27 ноября 2014 г. |
Дело N А66-12079/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 27.11.2014.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Константинова П.Ю. и Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев 25.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу финансового управления администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.04.2014 (судья Нофал Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 (судьи Романова А.В., Зорина Ю.В. и Шадрина А.Н.) по делу N А66-12079/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьавтотранс", место нахождения: 170002, Тверская область, город Тверь, улица Коминтерна, дом 10, ОГРН 1066952001181, ИНН 6950050280 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному образованию Тверской области "Калининский район" в лице финансового управления администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район", место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 3, ОГРН 1026900542932, ИНН 6903007262 (далее - Управление), о взыскании 985 200 руб. неосновательного обогащения и 241 353 руб. 48 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.10.2010 по 30.08.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Тверской области "Калининский район", место нахождения: 170554, Тверская область, Калининский район, деревня Рязаново, дом 21, ОГРН 1026900592773, ИНН 6924003220 (далее - Администрация), Министерство финансов Тверской области, место нахождения: 170000, город Тверь, Советская улица, дом 23, ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459 (далее - Министерство финансов), и Министерство транспорта Тверской области, место нахождения: 170100, город Тверь, Свободный переулок, дом 5, ОГРН 1026900562370, ИНН 6901007877 (далее - Министерство транспорта).
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно указали на обязанность Управления организовать перевозку пассажиров по маршрутам межмуниципального и пригородного сообщения; правовые основания для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами отсутствуют; акты не могут быть приняты в качестве доказательств приемки работ.
Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с 2007 года регулярно как единственный перевозчик осуществляло деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по автобусным маршрутам пригородного сообщения Калининского района Тверской области согласно утвержденным муниципальным образованием "Калининский район" пригородным маршрутам и расписаниям.
В январе, феврале и апреле 2010 года муниципальное образование Тверской области "Калининский район" в лице Администрации (заказчик) и Общество (перевозчик) заключали договоры на оказание последним услуг по перевозке, по условиям которых перевозчик принял на себя обязательства по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа, а заказчик обязался согласовывать пригородные маршруты и расписания, ежемесячно оплачивать услуги перевозчика в зависимости от конкретного маршрута и в соответствии с согласованными сторонами расценками.
В сентябре 2010 года по согласованию с Администрацией и в соответствии с утвержденным департаментом транспорта и связи Тверской области расписанием по тем же, что и в упомянутых договорах, маршрутам Общество продолжало осуществлять перевозки в отсутствие договоров.
Письмом от 01.10.2010 N 342 Общество направило Администрации акты выполненных работ по перевозке пассажиров в сентябре 2010 года по согласованным маршрутам и счета-фактуры на общую сумму 985 200 руб. Расчет выполнен в соответствии с условиями ранее заключенных в январе, феврале и апреле 2010 года договоров.
Поскольку Администрация не возместила Обществу расходы, связанные с осуществлением упомянутых перевозок, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района на основании пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения муниципального района.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.
Осуществление транспортного обслуживания населения, проживающего в сельской местности, является обязательной и социально значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством (на жизнь, свободу передвижения, труд, отдых, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и т.д.).
Поэтому при отсутствии форс-мажорных обстоятельств деятельность по перевозке сельского населения автомобильным транспортом в любом случае прекращению не подлежит. Она не может утратить свой социально значимый характер лишь из-за того, что Администрация не выполнила возложенных на нее обязанностей и своевременно не приняла нормативный акт, направленный на организацию данной деятельности, не провела конкурс и не заключила договор с перевозчиком. Незаконность бездействия Администрации не влечет признания деятельности Общества по осуществлению перевозок незаконной.
Как правильно указал суд первой инстанции, за счет предоставления Обществом услуг по перевозке муниципальное образование выполнило возложенные на него публичные функции по организации транспортного обслуживания населения.
Договор на перевозку не заключен, но услуги по перевозке оказывались Обществом по инициативе, с ведома и одобрения Администрации в рамках ранее сложившихся между ними гражданско-правовых отношений, от продолжения которых Администрация не отказывалась.
Вопросы организации транспортного обслуживания населения района в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям муниципального образования, поэтому необходимые для их решения денежные средства подлежали включению в расходы бюджета исходя из положений статей 6, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что иск подлежит удовлетворению является правомерным.
Доводы жалобы об отсутствии у Администрации обязанности организовывать перевозку пассажиров по маршрутам межмуниципального и пригородного сообщения не могут быть приняты во внимание в том числе и потому, что именно Администрация неоднократно заключала договоры на аналогичные перевозки в предыдущий период, а кроме того, выступила инициатором продолжения оказания Обществом таких услуг.
При таких обстоятельствах имеются основания для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами именно с Администрации. Отсутствие финансирования не является основанием для отказа в иске, как и несоответствие двусторонних актов принятия оказанных услуг нормам делопроизводства, поскольку факт оказания услуг по перевозке не оспорен.
Поскольку нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.04.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 по делу N А66-12079/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу финансового управления администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.