08 октября 2014 г. |
Дело N А13-9590/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р.,
Пастуховой М.В.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Благоустройство" Кренделева К.К. (доверенность от 04.10.2014 N 68), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области Ковалевой О.А. (доверенность от 15.01.2014 N 1),
рассмотрев 06.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Благоустройство" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.03.2014 (судья
Лудкова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А13-9590/2013,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство", место нахождения: 162107, Вологодская обл., г. Сокол, ул. Суворова, д. 1, ОГРН 1113537000763 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области, место нахождения: 162130, Вологодская обл., г. Сокол, Советская ул., д. 43, ИНН 3527009445 (далее - Инспекция) от 27.06.2013 N 1212 в части доначисления и предложения уплатить единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - единый налог) в сумме 115 897 руб., пени по данному налогу в размере 12 702 руб. 80 коп. и штраф, начисленный на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату единого налога в сумме 6228 руб., транспортный налог в сумме 216 руб. 12 коп., пени, начисленные на основании статьи 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в размере 170 380 руб. 20 коп., в части вывода о том, что за 2012 год подлежит уплате минимальный налог в сумме 213 925 руб. и указанную сумму минимального налога за 2012 год необходимо уменьшить на 9963 руб., о возложении на Инспекцию обязанности в порядке пункта 5 статьи 79 НК РФ принять решение о выплате процентов в сумме 7871 руб. 90 коп., а также о взыскании с Инспекции судебных расходов на оплату юридических услуг в размере 12 000 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31.03.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014, решение Инспекции от 27.06.2013 N 1212 признано недействительным в части доначисления единого налога за 2011 год в сумме 15 000 руб., пеней по данному налогу в сумме 1839 руб. 87 коп., штрафа по единому налогу в размере 1500 руб., штрафа по статье 123 НК РФ в размере 140 380 руб. 20 коп., а также в части отсутствия предложения уменьшить исчисленный в завышенном размере минимальный налог за 2012 год на 9963 руб. Заявление Предприятия в части возложения на Инспекцию обязанности принять решение о возврате ему излишне уплаченного минимального налога в сумме 9963 руб. оставлено без рассмотрения. На Инспекцию возложена обязанность принять решение о возврате заявителю 15000 руб. единого налога, 1839 руб. 87 коп. пеней и 1500 руб. штрафа по единому налогу, штрафа, начисленного по статье 123 НК РФ в сумме 140 380 руб. 20 коп., а также принять решение о выплате Предприятию процентов в размере 4219 руб. 31 коп., начисленных в порядке статьи 79 НК РФ. В удовлетворении остальной части требований Предприятию отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить по эпизоду, связанному с излишне взысканным единым налогом за 2011 год в сумме 100 897 руб., пеням в сумме 10 862 руб., штрафу в сумме 6228 руб., и по эпизодам признания фактов завышения единого налога за 2012 год в сумме 195 565 руб. и излишнего взыскания налога в сумме 9963 руб.
По мнению подателя жалобы, Предприятие, являясь специализированной организацией, оказывающей социально значимые услуги по контрактам, заключаемым преимущественно на основании проводимых открытых аукционов, правомерно включало в состав расходов при исчислении единого налога затраты, связанные с участием в таких аукционах (суммы, перечисленные Предприятием для обеспечения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме), поскольку такие расходы имеют производственный характер и подлежат отнесению к материальным расходам (подпункт 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ). Податель жалобы также считает правомерным включение им в состав доходов при исчислении единого налога сумм, которые были перечислены для обеспечения заявок на участие в открытых аукционах и впоследствии были ему возвращены. Кроме того, Предприятие считает, что ему подлежит возврату излишне уплаченный минимальный налог за 2012 год в размере 9963 руб.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, полагая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Предприятие в 2011-2012 годах применяло упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, в связи с чем начисляло и уплачивало единый налог.
Инспекцией в отношении Предприятия была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 04.06.2013 N 12 и принято решение от 27.06.2013 N 1212, которым налогоплательщику доначислены налоги, пени и штрафы.
Основанием для принятия решения Инспекции от 27.06.2013 N 1212 в оспариваемой Предприятием части послужили выводы налогового органа о неправомерном отнесении при исчислении единого налога в состав расходов затрат, связанных с обеспечением заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме, поскольку такие расходы отсутствуют в перечне, предусмотренном статьей 254 и 346.16 НК РФ. Кроме того, Инспекция пришла к выводу, что Предприятие неправомерно включило в состав доходов при исчислении единого налога суммы, которые были перечислены для обеспечения заявок на участие в открытых аукционах и впоследствии возвращены Предприятию, поскольку это не отвечает требованиям статьи 41 НК РФ в связи с отсутствием экономической выгоды.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 12.08.2013 N 07-09/009178 апелляционная жалоба Предприятия на решение Инспекции от 27.06.2013 N 1212 оставлена без удовлетворения.
Полагая решение Инспекции от 27.06.2013 N 1212 неправомерным в оспариваемой части, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Предприятию в удовлетворении требований в части, поскольку пришли к выводам о том, что спорные затраты не относятся к расходам, поименованным в статьях 254 и 346.16 НК РФ, а средства, отраженные Предприятием в качестве дохода, не соответствуют требованиям статьи 41 НК РФ. Кроме того, суды указали на отсутствие оснований, предусмотренных статьей 78 НК РФ, для возврата Предприятию в судебном порядке 9963 руб. единого налога.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующему.
Судами установлено на основании материалов дела и Инспекцией не оспаривается, что у Предприятия имеется 9963 руб. излишне уплаченного минимального налога за 2012 год, который подлежит возврату налогоплательщику.
В соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных названым Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Судами установлено на основании материалов дела и Предприятием не оспаривается, что до обращения в суд Предприятие в Инспекцию с заявлением о возврате указанной суммы налога не обращалось, отказа от налогового органа в возврате излишне уплаченной суммы не получало.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Предприятия о возврате ему излишне уплаченного налога в размере 9963 руб., в связи с чем оставили данное требование без рассмотрения.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы Предприятия по данному эпизоду не имеется.
Вместе с тем кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа Предприятию в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции от 27.06.2013 N 1212 по эпизоду доначисления единого налога, соответствующих пеней и штрафов, связанному с перечислением и возвратом денежных средств для обеспечения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме 2011-2012 годов, а требование Предприятие в этой части подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что признавая неправомерным отнесение Предприятием в расходы затрат, связанных с перечислением денежных средств для обеспечения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме 2011-2012 годов, Инспекция указала, что в силу положений пункта 1 статьи 346.16 НК РФ данные суммы не являются расходами, подлежащими учету при определении налогооблагаемой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованным указанный вывод налогового органа.
Однако судами не учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ установлено, что объектом налогообложения при применении УСН признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
В пункте 2 статьи 346.18 НК РФ установлено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ предусмотрен перечень расходов, на которые налогоплательщик вправе уменьшить полученный доход при исчислении единого налога.
При этом согласно пункту 2 названной статьи расходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли необходимо исходить из того, подтверждают ли документы, имеющиеся у налогоплательщика, произведенные им расходы. То есть условием для включения затрат в расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены.
Из этого же исходит и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указавший в постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий УСН, уменьшает полученные доходы, в частности, на величину материальных расходов.
Перечень материальных расходов приведен в статье 254 НК РФ.
Подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, на который ссылается податель жалобы, предусмотрено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Данный перечень материальных расходов является открытым.
Из материалов дела следует, что Предприятие в 2011-2012 годах в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавшего в проверяемый период, производило перечисление денежных средств для обеспечения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме на право заключить контракты.
Кассационная инстанция считает неправомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что средства, перечисленные Предприятием в обеспечение заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме, не имеют характера материальных затрат, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Налогоплательщик является специализированной организацией, оказывающей социально значимые услуги по контрактам, заключенным на основании проведенных открытых аукционов. Расходы на участие в аукционе являются частью производственного процесса, направлены на ведение хозяйственной деятельности для получения дохода, в связи с чем подлежат отнесению к расходам согласно положениям статей 346.16 и 254 НК РФ. Спорные расходы отвечают требованиям, предусмотренным статьей 252 НК РФ.
При таких обстоятельствах Предприятие правомерно включило в состав расходов спорные суммы.
Судами также установлено, что денежные средства, перечисленные заявителем в обеспечение заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме и впоследствии возвращенные Предприятию, были учтены налогоплательщиком в составе дохода.
Вместе с тем суды пришли к выводу о неправомерном учете Предприятием указанных денежных средств в 2012 году в составе доходов этого периода, сославшись на отсутствие экономической выгоды в денежной или натуральной форме по операциям, связанным с перечислением и возвратом средств в обеспечение заявок на участие в открытых аукционах и указали, что возврат ранее перечисленных в обеспечение таких заявок сумм не отвечает требованиям статьи 41 НК РФ, поэтому данные суммы не признаются доходом и не учитываются при исчислении единого налога.
Кассационная инстанция считает данную позицию судов несостоятельной, поскольку суды, признавая неправомерными действия Предприятия по включению спорных сумм в расходы, которые направлены на получение дохода и соответствуют положениям статей 346.16, 254 и 252 НК РФ, необоснованно посчитали неправомерным включение в доход Предприятия спорных сумм при их возврате.
Позиция Предприятия в данном случае является последовательной.
Необходимо отметить, что, признавая неправомерным включение Предприятием спорных суммы состав расходов и доходов, Инспекция и суды не указали, как в соответствии с требованиями налогового законодательства Предприятие должно было учитывать в данном случае расходы, которые фактически понесены, и доходы, которые фактически получены, связанные с обеспечением заявок на участие в открытых аукционах.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене в указанной части в связи с нарушением судами норм материального права.
Поскольку фактические обстоятельства дела установлены судами правильно, но неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным принять в отмененной части новый судебный акт и удовлетворить требование Предприятия о признании недействительным решения Инспекции от 27.06.2013 N 1212 по эпизоду доначисления единого налога, соответствующих пеней и штрафов, связанному с перечислением и возвратом денежных средств для обеспечения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме 2011-2012 годов.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.03.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А13-9590/2013 отменить в части отказа муниципальному унитарному предприятию "Благоустройство" в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области от 27.06.2013 N 1212 по эпизоду доначисления единого налога, соответствующих пеней и штрафов, связанному с перечислением и возвратом денежных средств для обеспечения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 2011-2012 годов.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области от 27.06.2013 N 1212 в этой части.
В остальной части решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.03.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А13-9590/2013 оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий УСН, уменьшает полученные доходы, в частности, на величину материальных расходов.
В силу подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно отнес при исчислении единого налога по УСН в состав расходов затраты, связанные с обеспечением заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме, поскольку такие расходы отсутствуют в перечне, предусмотренном ст.ст. 254 и 346.16 НК РФ.
Суд считает, что позиция налогового органа является неправомерной.
При рассмотрении дела было установлено, что налогоплательщик является специализированной организацией, оказывающей социально значимые услуги по контрактам, заключенным на основании проведенных открытых аукционов.
Суд отметил, что расходы на участие в аукционе являются частью производственного процесса, направлены на ведение хозяйственной деятельности для получения дохода, в связи с чем подлежат отнесению к расходам согласно положениям ст.ст. 346.16 и 254 НК РФ. Спорные расходы отвечают требованиям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
На основании изложенного суд удовлетворил кассационную жалобу налогоплательщика.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 октября 2014 г. N Ф07-6057/14 по делу N А13-9590/2013