04 июня 2014 г. |
Дело N А05-9577/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Бурматовой Г.Е., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 02.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А05-9577/2012 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области, место нахождения: 164840, Архангельская обл., г. Онега, пр. Гагарина, д. 46 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Онежское", место нахождения: 164840, Архангельская обл., г. Онега, ул. Шаревского, д. 4, ОГРН 1052920021472 (далее - Учреждение), задолженности по уплате страховых взносов и пеней в сумме 584 514 руб. 06 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.09.2012 требования Фонда удовлетворены, решение вступило в законную силу, был выдан исполнительный лист серии АС N 000040371.
Фонд обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 07.10.2013 о замене Учреждения на его правопреемника, ссылаясь на ликвидацию Учреждения и создание муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район", место нахождения: 164840, Архангельская обл., г. Онега, ул. Шаревского, д. 6, ОГРН 1022901175330 (далее - правопреемник), которое является органом, действующим от имени муниципального образования "Онежское" (далее - МО "Онежское").
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 07.11.2013 в удовлетворении данного заявления отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 определение суда от 07.11.2013 отменено, произведена замена Учреждения на его правопреемника.
В кассационной жалобе правопреемник, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе определение суда от 07.11.2013.
Податель жалобы считает, что в соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации правопреемство возможно только при реорганизации юридических лиц, что в рассматриваемом случае отсутствует. Кроме того, в настоящее время Учреждение находиться в стадии ликвидации, записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о его ликвидации не имеется. По мнению подателя жалобы, возложение обязанностей Учреждения - юридического лица по его собственным обязательствам на публично-правовое образование и, соответственно, казну муниципального образования является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить обжалуемый по делу судебный акт без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что на момент рассмотрения заявления Фонда о процессуальном правопреемстве ликвидация Учреждения не завершена и запись о ликвидации Учреждения в ЕГРЮЛ не внесена.
В соответствии с частью 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 Закона N 131-ФЗ.
Как установлено материалами дела, Советом депутатов третьего созыва муниципального образования "Онежское" принято решение от 31.10.2012 N 22 "О ликвидации муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Онежское".
Решением собрания депутатов муниципального образования "Онежское" от 25.10.22012 N 180 утверждено положение о муниципальном казенном учреждении "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район", частью 3 статьи 36.1 устава которого, утвержденного решением Совета депутатов третьего созыва муниципального образования "Онежское" от 24.11.2005 N 79 (с последующими изменениями и дополнениями), предусмотрено, что администрация Онежского муниципального района в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения муниципального образования "Онежское", а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования "Онежское" федеральными законами и законами Архангельской области.
Согласно части 5 статьи 36.1 упомянутого устава финансовое обеспечение деятельности администрации Онежского муниципального района в части исполнения администрацией Онежского муниципального района полномочий администрации муниципального образования "Онежское" осуществляется из бюджета муниципального образования "Онежское". Администрация Онежского муниципального района несет ответственность за исполнение администрацией Онежского муниципального района полномочий администрации муниципального образования "Онежское" (в части решения вопросов местного значения муниципального образования "Онежское", а также осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования "Онежское" федеральными законами и законами Архангельской области) в пределах выделенных в бюджете муниципального образования "Онежское" финансовых средств, а также находящегося в муниципальной собственности имущества и имущественных прав муниципального образования "Онежское".
Таким образом, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, в порядке правопреемства заменяется лишь орган, посредством которого должно действовать муниципальное образование, исполняя судебный акт, само муниципальное образование, за счет средств которого должно быть произведено взыскание (муниципальное образование "Онежское") не меняется.
То есть в данном случае правопреемство наступило в силу закона.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 48 АПК РФ, правомерно заменил Учреждение на правопреемника в силу закона.
Довод подателя жалобы о нарушении его прав и законных интересов в части возложения ответственности по исполнению судебных решений на бюджет района отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный вопрос не относится к предмету настоящего судебного разбирательства.
На основании изложенного кассационная инстанция не усматривает нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении заявления, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А05-9577/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.