22 мая 2014 г. |
Дело N А56-36589/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Источник" Латынцевой Е.А. (доверенность от 29.08.2013), от государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Стефогло Т.В. (доверенность от 27.12.2013 N 02-30/14-21402),
Николаевой С.Н. (доверенность от 21.01.2014 N 02-30/18-875),
рассмотрев 19.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Источник" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013 (судья Семенова И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 (судьи Сомова Е.А., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу N А56-36589/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Источник", место нахождения: 197720, Санкт-Петербург, пос. Ушково, Сосновая ул., д.16, ОГРН 1057810031949 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, ул. Большая Посадская, д. 10а, ОГРН 1027806860707 (далее - Фонд), от 26.03.2013 N 344 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, на неполное исследование судами фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит обжалуемые судебные акты отменить и заявленные Обществом требования удовлетворить.
Податель жалобы указывает, что на момент наступления страхового случая (отпуск по уходу за ребенком) Шурухина Е.А. являлась сотрудником Общества, а в двух предшествующих календарных годах работала у других страхователей, в связи с чем при исчислении среднего заработка для указанного работника Общество правомерно учло ее средний заработок у других страхователей.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Фонда возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Фонд с заявлением о выделении средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 92 764 руб. 94 коп.
Фондом проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт от 01.03.2013 N 344, и 26.03.2013 в отсутствие представителя Общества Фондом рассмотрены материалы камеральной проверки страхователя, в том числе возражения по акту проверки, о чем был составлен протокол от 26.03.2013 N 344.
На основании проведенной проверки Фондом вынесены решение от 26.03.2013
N 344 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Шурухиной Е.А., произведенных Обществом, в сумме 180 298 руб. 94 коп. и решение от 26.03.2013 N 344 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 92 764 руб. 94 коп.
Основанием для принятия указанных решений явился вывод Фонда о том, что в данном случае Общество при исчислении суммы пособия по уходу за ребенком неправомерно включило в расчет средний заработок Шурухиной Е.А. у других страхователей.
Полагая решения Фонда от 26.03.2013 N 344 неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) установлено, что выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право, в том числе: проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика на основании части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 81-ФЗ и частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 названного Закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
В соответствии с пунктом 2.1 вышеназванной статьи если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В силу пункта 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007
N 375, в случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Судами установлено, что работник Шурухина Е.А. выбрала вариант, предусмотренный статьей 3 Закона N 343-ФЗ, и обратилась за выплатой пособий в Общество, тем самым реализовав свое право на выбор одного из двух предусмотренных законодательством вариантов расчета пособий.
Как следует из материалов дела, при исчислении пособия по отпуску за детьми до 1,5 лет за период с 15.02.2012 по 04.04.2013 Общество учло заработок Шурухиной Е.А. с предыдущих мест работы и произвело перерасчет пособий с учетом всех сумм заработка по всем организациям и по основному месту работы и по совместительству.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на момент наступления страхового случая Шурухина Е.А. являлась работником других организаций, что подтверждается справками за 2013 год, подписанными Шурухиной Е.А. в качестве главного бухгалтера этих организаций, данными базы Фонда социального страхования, уведомлениями о размере страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Порядок назначения и выплаты пособий детализирован в частях 5 и 7 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, обязывающих застрахованное лицо для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам представлять справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а при обращении за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком к одному из страхователей по своему выбору - только справку (справки) о том, что назначение и выплата такого пособия другими страхователями не осуществляются.
Из приведенных законоположений, специально устанавливающих порядок назначения и выплаты пособий в случае занятости застрахованного лица одновременно у нескольких страхователей, следует, что в отличие от других видов пособий, которые назначаются и выплачиваются по всем местам работы (службы, иной деятельности), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляется исходя из среднего заработка, определяемого за время работы (службы, иной деятельности) у этого страхователя. Другие страхователи, у которых застрахованное лицо также было занято на момент наступления страхового случая, не назначают и не выплачивают данный вид пособия, следовательно, средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у них при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком не учитывается.
Таким образом, вывод судов о том, что Фонд при расчете пособия по отпуску за детьми до 1,5 лет за период с 15.02.2012 по 04.04.2013 правомерно с учетом периода работы Шурухиной Е.А. в Обществе произвел перерасчет с учетом заработка страхователя только в ООО "ПетроАрт" (с 28.01.2002 по 31.12.2011), ООО "Доверие" (10.09.2007 по 30.09.2011), исключив организации, в которых Шурухина Е.А. работала в период начисления пособия, является обоснованным.
В результате сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составила 6 054 руб. 95 коп. (на двоих - 12 109 руб. 90 коп.) и по состоянию на 01.01.2013 переплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком составила 180 298 руб. 84 коп.
Положение о том, что средний заработок определяется в соответствии со статьей 14 Закона N 255-ФЗ, не упраздняет действие специальной нормы, предписывающей при назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходить из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) только у одного страхователя. Часть 1 этой статьи, предусматривающая исчисление указанного пособия исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), не регулирует порядок назначения и выплаты пособия при занятости застрахованного лица на момент наступления страхового случая одновременно у нескольких работодателей. Изложенная в данной части правовая норма позволяет учитывать средний заработок за время работы (службы) у другого страхователя (у других страхователей) лишь за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Поскольку суды установили, что расходы по выплате работнику пособия произведены Обществом с нарушением действующего законодательства, то указанные расходы в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ не подлежат возмещению за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 по делу N А56-36589/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Источник" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Источник", место нахождения: 197720, Санкт-Петербург, пос. Ушково, Сосновая ул., д. 16, ОГРН 1057810031949, 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 12.02.2014 N 1.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.