Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 17 марта 2025 г. N 209
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы является примерным распределением универсальных форм работы по дням в соответствии с логикой развития лагерной смены (периодам) и ключевым инструментом для заместителей руководителей и специалистов организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих планирование деятельности организации отдыха детей и их оздоровления (далее - детский лагерь) и коллектива педагогов или вожатых.
При формировании календарного плана воспитательной работы детского лагеря необходимо обязательное включение инвариантных модулей (раздел 16) с целью обеспечения единых подходов к воспитательной деятельности во всех детских лагерях.
Вариативные модули (раздел 17), представленные в содержании программы воспитательной работы в детских лагерях, рекомендуется использовать с учетом типа детского лагеря, а также особенностей содержания реализуемой смены и регионального компонента.
Детский лагерь вправе наряду с календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия по ключевым направлениям воспитания.
Организационный период смены
Общелагерный уровень (инвариантные формы)
Линейка или церемония открытия смены. Торжественный старт смены, образец отношения к государственным символам. Ключевые категории: Родина, Россия, малая Родина, дом. Блок о культуре и истории России. Вынос Государственного флага Российской Федерации. Исполнение Государственного гимна Российской Федерации. Приветственное слово представителей администрации. Блок о содержании программы смены, игровой модели. Творческие номера с участием педагогического состава и детей. Включение регионального компонента через музыкальное сопровождение, перечисление населенных пунктов - малой Родины детей.
Возможно включение традиции и ритуалов детского лагеря, в том числе, передача ключа от Города начальников детского лагеря представителю детской Мэрии (в соответствии с игровой моделью) и (или) пожеланий от участников предыдущих смен и другое.
Хозяйственный сбор детского лагеря. Формирование правил безопасного поведения. Демонстрация ценности труда. Общий сбор детского лагеря. Знакомство с территорией. Знакомство с сотрудниками. Знакомство с правилами и традициями. Подведение итогов: договоренность о правилах совместной жизни в детском лагере, которая может быть закреплена в виде свода на отрядных уголках.
Содержание блоков выстраивается исходя из особенностей деятельности в условиях той или иной формы детского лагеря.
Презентация программы смены или введение в игровую модель смены. Знакомство с идеей программы, игровым маршрутом. Представление объединений по интересам (дополнительное образование) в игровом контексте. Старт сюжета (задания для отрядов, появление героев/персонажей). Итог: понимание детьми-участниками смен плана смены, своих возможностей и перспектив в рамках смены. Интерактивный формат, отличающийся от классно-урочной системы.
Отрядный уровень (инвариантные формы)
Инструктажи. Обозначение ценностей жизни, здоровья и безопасности. Для детей младшего школьного возраста возможны варианты создания свода правил в виде рисунков, для детей среднего и старшего школьного возраста - варианты комиксов, создание коротких видеороликов (инструкций). Ведение журнала инструктажей, включение необходимых инструкций исходя из специфики формы организации отдыха детей и их оздоровления.
Игры на знакомство, командообразование, выявление лидеров. Выбор игр соотносится с формированием уважительного отношения к личности ребенка и формированию у него базовых ценностей российского общества, способствует развитию коммуникации и созданию комфортной эмоционально-психологической атмосферы в отряде.
Условия проведения игр могут видоизменяться, включая элементы веревочного курса или подвижных форм деятельности, в зависимости от условий и специфики детского лагеря.
Организационный сбор отряда. Определение названия отряда, отражающее смысловые основы содержания программы смены, соотносимое с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями. Выборы представителей органов самоуправления, включая общелагерный уровень и отрядный. Постановка общей цели и договоренность о правилах совместной жизни и деятельности.
Огонек знакомства. Традиции огонька. Уважение к личности. Формирование ценности человека, команды и дружбы. Рассказ о себе: интересы, ожидания от смены. Доверительный диалог в тематике смены. Традиции и правила отрядного огонька. Для пришкольных детских лагерей возможен формат творческого вечера с представлением визитных карточек участников или команд.
Основной период смены
Общелагерный уровень (инвариантные формы)
Утренний подъем Государственного флага Российской Федерации. Ключевая задача: формирование уважительного отношения и чувства сопричастности к государственным символам. Право поднять Государственный флаг предоставляется одному из участников смены, оглашаются его успехи или достижения. Исполнение Государственного гимна Российской Федерации. Эмоциональный старт дня. Возможно привлечение к организации события представителей дежурного по территории или столовой, объединение взрослых и детей. Данная форма может быть реализована ежедневно.
Утренняя гигиеническая гимнастика. Ценность здоровья, развития. Демонстрация позитивного личного примера со стороны вожатско-педагогического коллектива.
Тренировочная пожарная эвакуация. Обеспечение безопасного пребывания на территории детского лагеря.
Тематические дни и мероприятия в соответствии с государственными и профессиональными праздниками, а также памятными днями.
Тематические события должны учитывать региональный компонент. Перечень праздников может быть дополнен праздниками и памятными событиями конкретного субъекта Российской Федерации.
Тематические дни: День Памяти. Ценность жизни, человека, мира. Линейка или церемония старта дня. Военно-спортивные игры (в том числе "Зарничка", "Зарница", "Орленок"). Просветительский проект "Без срока давности". Конкурс-смотр строя и песни. Литературно-музыкальные постановки (в том числе в форме концерта вожатых). Кинопросмотры. Часы мужества. Знакомство с героями Всероссийской общественно-государственной инициативы. Завершение дня на позитивном эмоциональном фоне.
Тематические дни: День Единства или День России, или День культуры России. Ценность Родины, семьи, жизни, единства. Торжественная линейка или церемония старта дня. Конкурсы на знание родного языка (включая языки народов России). Тематические отрядные дела. Фестиваль дворовых игр или игр народов России. Литературно-музыкальные постановки. Театральные постановки. Творческие и вдохновляющие встречи. Кинопросмотр. Выставки изобразительного искусства.
Тематические дни: День Семьи. Ценность семьи, Родины. Тематический старт дня. Активности для детей и родителей (законных представителей). Кинопросмотры. Диалоги о ценностях и семейных традициях. Фотовыставки. Встречи с династиями сотрудников организации отдыха детей и их оздоровления.
Тематические дни: День Здоровья и Спорта. Ценность жизни, здоровья. Тематический старт дня. Спортивные соревнования (индивидуальные и командные). Отрядные дела о героях отечественного спорта. Творческие встречи со спортсменами субъекта Российской Федерации.
Тематические дни: День Безопасности. Ценность жизни, сохранение здоровья, здоровый образ жизни. Тематический старт дня. Практические занятия с детьми по правилам безопасного поведения на дорогах, в транспорте, на объектах транспортной инфраструктуры, природе, водных объектах, в быту и социуме. Информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на формирование и поддержку навыков здорового образа жизни. Тематические открытые уроки, конкурсы на знание правил дорожного движения. Практические занятия по оказанию первой помощи. Мероприятия, направленные на формирование цифровой грамотности несовершеннолетних.
Тематические дни: День Профессий. Ценность развития, Родины. Тематический старт дня. Творческие встречи и мастер-классы от сотрудников детского лагеря. Профессиональные пробы. Ярмарка профессий. Конкурсы мастерства. Встречи с представителями профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, представителями предприятий (в экскурсионном формате при наличии возможностей).
Тематические дни: День Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи (далее - Движение Первых). Ценность дружбы, развития, единства, страны. Тематический старт дня. Знакомство с миссией, ценностями, ключевыми направлениями и проектами Движения Первых. Мероприятия современных, интересных детям форматов: игры, проектные сессии, коллективно-творческое дело, классные встречи.
Сборы и деятельность органов детского самоуправления. Деятельность раскрывает ценности, обозначенные федеральной программой воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления: здоровье, безопасность, творчество, развитие. Организация работы происходит как на общелагерном уровне (представители каждого отряда), так и дополняется отрядным уровнем в связке с игровой моделью смены. Интеграция с игровой моделью, в том числе включая выбор формы и наименований объединений.
Занятия секций, студий и кружков. Культура и история России. Научные достижения и открытия. Спортивная гордость страны. Непрерывная система дополнительного образования детей (связь с объединениями, которые дети посещают в дополнении к учебному процессу в учебное время).
Тематические конкурсы и соревновани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.