04 июня 2014 г. |
Дело N А56-62528/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Финансовая почта" Борисова О.В. (доверенность от 16.10.2013), от Центрального банка Российской Федерации Красехиной Г.А. (доверенность от 16.05.2014 N 78 АА 6295942),
рассмотрев 03.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финансовая почта" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2013 (судья Рогова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 (судьи Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-62528/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Финансовая почта", место нахождения: 191167, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 151, литер А, помещение 4, ОГРН 1127847234294, (далее - заявитель, общество, ООО "Финансовая почта") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 15 (далее - служба, МУ СБР, административный орган) от 01.10.2013 N 72-13-12/пн о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 003-2013, предусмотренном частью 9 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 04.12.2013 и постановление от 17.02.2014, принять по настоящему делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ. На момент вынесения оспариваемого постановления объективная сторона вменяемого заявителю правонарушения заключалась в неисполнении в установленный срок законного предписания Банка России, однако поскольку обществом не исполнено предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (далее - РО ФСФР), то оно не могло быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Административный орган в представленном отзыве на кассационную жалобу считает ее доводы несостоятельными, просит оставить судебные акты по настоящему делу без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании от 06.05.2014 представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители административного органа в судебное заседание не явились.
Определением от 06.05.2014 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 03.06.2014 в связи с невозможностью рассмотрения дела в данном судебном заседании.
После отложения слушание дела продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании от 03.06.2014 представители стороны поддержали свою правовую позицию.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Финансовая почта" в нарушении статьи 15 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) и Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.04.2012 N 37н "Об утверждении форм и сроков представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации" не представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе отчеты о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации за полугодие 2012 года, девять месяцев 2012 года и первый квартал 2013 года, в связи с чем РО ФСФР выдало обществу предписание от 27.06.2013 N 72-13-ИЛ-07/12581 об устранении нарушений действующего законодательства в срок 30 календарных дней с даты получения настоящего предписания.
Согласно почтовому уведомлению о вручении предписание получено обществом 02.07.2013, следовательно, установленный РО ФСФР срок для исполнения предписания истекал 01.08.2013.
Поскольку в установленный срок отчет об исполнении предписания представлен не был 12.09.2013 службой в отношении общества составлен протокол N 72-13-4/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 01.10.2013 N 72-13-12/пн общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с постановлением службы, общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества вмененного состава административного правонарушения и не установили нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
До 01.09.2013 Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности (пункт 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717).
Статьей 14 Закона N 151-ФЗ предусмотрено право уполномоченного органа получать от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также финансовую отчетность.
Названной статьей также предусмотрено право уполномоченного органа давать микрофинансовой организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в редакции, действующей до 01.09.2013, невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно предписанию от 27.06.2013 N 72-13-ИЛ-07/12581 заявителю предлагалось представить в уполномоченный орган отчеты о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации за полугодие 2012 года, девять месяцев 2012 года и первый квартал 2013 года.
В установленный РО ФСФР срок заявителем предписание исполнено не было, что по существу заявленных требований общество не оспаривает.
01.09.2013, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" ФСФР России упразднена.
Пунктом 6 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (далее - Закон N 251-ФЗ) предусмотрено, что со дня вступления в силу названного Закона Банк России является процессуальным правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам в судах общей юрисдикции, мировых судах и арбитражных судах.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 49 Закона N 251-ФЗ, Банк России уполномочен выполнять начатые Федеральной службой по финансовым рынкам процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставление государственных услуг, а также принимать решения по результатам выполнения таких процедур.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 151-ФЗ регулирование деятельности микрофинансовых организаций осуществляется Банком России.
Таким образом, с 01.09.2013 полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам России по урегулированию деятельности микрофинансовых организаций были переданы Банку России.
Исходя из смысла вышеуказанных норм с момента передачи полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам Банку России предписания, выданные как самой Федеральной службой по финансовым рынкам, так и ее территориальными отделениями, стали иметь силу предписаний Банка России.
Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России установлена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ (в редакции, действующей с 01.09.2013).
Доказательств, подтверждающих, что неисполнение предписания произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств заявитель не представил.
Нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности кассационный суд не установил.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что действия общества, выразившиеся в неисполнении предписания РО ФСФР (в последующем - Банка России в лице службы), образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Ссылка общества на пункт 2 статьи 1.7 КоАП РФ кассационным судом отклоняется, поскольку административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) в области финансовых рынков, не отменена.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу N А56-62528/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финансовая почта" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.