10 октября 2014 г. |
Дело N А21-8694/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 08.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2014 (судья Приходько Е.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (судьи Дмитриева И.А., Будылева М.В., Третьякова Н.О.) по делу N А21-8694/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спортстайл плюс" (место нахождения: 238750, г. Советск, ул. Пушкина, д. 3, ОГРН 10839110000; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 236022, г. Калининград, ул. Чайковского, д. 11, ОГРН 1023900586423; далее - Фонд) от 04.07.2013 N 219 и от 04.07.2013 N 324.
Решением суда от 26.02.2014 заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительными решение от 04.07.2013 N 219 в части привлечения плательщика страховых взносов к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования " (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде 284 руб. штрафа, доначисления страховых взносов в общей сумме 1420,93 руб. и пеней в соответствующей сумме; решение от 04.07.2013 N 324 в части привлечения плательщика страховых взносов к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде 73 руб. 60 коп. штрафа, доначисления страховых взносов в общей сумме 368 руб. 44 коп. и пеней в соответствующей сумме. В остальной части в удовлетворении заявления отказано. Кроме того, суд взыскал с Фонда в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Постановлением апелляционного суда от 01.07.2014 решение суда первой инстанции от 26.02.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику для ухода за детьми-инвалидами, подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов. Кроме того, Фонд считает неправомерным взыскание с него судебных расходов в сумме непропорциональной удовлетворенным судом требованиям заявителя.
Общество и Фонд о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 05.06.2013 N 597.
Как усматривается из акта, в ходе проверки выявлен факт занижения страхователем базы для начисления страховых взносов на суммы среднего заработка, выплаченного работнику Розановой О.В. за дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом, а также на суммы среднего заработка, выплаченного работнику-донору Холодковой И.В. за дни сдачи крови и предоставленными в связи с этим днями отдыха.
По результатам рассмотрения акта Фондом вынесены следующие решения:
- от 04.07.2013 N 219 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за неуплату суммы страховых взносов в виде 298 руб. 27 коп. штрафа. Названным решением плательщику предложено уплатить 1 491 руб. 37 коп. недоимки по страховым взносам;
- от 04.07.2013 N 324 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, за неуплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде 75 руб. 63 коп. штрафа. Названным решением плательщику предложено уплатить 378 руб. 15 коп. недоимки по страховым взносам и 35 руб. 12 коп. начисленных на нее пеней.
Посчитав названные решения Фонда незаконными и нарушающими его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции признали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части признания недействительными решения от 04.07.2013 N 219 в части привлечения плательщика страховых взносов к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде 284 руб. штрафа, доначисления страховых взносов в общей сумме 1 420 руб. 93 коп. и пеней в соответствующей сумме; решения от 04.07.2013 N 324 в части привлечения плательщика страховых взносов к ответственности по пункту 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ в виде 73 руб. 60 коп. штрафа, доначисления страховых взносов в общей сумме 368 руб. 44 коп. и пеней в соответствующей сумме.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Судами правомерно принято во внимание то, что согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Суды обеих инстанций правомерно указали на то, что данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Норма аналогичного характера содержится и в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Следовательно, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решения Фонда в отношении выплат за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Доводы Фонда о неправильном распределении судами судебных расходов по делу не могут быть признаны состоятельными.
Частью 1 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Между тем, исходя из неимущественного характера требований Общества по данному делу, положения пункта 1 статьи 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований, применяться не могут.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Такой вывод отвечает правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08.
Следовательно, судебные инстанции правомерно взыскали с Фонда понесенные Обществом судебные расходы по результатам рассмотрения неимущественного спора в полной сумме.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы Фонда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А21-8694/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.