19 мая 2014 г. |
Дело N А66-11849/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 19.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.11.2013 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А66-11849/2013,
установил:
Администрация города Твери, место нахождения: 170000, город Тверь, Советская улица, дом 11, ОГРН 1066950062717 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предписания от 10.07.2013 N 200 министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, место нахождения: 170028, Тверская область, город Тверь, проспект Победы, дом 53, ОГРН 1066950063905 (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 12.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.03.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить; заявление удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, оспариваемым предписанием на Администрацию незаконно возложена обязанность по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит жалобу отклонить.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило обращение депутата Законодательного собрания Тверской области Гончарова А.С. о незаконном размещении бытовых отходов на улице Стрелковая в Заволжском районе города Твери.
Прокурором Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры 14.11.2013 указанное обращение на основании статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" направлено в Министерство.
Для проверки изложенных в указанном обращении фактов сотрудниками Министерства проведены контрольно-надзорные мероприятия.
В ходе указанных мероприятий государственным инспектором Тверской области по охране природы выявлено несанкционированное размещение отходов на территории города Твери на участке местности с левой стороны грунтовой дороги на расстоянии 1200-1700 м от перекрестка улицы Новая заря и улицы Стрелковая, в восточном направлении по улицы Стрелковая. Лица, допустившие размещение отходов, не установлены.
Данное нарушение зафиксировано в акте осмотра территории (объекта) от 09.07.2013, проведенного с участием двух понятых. К акту приложена фототаблица, карта-схема местности.
Государственным инспектором Тверской области по охране природы 10.07.2013 Администрации выдано предписание N 200, которым заявителю предложено в срок до 01.08.2013 организовать сбор и вывоз несанкционированно размещенных бытовых отходов и мусора с указанной территории; принять меры по недопущению несанкционированного размещения отходов в дальнейшем.
Не согласившись с указанным предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14, пунктом 24 части 1 статьи 16
названного Закона к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичное положение закреплено в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 Закона N 89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Уставом города Твери предусмотрено, что к вопросам местного значения отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 24 части 1 статьи 7, пункт 19 статьи 48 Устава).
С учетом изложенных правовых норм, суды сделал обоснованный вывод о том, что именно Администрация является лицом, на которое возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с указанного участка.
В связи с этим суды правомерно отказали в признании недействительными оспариваемого предписания.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.11.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 по делу N А66-11849/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.