Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Губернатора
Иркутской области
от 31 марта 2025 года N 125-р
"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора
Иркутской области
от 24 марта 2022 года N 81-р
Стратегия
развития молодежной политики в Иркутской области до 2030 года
Глава 1. Введение
Стратегия развития молодежной политики в Иркутской области до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 года N 2233-р, Закона Иркутской области от 25 декабря 2007 года N 142-оз "Об областной государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской области", Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 109-оз "О молодежной политике в Иркутской области", Закона Иркутской области от 1 ноября 2016 года N 83-ОЗ "Об областной государственной поддержке деятельности студенческих отрядов в Иркутской области", раздела 1.5 "Молодежная политика" стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года, утвержденной Законом Иркутской области от 10 января 2022 года N 15-ОЗ.
В основу Стратегии легли результаты стратегической сессии по развитию молодежной политики "Область молодых", в которой приняли участие представители образовательных организаций высшего образования в Иркутской области, представители студенческой, работающей молодежи, общественных организаций и школьники Иркутской области. На указанной стратегической сессии были определены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития молодежной политики в Иркутской области, которые приведены в приложениях 1, 2 к Стратегии.
Принятие Стратегии обусловлено необходимостью создания экосистемы молодежной политики, которая поможет молодым людям самоопределиться и реализовать свои мечты и таланты.
Стратегия основывается на духовно-нравственных и ценностных ориентирах современной молодежи, заданных Стратегией реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, в которой молодежная политика рассматривается как неотъемлемая часть государственной политики, касается реализации конституционных прав, свобод и законных интересов молодежи во всех сферах общественной жизни, обеспечивает возможности успешной социализации и эффективной самореализации.
Реализация Стратегии будет способствовать формированию у молодежи сплоченности и тяги к знаниям, формированию навыков принятия решений и достижению результатов в различных ситуациях, становлению и развитию патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного поколения российских граждан, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России.
Последовательное и поэтапное исполнение Стратегии позволит повысить долю проактивной, патриотически настроенной молодежи, увеличить количество молодых людей, участвующих в мероприятиях в сфере молодежной политики, объединить ресурсы и взаимно интегрировать проекты.
Стратегия является основой для организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, государственных и частных организаций, общественных организаций и объединений в сфере молодежной политики.
Стратегия разработана министерством по молодежной политике Иркутской области на основе предложений молодежи в Иркутской области.
Глава 2. Текущее состояние сферы молодежной политики в Иркутской области
Молодежь является предметом особого внимания со стороны государства, поскольку реализуя свои собственные устремления, молодежь объективно становится главным фактором сохранения и развития региона. В связи с этим важное значение имеет создание условий для развития потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Иркутской области.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации.
В Иркутской области на 1 января 2024 года общая численность молодежи составляла 608 026 человек. Это 26,09% от населения региона. При этом около 50% всей молодежи сосредоточено в крупных городах, таких как Иркутск, Ангарск, Братск.
Молодежная политика в Иркутской области носит как интегрированный, так и дифференцированный характер. Она обусловлена обширным перечнем социальных и личных задач, которые молодой гражданин решает на каждом этапе своего становления в профессиональной сфере и формирования личностной и гражданской позиции. Вместе с тем молодежная политика учитывает специфические потребности каждого возрастного периода молодого гражданина.
Настоящая Стратегия учитывает категоризацию молодежи, определенную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 года N 2233-р, по следующим основаниям:
1) возрастные группы молодежи:
ранний юношеский возраст (14-17 лет);
поздний юношеский возраст (18-23 года);
молодость (24-28 лет);
ранняя взрослость (28-35 лет);
2) социальные группы молодежи:
обучающиеся, молодые ученые и специалисты, в том числе творческих специальностей;
молодые государственные и муниципальные служащие;
молодые предприниматели;
молодежь, проживающая в сельской местности;
молодые граждане с ограниченными возможностями здоровья и молодые инвалиды;
молодые родители и другие.
Данная категоризация дает возможность более детальной проработки особенностей и потребностей различных социально-демографических групп в мерах государственной поддержки, а также учитывает специфические потребности каждого возрастного периода, предполагает персонализацию различных видов мер государственной поддержки молодежи при условии сохранения их преемственности и непрерывности.
Также в Иркутской области обеспечивается тесная взаимосвязь молодежной политики и государственной политики в интересах детей посредством соотнесения целей, принципов, направлений; установления общих подходов к мерам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений; обеспечения организационного единства реализации молодежной политики и государственной политики в интересах детей.
Реализацию молодежной политики в Иркутской области осуществляет исполнительный орган государственной власти Иркутской области - министерство по молодежной политике Иркутской области.
Полномочия по работе с молодежью в муниципальных образованиях Иркутской области возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
В муниципальных образованиях Иркутской области действуют муниципальные программы по работе с детьми и молодежью. На реализацию муниципальных программ на конкурсной основе выделяются субсидии из областного бюджета.
На уровне муниципальных образований Иркутской области стратегические задачи молодежной политики реализуются недостаточно эффективно в связи с несформированной кадровой политикой отрасли, недостаточно развитой материально-технической базой, нехваткой финансирования сферы молодежной политики на муниципальном уровне.
Кадровое обеспечение реализации молодежной политики представлено специалистами в муниципальных учреждениях, в органах местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области. При этом из 205 специалистов муниципальных образований Иркутской области 67 специалистов совмещают обязанности с другими сферами деятельности (спорт, туризм, культура и прочее). Кадровая обеспеченность в сфере молодежной политики в разрезе муниципальных образований Иркутской области приведена в приложении 3 к Стратегии.
Кроме того, в муниципальных образованиях Иркутской области работают 42 специалиста региональной системы патриотического воспитания, 38 специалистов по профилактике социально-негативных явлений. Работа этих специалистов финансируется из областного бюджета и способствует значительному увеличению количества молодых людей, вовлеченных в деятельность патриотической направленности и мероприятия по профилактике социально-негативных явлений.
При этом необходимо отметить, что в подавляющем большинстве сельских поселений специалисты по работе с молодежью отсутствуют. Учитывая протяженность области и отдаленность сельских поселений от районных центров, резко снижается возможность системного включения молодежи, проживающей на территории данных поселений, в мероприятия молодежной политики.
Также в регионе отсутствует единая система оценки квалификаций и подготовки (переподготовки) специалистов по работе с молодежью.
Важное значение имеет поддержка молодых семей.
Одним из механизмов закрепления молодых семей на территории Иркутской области является реализация регионального проекта "Молодым семьям - доступное жилье" государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" (далее - региональный проект). Региональный проект является эффективным механизмом решения жилищной проблемы, а также благоприятствует демографической ситуации в области. С каждым годом увеличивается количество молодых семей, желающих принять в нем участие. Число участников регионального проекта на 1 января 2024 года составило 3 467 молодых семей. В 2024 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья получили 419 молодых семей, в том числе 151 многодетная семья. Однако на данный момент региональный проект обеспечивает не более 11 - 13% потребностей молодых семей, желающих получить помощь в улучшении своих жилищных условий.
Повышение гражданской и социальной активности молодежи также является одним из приоритетных направлений молодежной политики.
В Иркутской области формируются условия для реализации молодежных социально полезных инициатив. В региональных проектах по развитию социальной активности ежегодно могут проявить себя все больше молодых людей. Одной из ключевых задач на ближайшую перспективу является развитие широкого добровольческого (волонтерского) движения в области и создание системы его сопровождения.
Одним из мотивирующих факторов для молодежи к повышению социальной активности и реализации социальных проектов является участие в грантовых молодежных конкурсах. В 2024 году на территории Иркутской области министерством по молодежной политике Иркутской области был проведен конкурсный отбор по предоставлению грантов в форме субсидий на реализацию социально значимых проектов в сфере молодежной политики. По итогам конкурса было определено 37 победителей.
Существенный вклад в работу с молодежью в Иркутской области вносят молодежные и детские общественные объединения. Они получают поддержку посредством субсидий из областного бюджета. Это способствует вовлечению большего числа молодых людей в социально значимую, в том числе добровольческую (волонтерскую) деятельность.
Министерством по молодежной политике Иркутской области ведется областной Реестр молодежных и детских общественных объединений (далее - Реестр). Кроме организаций, входящих в Реестр, существует большое количество формальных и неформальных молодежных объединений, которые привлекают к своей деятельности молодежь. В настоящее время не проводится анализ охвата молодежи такими сообществами, что не позволяет полноценно оценить объем работы, проводимой организациями и сообществами.
Важное значение имеет сохранение и развитие работы по патриотическому воспитанию молодежи, в частности, сохранение региональной системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи в объеме не менее 42 специалистов во всех муниципальных образованиях Иркутской области и всех региональных мероприятий, поддерживающих системную работу и качественный рост в этом направлении, таких как областные военно-спортивные игры и полевые лагеря, слеты патриотических организаций, областной конкурс программ по организации центров патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, конкурс на предоставление субсидий общественным объединениям патриотической направленности.
Серьезное внимание уделяется профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде, реабилитации наркозависимых. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Иркутской области встроена во все этапы развития личности и осуществляется в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, трудовых коллективах. На территории муниципальных образований Иркутской области работают специалисты региональной системы профилактики наркомании. Работа этих специалистов позволяет выстраивать единую политику в этой сфере на территории всего региона.
Эффективная профилактическая работа с младшей категорией молодежи Иркутской области (от 14 до 18 лет) позволяет сформировать у указанной категории достаточный барьер в виде знаний и личностных установок, который не допустит к незаконным манипуляциям с наркотическими средствами и психотропными веществами в будущем. Как показывает статистика, за последние пять лет количество несовершеннолетних, зарегистрированных с диагнозами "синдром зависимости от наркотических средств", "пагубное (с вредными последствиями) употребление", снизилось (таблица). При этом добиться устойчивых положительных результатов в этом направлении крайне сложно. Широкое распространение наркотических средств и психотропных веществ посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступность сырья для изготовления каннабиноидов и другие объективные факторы требуют постоянной системной профилактической работы с молодежью.
Таблица
Показатель |
2024 год |
2023 год |
2022 год |
2021 год |
2020 год |
Количество несовершеннолетних, зарегистрированных с диагнозом "синдром зависимости от наркотических средств", человек |
5 |
3 |
3 |
5 |
4 |
на 100 тыс. детско-подросткового населения |
0,9 |
0,5 |
0,5 |
0,9 |
0,7 |
Количество несовершеннолетних, зарегистрированных с диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) употребление", человек |
68 |
56 |
44 |
60 |
83 |
на 100 тыс. детско-подросткового населения |
12,0 |
9,8 |
7,6 |
10,4 |
14,3 |
Развитие потенциала молодежи в социально-экономической сфере осуществляется через содействие молодым людям в профессиональном самоопределении, помощь в трудоустройстве и получении трудового опыта. В профориентационных мероприятиях в сфере молодежной политики ежегодно участвуют до 20 тыс. молодых людей. Результатом является повышение самостоятельности, рациональности и ответственности молодежи в построении своей профессионально-образовательной и карьерной траектории.
В условиях быстрых изменений характера и условий труда в современной реальности актуальными являются программы, способствующие развитию у молодежи универсальных, надпрофессиональных компетенций, "мягких" навыков (soft skills), приобретающих все большее значение для успешного профессионального роста. Примером такой программы является проект "Моя карьера", реализуемый в настоящее время в Иркутской области. В рамках проекта участники приобрели различные компетенции в карьерном планировании, социальном партнерстве, управлении проектами, а также получили приглашение пройти стажировку, собеседования, практику в организациях-партнерах с возможностью дальнейшего трудоустройства. Победителям было предложено более 4000 различных вакансий в муниципальных образованиях Иркутской области.
Для молодежи, заинтересованной предпринимательской деятельностью, важно предоставлять возможность пройти обучение, акселерационные программы, получить наставника. Количество молодежи, получившей возможность развить свои предпринимательские компетенции, должно ежегодно увеличиваться.
Временная и сезонная трудовая занятость, в том числе в составе студенческих отрядов, является эффективным механизмом включения молодежи в экономические отношения. Есть потенциал для развития студенческих отрядов.
Молодым гражданам, проявившим одаренность (далее - талантливая, творческая молодежь), также необходимы условия для развития своих способностей. В Иркутской области творческое студенчество имеет возможность участвовать в областном фестивале "Студенческая весна" с перспективой продвижения на всероссийском уровне. Важно обеспечивать рост качественных и количественных характеристик фестиваля путем более широкого охвата молодежи и создания площадок для обучения и нетворкинга.
Следует отметить недостаточный уровень развития инфраструктуры в сфере молодежной политики в Иркутской области. На текущий момент действует четыре областных государственных казенных учреждения, подведомственных министерству по молодежной политике Иркутской области. Только в девяти муниципальных образованиях Иркутской области имеются учреждения, непосредственно направленные на работу с молодежью.
В 2024 году в рамках реализации программы комплексного развития молодежной политики в Иркутской области "Регион для молодых" были обновлены и оснащены современным оборудованием пространства Дома молодежи Иркутской области, Дома молодежи в г. Черемхово и спортивно-молодежного центра "Притяжение" в г. Усть-Илимске. Программа направлена на развитие современной инфраструктуры молодежной политики и наполнение ее эффективной содержательной деятельностью по всем направлениям реализации молодежной политики, обеспечивающей вовлечение широкой молодежной аудитории в созидательную активность, сопровождение молодых талантов и предоставление молодежи возможностей для самореализации.
Исходя из вышесказанного можно обозначить основные точки роста для дальнейшего развития молодежной политики в Иркутской области:
1) развитие инфраструктуры и материально-технической базы, в том числе современных многофункциональных молодежных центров в муниципальных образованиях Иркутской области;
2) повышение образования и компетенций специалистов по работе с молодежью. Необходимо сформировать кадровую политику отрасли;
3) развитие таких направлений, как молодежное предпринимательство, научное творчество, развитие кадрового потенциала молодежи, ее профессионального роста в организациях и на предприятиях региона, вовлечение в молодежную политику работающей молодежи, сельской молодежи, усиление работы с молодыми семьями;
4) формирование последовательности и этапности развития потенциала молодежи, сопровождения и роста талантливой, творческой молодежи (наставничество);
5) формирование системы поддержки добровольческого (волонтерского) движения;
6) построение единой системы взаимодействия между молодежью, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, исполнительными органами государственной власти Иркутской области, молодежными общественными организациями и объединениями, образовательными организациями (профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования), а также бизнес-сообществом в сфере молодежной политики;
7) снижение сложной наркоситуации, профилактическая работа с ориентиром на каналы распространения наркотических средств;
8) подготовка и сопровождение молодежных проектов для участия в грантовых конкурсах, экспертная поддержка.
Глава 3. Цель и задачи стратегии
Целью Стратегии является создание условий для развития и реализации потенциала молодежи в Иркутской области, в том числе для достижения национальных целей развития; формирование патриотических и традиционных российских духовно-нравственных ценностей, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное привлечение ее к участию в построении государства и развитии современного российского общества.
Для достижения цели Стратегии и решения поставленных выше задач, а также учитывая установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 года N 2233-р приоритетные направления Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, молодежная политика Иркутской области должна реализовать комплексы мероприятий по семи приоритетным направлениям:
1) создание условий для развития молодежного добровольчества (волонтерства), молодежных и детских общественно-государственных и общественных объединений, органов молодежного самоуправления;
2) развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, гражданственности и патриотизма в молодежной среде;
3) создание для молодых семей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры;
4) профессиональное развитие молодежи, содействие ее занятости, трудоустройству и предпринимательской деятельности, повышению уровня финансовой грамотности;
5) формирование системы ценностей здорового образа жизни в молодежной среде, обеспечение социальных гарантий молодежи, содействие ее образованию, научной, научно-технической и творческой деятельности;
6) противодействие деструктивному поведению молодежи, ее правовое просвещение и информационная защита;
7) совершенствование системы управления и инфраструктуры в сфере молодежной политики.
Глава 4. Направления решения задач стратегии
1. Для решения задачи "Создание условий для развития молодежного добровольчества (волонтерства), молодежных и детских общественно-государственных и общественных объединений, органов молодежного самоуправления" требуется реализация следующих мероприятий:
1) формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе:
реализация комплекса мер нематериального поощрения граждан за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Иркутской области. Внедрение новых мер нематериального поощрения;
реализация информационной кампании, направленной на популяризацию добровольчества (волонтерства) на территории Иркутской области;
разработка механизма привлечения партнерской помощи в части поощрения и поддержки добровольцев (волонтеров) в Иркутской области, реализации проектов и инициатив добровольцев (волонтеров);
государственная поддержка деятельности добровольческого (волонтерского) движения;
создание инфраструктуры для развития деятельности добровольческого (волонтерского) движения (создание областного ресурсного центра для добровольцев (волонтеров) в г. Иркутске);
2) организация подготовки добровольцев (волонтеров), членов и лидеров некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества (волонтерства), в том числе:
подготовка и внедрение обучающих программ по работе волонтеров (добровольцев) в различных сферах деятельности;
методическое сопровождение деятельности в сфере добровольчества (волонтерства). Сбор и тиражирование лучших практик развития добровольчества (волонтерства) в Иркутской области.
2. Для решения задачи "Развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, гражданственности и патриотизма в молодежной среде" требуется реализация следующих мероприятий:
1) развитие и совершенствование системы патриотического воспитания, в том числе:
методическое сопровождение деятельности в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;
развитие инфраструктуры и материально-технической базы Центра патриотического воспитания Иркутской области;
стимулирование развития деятельности общественных организаций и объединений, работающих с молодежью в сфере патриотического воспитания, в том числе путем оказания государственной поддержки;
2) развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, в том числе:
обеспечение присутствия государственных символов Российской Федерации во всех сферах общественной жизни молодежи в целях формирования общероссийской гражданской идентичности;
популяризация изучения истории, в том числе родного края, на основе достоверных фактов и предметов, имеющих историческую и культурную ценность;
создание и развитие проектов, направленных на сближение поколений и передачу традиционных российских духовно-нравственных ценностей от старших поколений к младшим, приобщение молодежи к культуре и исторической памяти;
создание системы поддержки молодежи и молодежных организаций, занимающихся деятельностью в области экологии, экологического просвещения и развития экологической культуры, формирования духовно-нравственного отношения молодежи к родной природе и чувства сопричастности к ней.
3. Для решения задачи "Создание для молодых семей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры" требуется реализация следующих мероприятий:
1) совершенствование системы улучшения жилищных условий молодых семей, в том числе предоставление выплат молодым семьям для улучшения жилищных условий;
2) формирование у молодежи позитивного отношения к институту семьи, ответственного родительства, с учетом особенностей социально-возрастных групп, в том числе:
разработка концепции работы с молодыми семьями, вовлечение молодых семей в мероприятия в сфере молодежной политики;
привлечение общественных организаций к работе с молодыми семьями;
стимулирование работы клубов молодых семей на территории Иркутской области, разработка форм государственной поддержки их деятельности.
4. Для решения задачи "Профессиональное развитие молодежи, содействие ее занятости, трудоустройству и предпринимательской деятельности, повышению уровня финансовой грамотности" требуется реализация следующих мероприятий:
1) развитие программ и проектов, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, развитие предпринимательских компетенций, помощи в проектировании своего бизнеса и развитии наставничества в предпринимательстве;
2) организация акселерационных программ для начинающих молодых предпринимателей, а также молодежи, желающей начать предпринимательскую деятельность;
3) заключение партнерских соглашений с предпринимательским сообществом с целью развития системы наставничества;
4) организация сообщества молодых предпринимателей совместно с Фондом поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр "Мой бизнес".
5) разработка и реализация программ и проектов, направленных на содействие профессиональному самоопределению молодежи и построению эффективной образовательной и карьерной траектории, в том числе:
организация и проведение мероприятий по профориентации;
организация сезонной занятости для школьников и студентов;
развитие системы наставничества в Иркутской области в сфере профессионального и карьерного роста молодежи;
создание профориентационного центра с новыми форматами работы. Создание профориентационных сообществ для молодых людей;
6) развитие практик, способствующих получению молодежью трудового опыта, в том числе:
разработка и утверждение "дорожной карты" трудоустройства школьников;
разработка механизмов оказания помощи по временному и постоянному трудоустройству молодежи;
разработка и утверждение "дорожной карты" развития студенческих отрядов в Иркутской области;
7) развитие кадровых проектов, способствующих профессиональному росту молодых специалистов и формированию кадрового резерва для организаций и предприятий в Иркутской области, в том числе:
проведение кадрового конкурса среди молодежи с целью поиска, развития и поддержки перспективных молодых специалистов в Иркутской области;
утверждение годового плана повышения кадрового потенциала молодых специалистов. Разработка программ и карт индивидуального карьерного развития;
создание образовательного молодежного центра с возможностями трудоустройства, обучения, взращивания молодых кадров.
5. Для решения задачи "Формирование системы ценностей здорового образа жизни в молодежной среде, обеспечение социальных гарантий молодежи, содействие ее образованию, научной, научно-технической и творческой деятельности" требуется реализация следующих мероприятий:
1) разработка новых современных форматов проведения мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового, экологичного, активного образа жизни, формирование личной ответственности за свое поведение, формирование психологического иммунитета к вовлечению в асоциальные формы поведения;
2) совершенствование системы поощрения и мотивации социально активной и талантливой молодежи, в том числе:
создание рейтинговой системы молодежи в Иркутской области;
реализация системы поощрения молодежи, в том числе учреждение премии Губернатора Иркутской области в сфере молодежной политики;
3) совершенствование механизма областной поддержки молодежи, реализующей социальные проекты на территории Иркутской области, в том числе:
разработка системы сопровождения проектов, реализуемых молодежью в Иркутской области;
создание регионального проектного офиса (центра социального проектирования) с целью организации и проведения на системной основе работы по получению грантовой поддержки на социально значимые молодежные проекты в Иркутской области, привлечения дополнительной аудитории к социальному проектированию, выстраивания системы наставничества в сфере социального проектирования, обучения управлением проектами и командами проектов;
4) сопровождение выявленной социально активной и талантливой молодежи, принявшей участие в мероприятиях различного уровня, в целях ее интеграции в социально-экономические процессы Иркутской области, в том числе:
разработка системы мероприятий для раскрытия потенциала молодежи;
стимулирование участия молодежи в региональных, межрегиональных, окружных и всероссийских форумах;
развитие системы наставничества в Иркутской области;
5) содействие образованию, научной, научно-технической и творческой деятельности, в том числе:
реализация научно-технического потенциала молодежи;
создание сообщества из числа интеллектуально одаренной молодежи и представителей предприятий в Иркутской области, заинтересованного в научно-техническом потенциале молодежи;
модернизация системы поддержки научно-технической деятельности молодежи;
создание системы поддержки молодежи в разработке научно-технических решений с привлечением исполнительных органов государственной власти Иркутской области, предприятий и организаций в Иркутской области.
6. Для решения задачи "Противодействие деструктивному поведению молодежи, ее правовое просвещение и информационная защита" требуется реализация следующих мероприятий:
1) профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации, в том числе:
разработка во взаимодействии с образовательными организациями высшего образования в Иркутской области программы повышения квалификации специалистов в сфере профилактики социально-негативных явлений. Развитие системы специальной подготовки кадров в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
включение профилактических мероприятий в различные сферы деятельности;
развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенствование профилактических методик, расширение практики использования проектных подходов в антинаркотической деятельности, а также в реабилитации наркозависимых;
организация и проведение мероприятий, направленных на внедрение инновационных технологий в сфере профилактики наркомании, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
расширение практики использования таргетированной и контекстной антинаркотической рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) поддержка программ и проектов, направленных на формирование национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремистских проявлений и предупреждение распространения идеологии терроризма в молодежной среде, в том числе:
методическое сопровождение деятельности специалистов в сфере профилактики экстремистских проявлений и предупреждения распространения идеологии терроризма в молодежной среде и воспитания молодежи на основании традиционных духовно-нравственных ценностей;
разработка и внедрение системы мер, направленных на формирование национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма;
проведение мониторинга и контент-анализа информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) разработка и внедрение системы мер, направленных на работу с молодежью с девиантным поведением, ресоциализацию лиц, состоящих на различных видах учета, и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
7. Для решения задачи "Совершенствование системы управления и инфраструктуры в сфере молодежной политики" требуется реализация следующих мероприятий:
1) модернизация сети подведомственных министерству по молодежной политике Иркутской области государственных учреждений Иркутской области, в том числе:
проведение анализа деятельности сети подведомственных государственных учреждений Иркутской области, выработка предложений по модернизации указанных учреждений;
пересмотр структуры и штата подведомственных государственных учреждений Иркутской области;
проведение анализа целесообразности смены типа государственных учреждений Иркутской области с учетом возможных социально-экономических последствий;
проведение ежегодного анализа текущей деятельности подведомственных министерству по молодежной политике Иркутской области государственных учреждений Иркутской области с корректировкой направлений работы;
привлечение молодежи, в том числе молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, на государственную и муниципальную службу;
2) создание Центра патриотического воспитания Иркутской области, в котором будут размещены Музей боевой славы, площадки для проведения единовременных мероприятий общественных, ветеранских и некоммерческих организаций патриотической сферы деятельности, а также молодежных патриотических организаций, занимающихся допризывной подготовкой молодежи;
3) постоянный мониторинг и анализ кадровой обеспеченности организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в сфере молодежной политики на территории Иркутской области, в том числе выявление проблем и "слабых" мест кадровой политики. Выработка рекомендаций по формированию кадрового резерва в сфере молодежной политики в Иркутской области;
4) развитие системы подготовки, переподготовки кадров, повышения квалификации в целях оптимального обеспечения сферы молодежной политики квалифицированными кадрами, в том числе:
создание на базе государственного учреждения Иркутской области, подведомственного министерству по молодежной политике Иркутской области, лицензированного центра кадровой подготовки в сфере молодежной политики. Разработка и внедрение образовательных услуг на базе указанного учреждения, расширение штата, привлечение высококвалифицированных специалистов;
обеспечение повышения квалификации 100% сотрудников, осуществляющих работу с молодежью в муниципальных образованиях Иркутской области;
разработка системы поощрения работников в сфере молодежной политики в Иркутской области;
создание сообщества для специалистов по работе с молодежью;
введение в программы обучения в образовательных организациях высшего образования в Иркутской области специальности "Специалист по работе с молодежью";
создание механизма прохождения стажировок в министерстве, органах местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, занимающихся реализацией молодежной политики;
развитие системы наставничества в профессиональной сфере с целью поддержки и адаптации молодежи на первом рабочем месте, создания среды для формирования социальных навыков, повышения профессионального мастерства молодежи и передачи профессионального опыта;
развитие общедоступных сервисов для непрерывного обучения, развития гибких навыков, освоения новых технологий;
5) создание и обеспечение функционирования системы межведомственного взаимодействия между молодежными центрами, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и исполнительными органами государственной власти Иркутской области, а также системы взаимодействия молодежи, органов государственной власти Иркутской области и бизнес-сообществ, в том числе:
включение в государственные программы Иркутской области специальных разделов, направленных на поддержку молодежи;
разработка "дорожной карты" по включению в систему реализации молодежной политики бизнес-структур, предпринимателей, научных сообществ;
формирование системы муниципальных, межмуниципальных и региональных форумов;
6) модернизация системы оценки ключевых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в сфере реализации молодежной политики и организации мероприятий по работе с детьми и молодежью;
7) оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Иркутской области в реализации программ по работе с детьми и молодежью и развитии инфраструктуры в сфере молодежной политики, в том числе:
модернизация механизмов оказания финансовой поддержки из областного бюджета муниципальным образованиям Иркутской области на реализацию программ по работе с детьми и молодежью;
модернизация механизмов оказания финансовой поддержки из областного бюджета муниципальным образованиям Иркутской области на создание и/или расширение сети муниципальных учреждений по работе с молодежью;
8) проведение регулярных стратегических сессий с молодежью, образовательными организациями в Иркутской области с привлечением общественных организаций, бизнес-сообщества и иных заинтересованных организаций и сообществ;
9) разработка системы получения обратной связи при проведении мероприятий в сфере молодежной политики;
10) проведение социологических исследований различных аспектов жизни молодежи с привлечением научного сообщества;
11) проведение анализа реализации молодежной политики на территории Иркутской области для последующего принятия управленческих решений;
12) разработка концепции работы с молодежью в сельской местности, вовлечение указанной молодежи в мероприятия в сфере молодежной политики;
13) разработка концепции работы с работающей молодежью, формирование сообщества работающей молодежи, вовлечение работающей молодежи в мероприятия в сфере молодежной политики, в том числе:
содействие в реализации инициатив и решении проблем работающей молодежи, занятой в бюджетной сфере;
создание советов работающей молодежи в бюджетном секторе экономики;
14) цифровизация сферы молодежной политики;
15) пересмотр подхода к использованию социальных сетей не как инструмента трансляции информации, а как к одной из сфер повседневной жизни молодых людей. Разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на развитие молодежной политики через социальные сети;
16) формирование позитивной информационной среды, ориентированной на сохранение человеческого капитала и реализацию молодежного потенциала, в том числе:
разработка и проведение информационной кампании, направленной на популяризацию сферы молодежной политики;
стимулирование деятельности по освещению реализации молодежной политики на территории Иркутской области в средствах массовой информации, социальных сетях и других информационных каналах;
создание контента о молодежи, получившей положительный опыт в различных сферах деятельности. Продвижение его в средствах массовой информации, социальных сетях, популярных среди молодежи, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
формирование и продвижение в молодежной среде Иркутской области образа успешного, гармонично развитого молодого человека;
создание и поддержание эффективных информационных потоков о молодежи, направлениях и мероприятиях в сфере молодежной политики в Иркутской области;
разработка бренда молодежной политики;
17) совершенствование организационного, правового и ресурсного обеспечения в сфере молодежной политики.
Глава 5. Финансовые источники реализации стратегии
Реализация Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства и муницип
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Губернатора Иркутской области от 31 марта 2025 г. N 125-р "О внесении изменения в Стратегию развития молодежной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.