05 июня 2014 г. |
Дело N А21-7087/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Локкенен" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.12.2013 по делу N А21-7087/2013 (судья Шанько О.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Локкенен", место нахождения: 236000, Калининград, Ленинский пр., д. 76/82, ОГРН 1043902853114 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный район", место нахождения: Калининградская обл., г. Багратионовск, Пограничная ул., д. 57, ОГРН 1023902213917 (далее - Администрация района), выраженный в письме от 02.08.2013 N 3922, в оказании муниципальной услуги на основании заявления Общества от 30.07.2013 по предоставлению дополнительного соглашения к договору от 11.11.2009 N 781 аренды земельного участка площадью 3500 кв.м с кадастровым номером 39:01:031111:71, расположенного по адресу: Калининградская обл., Багратионовский р-н, пос. Яблочкино, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с вида "под создание рекреационной зоны с целью организации сельского туризма" на вид "для сельскохозяйственного использования";
- обязать Администрацию района в течение десяти дней с момента вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о внесении изменений в договор аренды названного земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования и заключения дополнительного соглашения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Пограничное сельское поселение", место нахождения: 238460, Калининградская обл., Багратионовский р-н, пос. Совхозное, Луговая ул., д. 4, ОГРН 1083925039000 (далее - Администрация поселения).
Решением от 13.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 апелляционная жалоба Общества на решение от 13.12.2014 возвращена в связи с пропуском установленного процессуальным законодательством срока и отказом в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 13.12.2013 и удовлетворить заявленные требования.
Податель жалобы указывает на следующее: суд сделал неправильный вывод об отсутствии у Общества права изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка; ограничения, установленные Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) в части процедуры предоставления данных земельных участков, не распространяются на земельные участки сельскохозяйственного использования из земель населенных пунктов; до принятия правил землепользования и застройки полномочия по принятию решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка принадлежат Администрации поселения; поскольку вид разрешенного использования арендуемого Обществом земельного участка изменился в установленном порядке, арендодатель (Администрация района) обязан внести соответствующие изменения в договор аренды.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация района просит оставить принятое по делу решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации района от 10.11.2009 N 1798 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Локкенен" в аренду земельного участка в пос. Яблочкино" Администрация района (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 11.11.2009 N 781 аренды земельного участка площадью 3500 кв.м с кадастровым номером 39:01:031111:71, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Калининградская обл., Багратионовский р-н, пос. Яблочкино, для использования под создание рекреационной зоны с целью организации сельского туризма сроком до 10.11.2058.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением Администрации поселения от 27.12.2012 N 155 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 39:01:031111:71 и 39:01:031111:72", принятом на основании заявления Общества в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании заключения Администрации поселения N 6 о результатах публичных слушаний (протокол публичных слушаний от 27.12.2012 N 06), вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:01:031111:71 изменен с вида "под создание рекреационной зоны с целью организации сельского туризма" на вид "для сельскохозяйственного использования".
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на основании названного постановления Администрации поселения внесло соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (копия кадастровой выписки от 15.02.2013 N 39/13-ВС-24763).
Общество 30.07.2013 обратилось к Администрации района с заявлением N 6042 о внесении соответствующих изменений в договор аренды от 11.11.2009 N 781 путем заключения дополнительного соглашения.
Письмом от 02.08.2013 N 3922 Администрация района отказала заявителю во внесении изменений в договор аренды, сославшись на то, что изменение вида разрешенного использования с Администрацией района не согласовывалось; внесение изменений в договор аренды повлечет снижение поступлений арендной платы в бюджет муниципального образования.
Общество, считая отказ Администрации района незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Кассационная инстанция считает, что суд правильно отказал в удовлетворении требований Общества.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.14 Административного регламента по предоставлению Администрацией района муниципальной услуги по предоставлению дополнительных соглашений к договорам на передачу в аренду земель муниципального образования (далее - Административный регламент), утвержденного постановлением Администрации района от 27.09.2012 N 1423, в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано, если внесение изменений в договор аренды противоречит первоначальной процедуре предоставления земельного участка по данному договору, а также условиям договора.
Таким образом, отказ Администрации района заключить дополнительное соглашение об изменении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на другое основание, вытекающее из указанного в Административном регламенте, не повлиял на его правомерность.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора. Общество как арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать Администрацию района, выступающую арендодателем по договору аренды, изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.
Предметом договора аренды от 11.11.2009 N 781 является земельный участок с видом разрешенного использования "под создание рекреационной зоны с целью организации сельского туризма". Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, Общество как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ.
Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленным в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон. Статьи 450 и 451 ГК РФ предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В рассматриваемом случае у Администрации района как у арендодателя отсутствует обязанность изменять цель предоставления в аренду земельного участка по требованию арендатора, в том числе в судебном порядке; тот факт, что Администрация поселения изменила вид разрешенного использования земельного участка, не свидетельствует о безусловной обязанности Администрации района заключить с Обществом дополнительное соглашение к договору аренды и изменить цель предоставления данного земельного участка в аренду; оспариваемый отказ принят в соответствии с Административным регламентом и не нарушает прав и законных интересов Общества.
С учетом изложенного и при отсутствии предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого отказа Администрации незаконным, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Ссылки суда первой инстанции на положения Закона N 101-ФЗ не привели к принятию неправильного судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.12.2013 по делу N А21-7087/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Локкенен" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л.Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.