04 декабря 2014 г. |
Дело N А66-13885/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2014 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. N 307-КГ15-1408 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Мунтян Л.Б.,
при участии от Министерства экономического развития Тверской области Вуйминой И.М. (доверенность от 19.11.2014 N 4819/09), Дробыт О.А. (доверенность от 19.11.2014 N 4622/09), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Посоховой Л.В. (доверенность от 09.01.2014 N 1), Манюгиной Е.И. (доверенность от 14.01.2014 N 5), от Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области Хохлова С.В. (доверенность от 16.09.2014 N 16),
рассмотрев 27.11.2014 в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А66-13885/2013 (судьи Смирнов В.И., Осокина Н.Н., Холминов А.А.),
установил:
Министерство экономического развития Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, Смоленский переулок, дом 29, ОГРН 1036900064585, ИНН 6905006271; далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, Советская улица, дом 23, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; далее - Управление) от 05.08.2013 по делу N 04-6/1-2-2013 о нарушении заявителем части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Сеть делового обслуживания" (место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 11, корпус 1, ОГРН 1026900512176, ИНН 6905067250; далее - ОАО "Сеть делового обслуживания"), открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (место нахождения: 109147, Москва, Марксистская улица, дом 4, ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076; далее - ОАО "Мобильные ТелеСистемы"), филиал открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (далее - филиал ОАО "Мобильные ТелеСистемы"), Государственное автономное учреждение Тверской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 12, ОГРН 1106952007359, ИНН 6952024447; далее - Учреждение), Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области (место нахождения: 170037, город Тверь, проспект Победы, дом 53 ОГРН 1116952073930, ИНН 6950141890; далее - Министерство промышленности).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03.02.2014 (судья Пугачев А.А.) Министерству отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 решение суда первой инстанции отменено, признан недействительным пункт 1 решения Управления от 05.08.2013 N 04-6/1-2-2013 как не соответствующий требованиям Закона "О защите конкуренции".
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление от 14.07.2014 и оставить в силе решение от 03.02.2014, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы считает законным и обоснованным вменение заявителю нарушений требований антимонопольного законодательства в связи с несоблюдением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Министерства и Министерства промышленности возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
ОАО "Сеть делового обслуживания", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", филиал ОАО "Мобильные ТелеСистемы", Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 28.11.2011 N 297-рп.
Постановлением Правительства Тверской области от 10.04.2012 N 160-пп утверждена программа Тверской области "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа).
В соответствии с пунктом 2 названного постановления Министерство определено уполномоченным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим координацию выполнения Программы. Пунктом 3 постановления Учреждение определено ответственным за реализацию мероприятий Программы и получателем субсидии из областного бюджета.
Постановлением администрации Тверской области от 07.04.2011 N 141-па установлено, что направления расходования автономными учреждениями субсидий на иные цели, а также условия их предоставления устанавливает главный распорядитель бюджетных средств, являющийся учредителем автономного учреждения. Учредителем Учреждения является Министерство.
В 2012 году Учреждению перечислены бюджетные средства в виде субсидий в размере 156 945 718 руб. 38 коп.
Согласно приказам Министерства от 19.09.2012 N 123-нп и от 18.10.2012 N 132-нп условиями предоставления учреждениям субсидий на иные цели являются помимо их целевого характера, утвержденной сметы, предоставления отчетности - соблюдение государственными бюджетными учреждениями требований Закона N 94-ФЗ, а государственными автономными учреждениями - Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Одним из направлений использования Учреждением выделенных субсидий является приобретение услуг по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства Тверской области, реализуя которое Учреждение в ноябре 2012 года осуществило процедуру упрощенного выбора организации на право заключения договоров на выполнение работ по подключению к сети связи в целях создания защищенной среды передачи данных технологической инфраструктуры электронного правительства Тверской области.
ОАО "Сеть делового обслуживания" и ОАО "Мобильные ТелеСистемы" обратились в Управление с жалобами о нарушении Министерством антимонопольного законодательства.
Управление по результатам рассмотрения жалоб приняло решение от 05.08.2013 по делу N 04-6/1-2-2013, согласно которому признало Министерство нарушившим часть 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в издании приказов от 19.09.2012 N 123-нп и от 18.10.2012 N 132-нп, согласно которым условием предоставления автономным учреждениям субсидий на иные цели, предусмотренные постановлением правительства Тверской области от 10.04.2012 N 160-пп, установлена необходимость соблюдения Закона N 223-ФЗ и исключена необходимость соблюдения требований Закона N 94-ФЗ при проведении закупок для нужд Тверской области (пункт 1).
На основании названного решения антимонопольный орган выдал Министерству предписание от 05.08.2013 по делу N 04-6/1-2-2013 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" путем внесения изменения в приказ от 18.10.2012 N 132-нп.
Министерство оспорило пункт 1 решения Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, посчитав, что действия Министерства необоснованно воспрепятствовали и ограничили для субъекта Российской Федерации выбор хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги (связи), в связи с чем обоснованно квалифицированы как противоречащие требованиям части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление Министерства, придя к выводу об отсутствии оснований считать, что Министерство вышеназванными приказами неправомерно исключило для Учреждения необходимость проведения закупок с применением Закона N 94-ФЗ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Целями Закона "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона "О защите конкуренции").
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Для квалификации действий субъекта права применительно к части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативно-правовым положениям и совершенные им действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть соперничества на значимом, определенном товарном рынке, в сферах обращения определенного товара (работ, услуг) либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг).
Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом Российской Федерации от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 174-ФЗ субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), может создаваться автономное учреждение.
На основании части 7 статьи 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 этой же статьи.
Пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Согласно пункту 1 статьи 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В пункте 1 части 2 Закона N 223-ФЗ определено, что он устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг для определенных лиц, в том числе и для автономных учреждений.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, проанализировав вышеприведенные нормы права применительно к сфере деятельности Учреждения и его полномочиям по реализации Программы, суд апелляционной инстанции установил, что Управление не выявило каких-либо нарушений при создании Учреждения и финансировании его деятельности для разрешения делегированных ему вопросов в интересах правительства Тверской области.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что приказы Министерства от 19.09.2012 N 123-нп и от 18.10.2012 N 132-нп в части определения условий получения субсидий на иные цели соответствовали требованиям Закона N 94-ФЗ и Закона N 223-ФЗ, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований считать, что издание названных приказов привело к нарушению требований Закона "О защите конкуренции".
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае при квалификации действий Министерства применительно к статье 15 Закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган не обосновал наступление или возможность наступления реальных негативных последствий для конкурентной среды.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А66-13885/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, проанализировав вышеприведенные нормы права применительно к сфере деятельности Учреждения и его полномочиям по реализации Программы, суд апелляционной инстанции установил, что Управление не выявило каких-либо нарушений при создании Учреждения и финансировании его деятельности для разрешения делегированных ему вопросов в интересах правительства Тверской области.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что приказы Министерства от 19.09.2012 N 123-нп и от 18.10.2012 N 132-нп в части определения условий получения субсидий на иные цели соответствовали требованиям Закона N 94-ФЗ и Закона N 223-ФЗ, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований считать, что издание названных приказов привело к нарушению требований Закона "О защите конкуренции".
...
В рассматриваемом случае при квалификации действий Министерства применительно к статье 15 Закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган не обосновал наступление или возможность наступления реальных негативных последствий для конкурентной среды."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2014 г. N Ф07-8462/14 по делу N А66-13885/2013
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8462/14
27.11.2014 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13885/13
19.08.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2428/14
14.07.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2428/14
03.02.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-13885/2013