукотский АО (Дальневосточный ФО);
в первой декаде июля - на территории 1 субъекта: Ненецкий АО (Северо-Западный ФО);
в третьей декаде июля - на территории 1 субъекта: Республика Калмыкия (Южный ФО).
1.3. Распределение среднемноголетних параметров пожарной обстановки
По среднемноголетним данным наибольшее количество очагов ландшафтных (природных) пожаров (за весь пожароопасный сезон) регистрируется на территории:
Дальневосточного ФО - республики Бурятия и Саха (Якутия), Забайкальский, Хабаровский и Забайкальский края, Магаданская и Амурская области, Еврейская АО, Чукотский АО.
Сибирского ФО - Республика Тыва, Красноярский край, Иркутская область;
Уральского ФО - Челябинская область;
Приволжского ФО - Пензенская, Самарская, Саратовская и Оренбургская области;
Южного ФО - Ростовская, Астраханская и Волгоградская области;
Северо-Кавказского ФО - Карачаево-Черкесская Республика;
Северо-Западного ФО - республики Коми и Карелия, Архангельская и Мурманская области;
Центрального ФО - Белгородская, Воронежская, Костромская, Тамбовская и Рязанская области;
Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области.
1.4. Прогноз ЧС, обусловленных ландшафтными (природными) пожарами на территории Российской Федерации в 2025 году
Повышенный риск начала пожароопасного сезона ранее среднемноголетних сроков (на 1 декаду и более) прогнозируется на территории Дальневосточного (Республика Бурятия, Приморский, Хабаровский и Забайкальский края, Амурская и Магаданская области, Еврейская АО), Сибирского (Республика Алтай, Алтайский и Красноярский края, Новосибирская, Иркутская и Томская области), Приволжского (Республика Башкортостан, Оренбургская и Саратовская области), Южного (Краснодарский край, Волгоградская, Ростовская и Астраханская области), Северо-Западного (Псковская, Ленинградская, Калининградская и Архангельская области) и Центрального (Воронежская, Белгородская и Брянская области) федеральных округов. На остальной территории Российской Федерации начало пожароопасного сезона ожидается в сроки, близкие к среднемноголетним.
Повышенная вероятность превышения среднемноголетних значений параметров пожарной обстановки (очаги, площади) прогнозируются:
в марте - на территории Дальневосточного федерального округа (Забайкальский и Приморский края), Приволжского федерального округа (Саратовская и Пензенская области), Южного федерального округа (республики Адыгея и Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская, Ростовская и Волгоградская области), Северо-Кавказского федерального округа (Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край), Центрального федерального округа (Брянская, Белгородская, Московская, Воронежская, Курская, Орловская, Смоленская, Калужская, Тамбовская, Липецкая, Тульская, Тверская и Рязанская области) и Донецкой и Луганской народных республик.
в апреле - на территории Дальневосточного федерального округа (Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Амурская область, Еврейская АО), Сибирского федерального округа (республики Тыва и Хакасия, Красноярский и Алтайский края, Омская, Кемеровская, Новосибирская и Иркутская области), Уральского федерального округа (Курганская, Тюменская и Челябинская области), Приволжского федерального округа (республики Татарстан, Башкортостан и Мордовия, Чувашская Республика, Ульяновская, Пензенская, Оренбургская, Самарская и Нижегородская области), Северо-Западного федерального округа (Калининградская, Ленинградская и Псковская области), Центрального федерального округа (Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская, Московская, Калужская, Тульская, Орловская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Рязанская области), Южного федерального округа (Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области), Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей;
в мае - на территории Дальневосточного федерального округа (Республика Бурятия, Приморский, Хабаровский и Забайкальский края, Амурская область, Еврейская АО), Сибирского федерального округа (Республика Тыва, Алтайский и Красноярский края, Омская, Томская Новосибирская, Иркутская и Кемеровская области); Уральского федерального округа (Курганская, Тюменская и Челябинская области); Приволжского федерального округа (республики Татарстан, Мордовия, Башкортостан и Марий-Эл, Удмуртская и Чувашская республики, Пермский край, Кировская, Оренбургская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области); Южного федерального округа (Республика Калмыкия, Ростовская и Волгоградская области); Северо-Западного федерального округа (республики Коми и Карелия, Ленинградская, Новгородская, Вологодская, Калининградская, Псковская и Архангельская области); Центрального федерального округа (Тверская, Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская, Московская, Калужская, Тульская, Орловская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Рязанская, Владимирская, Ивановская, Ярославская и Костромская области), Северо-Кавказского федерального округа (республики Дагестан и Ингушетия, Ставропольский край);
в июне - на территории Дальневосточного (республики Саха (Якутия) и Бурятия, Забайкальский и Камчатский края, Сахалинская и Амурская области), Сибирского (Республика Тыва, Алтайский край, Иркутская, Томская области), Уральского (Челябинская, Курганская и Тюменская области, Ханты-Мансийский АО), Приволжского (республики Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Пензенская, Оренбургская, Саратовская, Самарская, Ульяновская, Нижегородская области), Северо-Кавказского (Республика Дагестан, Ставропольский край), Северо-Западного (Республика Коми, Мурманская, Архангельская, Новгородская, Псковская области) и Центрального (Воронежская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская области) федеральных округов, а также на территории Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской, Запорожской областей;
в июле - на территории Дальневосточного (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская область), Сибирского (республика Тыва, Алтайский и Красноярский края, Томская, Иркутская области), Уральского (Челябинская, Курганская, Свердловская области, Ханты-Мансийский, ЯмалоНенецкий АО), Приволжского (республики Башкортостан, Татарстан, Пензенская, Саратовская, Самарская, Ульяновская, Оренбургская области), Южного (республики Крым, Калмыкия, Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области), Северо-Западного (Республика Коми, Архангельская, Мурманская области) и Центрального (Воронежская, Тамбовская, Липецкая области) федеральных округов, а также на территории Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской, Запорожской областей;
в августе - на территории Дальневосточного (Республика Саха (Якутия), Забайкальский, Хабаровский края), Сибирского (Алтайский край, Новосибирская, Томская, Иркутская области), Уральского (Челябинская и Свердловская области, Ханты-Мансийский АО), Южного (Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области), Северо-Западного (южные районы Республики Коми и Архангельской области) и Центрального (Воронежская, Тамбовская, Липецкая, Курская, Брянская, Белгородская, Ростовская области) федеральных округов, а также на территории Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской, Запорожской областей;
в сентябре - на территории Дальневосточного (Приморский, Забайкальский, Хабаровский края, Еврейская АО), Сибирского (Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская, Томская, Омская, Иркутская и Кемеровская области), Уральского (южные районы Челябинской, Курганской, Свердловской и Тюменской областей), Приволжского (Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Самарская области), Южного (республики Крым, Калмыкия, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области), СевероКавказского (Ставропольский край) федеральных округов, а также на территории Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской, Запорожской областей;
в октябре - на территории Дальневосточного (Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский края), Сибирского (центральные и южные районы Алтайского края и Кемеровской области, центральные районы Республики Хакасия, южные районы Красноярского края), Уральского (южные районы Челябинской области), Приволжского (южные районы Республики Башкортостан, восточные и центральные районы Оренбургской области), Южного (южные районы Республики Калмыкия и Астраханской области), Северо-Кавказского (восточные районы Ставропольского края) и Центрального (Брянская область, западные районы Калужской и Орловской областей, северные районы Курской области) федеральных округов.
2. Организация планирования и проведения превентивных мероприятий в пожароопасный сезон на территории Российской Федерации
Превентивные мероприятия проводятся с целью снижения риска возникновения ландшафтных (природных) пожаров и их последствий. Они проводятся на основе планов, составленных организациями и учреждениями, в введении которых находятся вопросы тушения ландшафтных (природных) пожаров. При составлении указанных планов виды превентивных мероприятий и объёмы выполняемых работ по каждому субъекту Российской Федерации основываются на данных об уровне развития экономики, степени хозяйственного освоения лесов, интенсивности лесного хозяйства, фактической горимости лесов, состояния торфяных залежей.
В соответствии с Федеральным законом от 30 января 2024 г. 5-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с 29 июня 2024 г. мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, созданные ФОИВ, ИОС, ОМСУ, а также организациями, за исключением государственного материального резерва, могут использоваться при введении режима повышенной готовности в случае, если это предусмотрено порядком создания и использования резервов (резервных фондов), указанным в части 2 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Превентивные мероприятия в пожароопасный сезон на территории Российской Федерации проводятся с привлечением сил и средств Ф и ТП РСЧС, а также лиц, арендующих леса или имеющих их в бессрочном использовании.
Превентивные мероприятия в пожароопасный сезон условно разделены на три группы:
мероприятия прогнозно-аналитического характера;
мероприятия организационно-оперативного характера;
инженерно-технические мероприятия.
К мероприятиям прогнозно-аналитического характера относятся:
разработка прогноза лесопожарной обстановки;
ведение космического мониторинга по выявлению термических аномалий (термические точки, очаги ландшафтных (природных) пожаров);
оповещение органов управления об угрозе ландшафтных (природных) пожаров;
оповещение населения об угрозе ландшафтных (природных) пожаров;
проведение мониторинга состояния торфоразработок с целью профилактики торфяных пожаров;
формирование списков населенных пунктов и территорий, где мероприятия превентивного обеспечения безопасности от ландшафтных (природных) пожаров требуют особого контроля.
К мероприятиям организационно-оперативного характера относятся:
создание межведомственных комиссий, рабочих и оперативных групп на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации;
планирование конкретных предупредительных инженерно-технических мероприятий, мер защиты и других профилактических работ;
подготовка нормативных правовых актов для принятия должностными лицами соответствующих ФОИВ решений по проведению предупредительных мероприятий и ликвидации последствий ландшафтных (природных) пожаров, контроль за созданием таких актов в субъектах Российской Федерации;
работа по заключению договоров о взаимодействии между ФОИВ, которые возможно задействовать в случае возникновения или угрозе возникновения ЧС, и ИОС в области организации предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами;
разработка и утверждение сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
разработка и утверждение плана тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях оборон и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий) на территории субъекта Российской Федерации;
уточнение плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации;
выполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
выполнение мероприятий, предусмотренных планом тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях оборон и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий) на территории субъекта Российской Федерации;
постановка задач органам управления, силам Ф и ТП РСЧС, приведение их в случае необходимости в готовность к применению;
организация взаимодействия Ф и ТП РСЧС по вопросам предупреждения, ликвидации ЧС и их последствий, вызванных ландшафтными (природными) пожарами;
организация и проведение проверок ТП РСЧС по выполнению предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от ЧС;
информирование глав муниципальных образований и населения о требованиях пожарной безопасности;
обеспечение готовности систем оповещения населения к выполнению задач по предназначению;
проведение разъяснительной работы среди населения о необходимости выполнения мероприятий по сохранению имущества и правилах поведения при угрозе ландшафтных (природных) пожаров, в том числе действиях при получении сигнала оповещения, экстренной информации и эвакуации в случае необходимости;
организация и проведение совместных учений и тренировок по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с ландшафтными (природными) пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от ландшафтных (природных) пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения ландшафтных (природных) пожаров;
оценка готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону;
организация и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами;
организация информирования населения через СМИ, официальные интернет-ресурсы и блогосферу;
подготовка и проверка систем связи в случае возникновения ЧС, связанных с ландшафтными (природными) пожарами;
материально-техническое обеспечение предупредительных мероприятий; обследование и паспортизация водоёмов на территориях субъектов Российской Федерации на предмет применения на них самолётов БЕ-200ЧС, а также обследование и подготовка водоёмов на предмет осуществления забора воды при помощи водосливных устройств ВСУ-5 и ВСУ-15;
создание необходимого запаса пенообразователя, пригодного для приготовления авиационной огнегасящей смеси;
определение и оборудование посадочных площадок для самолётов и вертолётов в целях использования при проведении авиационных работ по ликвидации ЧС;
корректировка паспортов населённых пунктов, подверженных угрозе перехода лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также территорий организации отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводств и огородничеств, подверженных угрозе лесных пожаров.
К мероприятиям инженерно-техническим мероприятиям относятся работы по противопожарному обустройству лесов, территорий населенных пунктов на территории субъектов Российской Федерации.
Всего по данным территориальных органов МЧС России на территории Российской Федерации спланировано проведение превентивных мероприятий в следующих объемах:
создание лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 4 037 км;
эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 162 355 км;
создание посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров - 33 ед.;
эксплуатация посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров - 454 ед.;
создание пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт и т.д.) - 756 ед.;
эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт и т.д.) - 2215 ед.;
создание мест для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения - 2294 ед.;
создание мест для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения - 2294 ед.;
эксплуатация мест для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения - 8224 ед.;
Надзорно-профилактические мероприятия включает: проведение контрольных (надзорных) мероприятий противопожарного обустройства территорий населенных пунктов, организаций отдыха детей и их оздоровления, садоводческих и огороднических товариществ, а также объектов экономики, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров;
проведение выездных обследований территорий объектов социальной инфраструктуры, энергетики и транспорта, имеющих общую границу с лесными участками и подверженных угрозе перехода на них ландшафтных (природных) пожаров, в части реализации мер, направленных на недопущение перехода лесных пожаров;
проведение совместных с органами лесного контроля (надзора), органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля выездных обследований в целях контроля очистки территорий, прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, отделения леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером, а также принятия собственниками сельскохозяйственных угодий мер по их защите от зарастания сорной растительностью, деревьями и кустарниками, своевременному проведению сенокошения на сенокосах, уделив особое внимание содержанию противопожарных минерализованных полос, а также противопожарных расстояний до леса;
проведения совместных с органами внутренних дел, органами лесного контроля (надзора), ОМСУ выездных обследований в части соблюдения порядка выжигания сухой травянистой растительности, порядка использования открытого огня и разведения костров, а также оперативной проверки термических точек, обнаруженных средствами космического мониторинга;
проведение проверок по фактам уничтожения или повреждения лесных насаждений пожарами, в том числе в результате умышленных поджогов, возбуждение в установленном порядке уголовных дел, а также установление лиц, допустивших нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
3. Организация управления и взаимодействия
Порядок организации управления
Управление силами и средствами, предназначенными для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами на территории Российской Федерации, организуется в общей системе управления РСЧС.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. N 2263 "Об утверждении уровней реагирования на ландшафтные (природные) пожары" в зависимости от времени, прошедшего с момента получения сообщения о ландшафтном (природном) пожаре, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения, устанавливаются следующие уровни реагирования на ландшафтные (природные) пожары:
муниципальный уровень реагирования;
региональный уровень реагирования;
федеральный уровень реагирования.
Координация деятельности органов управления и сил РСЧС при ликвидации ЧС на территории Российской Федерации, вызванных ландшафтными (природными) пожарами, осуществляется:
при установлении муниципального уровня реагирования - КЧС и ОПБ муниципального образования;
при установлении регионального уровня реагирования - КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации;
при установлении федерального уровня реагирования:
Правительственной КЧС и ОПБ или рабочей группой Правительственной КЧС и ОПБ - в отношении ландшафтных (природных) пожаров (за исключением ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, лесных пожаров на землях обороны и безопасности);
федеральным штабом по координации деятельности по тушению лесных пожаров или КЧС и ОПБ Федерального агентства лесного хозяйства - в отношении ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, лесных пожаров на землях обороны и безопасности.
По истечении 168 часов с момента поступления сообщения о ландшафтном (природном) пожаре на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, лесном пожаре на землях обороны и безопасности федеральный штаб направляет предложения (с указанием причин продолжения распространения ландшафтного (природного) пожара) в МЧС России о необходимости привлечения Правительственной КЧС и ОПБ или рабочей группы Правительственной КЧС и ОПБ к координации тушения ландшафтного (природного) пожара.
На весь пожароопасный сезон обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС, организацию информационного взаимодействия ФОИВ, ИОС, ОМСУ и организаций осуществляют:
на федеральном уровне - ГУ НЦУКС;
на межрегиональном уровне - ЦУКС территориального органа МЧС России, дислоцированного в субъекте Российской Федерации, в котором расположен центр соответствующего федерального округа;
на региональном уровне - ЦУКС территориального органа МЧС России;
на муниципальном уровне - ЕДДС МО;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
В целях повышения эффективности при оценке обстановки и координации действий привлекаемых сил и средств Ф и ТП РСЧС при ликвидации ЧС, обеспечения защиты населения и окружающей среды непосредственно в зону ЧС могут направляться:
ОШ постоянно действующей рабочей группы Правительственной КЧС и ОПБ;
постоянно действующий ОШ при КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации;
ОШ территориального органа МЧС России, а также ФОИВ, ИОС и ОМСУ.
Взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуется:
на федеральном уровне - ГУ НЦУКС, а также организации (подразделения), обеспечивающие деятельность ФОИВ и государственных корпораций в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
на межрегиональном уровне - ЦУКС, осуществляющего координацию деятельности, а также организации (подразделения) территориальных органов ФОИВ межрегионального уровня, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС на межрегиональном уровне;
на региональном уровне - ЦУКС, а также организации (подразделения) территориальных органов ФОИВ по субъектам Российской Федерации и организации (подразделения) ИОС, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
на муниципальном уровне - ЕДДС МО;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
При ликвидации ЧС (происшествий) в период прохождения пожароопасного сезона взаимодействие с ИОС Ф и ТП РСЧС организуется по следующим направлениям деятельности:
разведка зоны ЧС;
применение космического мониторинга;
использование информационных ресурсов в режиме реального времени;
усиление сил и средств для работы в зоне ЧС;
оповещение населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС;
обеспечение действий объединенных сил и организация управления ими.
В целях согласованности действий сил и средств МЧС России с Ф и ТП РСЧС взаимодействие организуется:
по задачам, месту, времени и способам действий;
по поиску и спасанию пострадавших, оказанию им первой помощи;
по организации эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения в районах временного размещения;
по проведению АСДНР и ликвидации последствий ЧС.
Взаимодействие при организации ликвидации последствий ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами, организуется:
с МВД России - по вопросам организации охраны общественного порядка, недопущения паники и мародерства, сопровождения колонн специальной техники, обеспечения безопасности проведения тушения ландшафтных (природных) пожаров, ограничения доступа в зону ЧС лиц, не задействованных в тушении, задействования громкоговорящих средств оповещения на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения для оповещения населения в зонах ЧС;
с Росгвардией - по вопросам привлечения личного состава и техники Росгвардии к тушению ландшафтных (природных) пожаров на территориях, примыкающих к военным городкам, местам размещения территориальных органов Росгвардии и на земельных участках, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании войск национальной гвардии, и вблизи охраняемых объектов, а также участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в зоне ЧС, задействованию громкоговорящих средств оповещения на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения для оповещения населения в зонах ЧС;
с Минобороны России - по вопросам привлечения личного состава и техники Минобороны к тушению ландшафтных (природных) пожаров, а также информационного взаимодействия в соответствии с Регламентом;
с Рослесхозом - по вопросам организации выполнения мероприятий по предупреждению и тушению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда;
с Минприроды России - по вопросам организации выполнения мероприятий по предупреждению и тушению ландшафтных (природных) пожаров на особо охраняемых природных территориях;
с Росгидрометом - по вопросам непрерывного мониторинга метеорологической обстановки, в том числе по вопросам функционирования государственной наблюдательной сети и организации деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений; по обеспечению функционирования пунктов метеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения метеорологической информации, обеспечению выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде; по организации и проведению работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (защите сельскохозяйственных растений от градобития, регулирования осадков, рассеиванию туманов);
со СМИ - по вопросам информирования населения о складывающейся обстановке и проводимых превентивных противопожарных мероприятиях;
с операторами связи - по вопросам задействования громкоговорящих средств оповещения на подвижных объектах, мобильных и носимых средствах оповещения для оповещения населения в зонах ЧС;
с ИОС - по вопросам организации жизнеобеспечения пострадавшего населения, а также финансового обеспечения мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, а также задействования громкоговорящих средств оповещения на подвижных объектах, мобильных и носимых средствах оповещения для оповещения населения в зонах ЧС.
Ежегодно на базе Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2017 г. N 157 "Об утверждении Положения о формировании штабов по координации деятельности по тушению лесных пожаров" на весь пожароопасный сезон создается федеральный штаб.
Целью создания федерального штаба является обеспечение координации действий по тушению лесных пожаров ФОИВ, ИОС и подведомственными им учреждениями, осуществляющих мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в части привлечения имеющихся в их распоряжении сил и средств пожаротушения на тушение лесных пожаров, в соответствии с федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планами тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
Заседания федерального штаба проводятся по мере необходимости (в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, связанной с лесными пожарами), но не реже чем:
один раз в месяц с ноября по март;
один раз в неделю с апреля по октябрь.
4. Состав группировки сил РСЧС
Общую группировку сил и средств планируется иметь в составе:
за Российскую Федерацию: л/с - 851 212 человек, 182 460 единиц техники, 510 воздушных судов, 166 водосливных устройства, 1 260 беспилотных воздушных судна, в том числе:
от МЧС России: л/с - 112 928 человек (в том числе непосредственно для тушения пожаров 62 380 человек), 17 115 ед. техники, 69 воздушных судов, предназначенных для тушения пожаров (17 самолетов, 52 вертолет), 68 водосливных устройств (ВСУ-5А - 55 ед., ВСУ-15А - 10 ед., ВАП-2 - 3 ед.), 416 беспилотных воздушных судов (37 - самолетного типа; 365 - вертолетного типа, 14 - комбинированного типа)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.