14 октября 2014 г. |
Дело N А42-6093/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Кудина А.Г.,
рассмотрев 14.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2014 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (судьи Семенова А.Б., Есипова О.И., Протас Н.И.) по делу N А42-6093/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (место нахождения: Мурманская область, город Мончегорск; ОГРН 1025100652906; ИНН 5191431170; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - Отдел) от 31.05.2013 N 83/3/29/21.
Решением суда первой инстанции от 04.02.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные решение и постановление отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Отделом на основании распоряжения от 17.04.2013 N 83 в период с 27.05.2013 по 31.05.2013 проведена плановая выездная проверка Общества по вопросам соблюдения установленных требований в области гражданской обороны.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 31.05.2013 N 83, что защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся в ведении Общества, расположенные в городе Мончегорске (инвентарные NN 242, 244), ограниченно готовы к приему укрываемых, расположенные в городе Заполярный (инвентарные NN 759, 761, 762), не готовы к приему укрываемых.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 29.08.2014 Обществу выдано предписание от 31.05.2013 N 83/3/29/21.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, придя к выводу о правомерности требований, содержащихся в предписании.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон) под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, в силу пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.
Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, так же предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (пункты 3 и 10).
Правила эксплуатации защитных сооружений (далее - Правила) утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности требований оспариваемого предписания Отдела, в соответствии с которым Общество допустило нарушения пунктов 3.2.1, 3.2.7, 3.2.10, 3.2.24, 3.4.4, 4.5.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 6.4.2 Правил.
Как установлено судами и подтверждается материалами проверки, в ведении Общества находятся защитные сооружения, расположенные на промплощадках в городах Заполярный и Мончегорск, которые не готовы, либо ограниченно готовы к приему укрываемых (не обеспечена сухость помещения, герметизация аварийного выхода; элементы инженерных систем окрашены в неустановленные цвета; не оборудованы санузлы; не проведен текущий ремонт помещений; емкости запаса питьевой воды не оборудованы водоуказателями и люками для очистки и окраски внутренних поверхностей; отсутствуют нары для размещения укрываемых).
Указанные обстоятельства подателем жалобы не оспариваются.
Приняв во внимание изложенное, суды пришли к выводу о соответствии предписания Отдела упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
При этом, отклоняя доводы Общества о неправомерности предписания, суды двух инстанций исходили из отсутствия доказательств снятия данных защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в его ведении, с учета в порядке, установленном пунктами 2.10-2.14 Правил.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А42-6093/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Кольская горно-металлургическая компания" (место нахождения: Мурманская обл., г. Мончегорск; ОГРН 1025100652906; ИНН 5191431170) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., уплаченную по платежному поручению от 15.08.2014 N 8139.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.