23 октября 2014 г. |
Дело N А21-2808/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Рудницкого Г.М.,
при участии от Администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" Андронова Р.А. (доверенность от 03.03.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2014 (судья - Ефименко С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 (судьи Жиляева Е.В., Тимухина И.А., Барканова Я.В.) по делу N А21-2808/2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройБиз", ОГРН 1113926016500, ИНН 3906236875, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" ОГРН 1063913020313, ИНН 3918027989 (далее - Администрация), выразившихся в отказе в выдаче Обществу разрешения на строительство гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 39:05:000000:1235, расположенном по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Чкалова - ул. Володарского, и об обязании Администрации выдать Обществу разрешение на строительство.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство).
Решением от 11.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.07.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, полагая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Агентство просит удовлетворить кассационную жалобу Администрации и отменить обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании представители Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:1235, площадью 2390 кв. м, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Чкалова - ул. Володарского, предоставленного для целей строительства гостиницы на основании договора от 26.10.2011 N 370-КЗО/2011, заключенного с Администрацией.
25.12.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство гостиницы на указанном земельном участке, сроком на 26 месяцев с приложением договора аренды от 26.10.2011 N 370-КЗО/2011; топографического плана земельного участка; кадастрового плана земельного участка; технических условий на подключение к инженерным сетям; градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012; проектной документации; положительного заключения экспертизы проектной документации от 25.12.2012 N 2-1-1-0004-12.
Письмом от 29.12.2012 N 2179 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство. В обоснование отказа Администрация указала, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.1999 N 359 городу Зеленоградску присвоен статус курорта федерального значения; в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) территории курортов отнесены к категории особо охраняемых природных территорий; строительство объектов капитального строительства на землях особо охраняемых природных территорий должно осуществляться на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу; представленная Обществом проектная документация не прошла государственную экспертизу. Администрация также информировала Общество о том, что решением Городского Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" от 12.12.2012 N 173 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение". Согласно данному документу земельный участок, на котором планируется строительство гостиницы, находится в зоне обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ОДЗ 4). Градостроительным регламентом данной зоны установлены предельные размеры разрешенного строительства: максимальная высота зданий - 5 надземных этажей (включая мансардный этаж) или 18 метров (до верхней отметки здания, исключая декоративные элементы типа: шпиль, башня и т.д.). Представленный проект гостиницы не соответствует установленным Правилам землепользования и застройки требованиям в части максимальной высоты здания, поскольку предусматривает строительство девятиэтажного здания.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, считая, что отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство гостиницы не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что предоставленный Обществу в аренду земельный участок с кадастровым номером 39:05:000000:1235 относится к землям населенных пунктов, а не к категории земель особо охраняемых природных территорий. Соответственно не требуется проведения государственной экспертизы представленной Обществом проектной документации. Решение Городского Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" от 12.12.2012 N 173 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" не вступило в силу к моменту принятия Администрацией оспариваемого отказа, поскольку не было официально опубликовано. Соответственно Администрация была не вправе ссылаться на данный акт как на основание для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Администрации, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из анализа положений статей 49 - 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что лицо, обращающееся за разрешением на строительство, вправе представить заключение как государственной, так и негосударственной экспертизы проектной документации.
Вместе с тем, согласно пункту 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ представление положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ, в качестве приложения к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Согласно пункту 3.4 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежат государственной экспертизе.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 2 Закона N 33-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты отнесены к особо охраняемым природным территориям.
Пунктом 2 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения являются особо охраняемыми природными территориями, для охраны которых создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования.
В соответствии с пунктом 2 Положения о курорте федерального значения Зеленоградск, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2000 N 634, курорт Зеленоградск относится к особо охраняемой природной территории.
Земельные участки, леса и парки в пределах территории курорта Зеленоградск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны (пункт 15). Застройка курорта Зеленоградск осуществляется в соответствии с проектом районной планировки и генеральным планом курорта, утверждаемыми в установленном порядке (пункт 23). Генеральный план, проекты районной и детальной планировки курорта Зеленоградск разрабатываются с учетом требований режима округа горно-санитарной охраны и схем землеустройства и согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Строительство в пределах округа горно-санитарной охраны осуществляется на основании разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, выдаваемого в установленном порядке (пункт 24).
Администрация Калининградской области на основании принятого генерального плана, схем детальной планировки и схем охраны природы принимает решение о резервировании земельных участков и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Земельные участки для строительства промышленных и других объектов, непосредственно не связанных с курортным обслуживанием, в пределах территории курорта Зеленоградск не предоставляются (пункт 25).
Как следует из пункта 1.2 договора аренды земельного участка от 26.10.2011 N 370-КЗО/2011, предоставленного под строительство гостиницы, обременением и ограничением в использовании участка является режим хозяйствования, проживания и использования земельного участка, расположенного во второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск - в соответствии с пунктом 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что представленная Обществом проектная документация на строительство гостиницы подлежала государственной экспертизе, которая Обществом не проводилась.
При таких обстоятельствах Администрация обоснованно отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство. Основания для признания оспариваемого отказа незаконным отсутствуют.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций, обязывая Администрацию выдать Обществу разрешение на строительство, не учли следующее.
В момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения от 11.03.2014 уже действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", утвержденные Решение Городского Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" от 12.12.2012 N 173. В соответствии с указанными Правилами земельный участок с кадастровым номером 39:05:000000:1235, на котором планируется строительство гостиницы, находится в зоне ОДЗ 4. Градостроительным регламентом данной зоны установлены предельные размеры разрешенного строительства: максимальная высота зданий - 5 надземных этажей. Представленная Обществом проектная документация предусматривает строительство девятиэтажного здания гостиницы.
В соответствии с частью 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Согласно части 9 данной статьи реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
По смыслу названных правовых норм в случае изменения градостроительного регламента использование земельного участка, начатое до принятия или изменения правил землепользования и застройки, может быть продолжено. Поскольку Общество не приступало к строительству здания гостиницы до вступления в силу Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", следовательно, к правоотношениям, связанным с выдачей разрешения на строительство, подлежит применению градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", действующими в момент выдачи такого разрешения.
При таких обстоятельствах Обществу не может быть выдано разрешение на строительство девятиэтажного здания гостиницы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по делу N А21-2808/2013 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
А.В. Кадулин
Судьи
Т.С. Гафиатуллина
Г.М. Рудницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.