14 мая 2014 г. |
Дело N А13-6442/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Константинова П.Ю.,
при участии от закрытого акционерного общества "Торговый дом "Электросталь - Инвест" Пугина Р.А. (доверенность от 05.05.2014),
рассмотрев 06.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Торговый дом "Электросталь - Инвест" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.09.2013 (судья Алимова Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу N А13-6442/2013,
установил:
Департамент экономики Вологодской области место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 2, ОГРН 1103525013899 (ранее Комитет развития малого и среднего предпринимательства области; далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу "Торговый Дом "Электросталь-Инвест", место нахождения: 160035, город Вологда, Предтеченская улица, дом 31, ОГРН 1063525115158 (далее - ЗАО "ТД "ЭИ", Общество), о взыскании 1 006 645 руб. 83 коп., в том числе 1 000 000 руб. бюджетных средств, выделенных в соответствии с договором о предоставлении инновационного гранта от 13.10.2011 N 02-08/65-2011 и 6645 руб. 83 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 16.05.2013 по 13.06.2013.
Решением суда первой инстанции от 20.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.01.2014, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ЗАО "ТД "ЭИ" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов, установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы у судов отсутствовали как фактические, так и правовые основания для удовлетворения требования Департамента о возврате инновационного гранта.
Департамент надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.10.2011 Комитетом развития малого и среднего предпринимательства области (далее - Комитет) и Обществом (получатель субсидии) заключен Договор от 13.10.2011 N 02-08/65-2011 о предоставлении инновационного гранта (далее - Договор) в размере 1 000 000 руб. на поддержку малой инновационной компании в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с бизнес-проектом, направленным на реализацию инновационной продукции, работ, услуг "производство профлиста из тонколистового проката", в том числе на приобретение автоматической профилегибочной линии для производства профлиста и разработку технических условий на производство профлиста.
Платежным поручением от 28.10.2011 N 655 инновационный грант в сумме 1 000 000 руб. перечислен на расчетный счет Общества.
В соответствии с постановлением Губернатора Вологодской области от 14.05.2012 N 249 "Об изменениях в структуре органов исполнительной государственной власти" Комитет с 24.07.2012 был переименован в Департамент.
На основании пункта 4.3 Договора и в соответствии с приказом Департамента от 05.04.2013 N 107 в отношении Общества проведена выездная проверка по вопросу осуществления инновационной деятельности и целевого использования инновационного гранта.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 17.04.2013 N 2, которым зафиксирован факт нарушения Обществом условий пункта 1 и пункта 4.3 Договора, а именно факт нецелевого использования инновационного гранта, недостоверность сведений, представленных в отчетности за 2011 год, непредставление отчетности о реализации бизнес-проекта за 2012 год.
Департаментом со ссылкой на пункты 2.1.4 и 7.1.2 Договора в адрес Общества направлено уведомление от 26.04.2013 N 3 о возврате бюджетных средств на сумму 1 000 000 руб., которое 15.05.2013 получено ответчиком в соответствии с почтовым уведомлением о вручении.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения с иском в суд.
Оценив представленные в материалы доказательства, суд первой инстанции установил факт приобретения Обществом автоматической профилегибочной линии для производства профлиста (линия НС 44) и разработку технических условий, но пришел к выводу о том, что Департаментом доказано нарушение ЗАО "ТД "ЭИ" условий Договора и наличия основания для возврата бюджетных средств на основании пункта 5.3 Положения о порядке предоставления субсидий (инновационных грантов) инновационным компаниям на поддержку научно-практических разработок, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 27.01.2009 N 118 (далее - Положение).
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действующей на дату предоставления субсидии, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 указанной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, условия предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежат нормативному закреплению в правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Вологодской области от 27.01.2009 N 118 (далее - Постановление) утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа) и Положение.
Департамент определен координатором деятельности органов исполнительной государственной власти области по реализации мероприятий Программы (пункт 2 Постановления).
Положение разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом N 209-ФЗ, определяет условия и порядок предоставления субсидии (инновационного гранта) на поддержку научно-практических разработок для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Суды, устанавливая наличие у Департамента основания для возврата инновационного гранта, сослались на пункт 5.3 Положения.
Согласно пункту 5.3 Положения получатель инновационного гранта обязан возвратить средства инновационного гранта в областной бюджет в соответствии с условиями договора о предоставлении инновационного гранта.
Однако данный пункт сам по себе не содержит конкретных оснований для возврата средств инновационного гранта. Учитывая публичный характер отношений по его предоставлению, в силу статьи 78 БК РФ, предусматривающей соответствующее нормативное определение целей, условий, порядка предоставления субсидий, а также порядка возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, содержащееся в пункте 5.3 Положения условие не может быть истолковано, как допускающее произвольное регулирование оснований возврата инновационного гранта участниками договора о его предоставлении.
Аналогичный подход использован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/2010.
Вывод о наличии основания для возврата инновационного гранта судами сделан без проверки, содержащихся в договоре условий о возврате бюджетных средств, на предмет их соответствия нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий.
В связи с этим, принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
При новом рассмотрении суду с учетом изложенного надлежит установить имеющие значение для дела обстоятельства, и правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.09.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А13-6442/2013 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.