15 декабря 2014 г. |
Дело N А44-2664/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участи от Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Никанорова В.В. (доверенность от 31.12.2013 N ЛХ-4669-4) и Балабушкиной О.В. (доверенность от 23.10.2014 N ЛХ-3947-4), от заместителя прокурора Новгородской области Кузнецовой Я.В. (удостоверение от 01.12.2014),
рассмотрев 08.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.06.2014 (судья Александров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А44-2664/2014,
установил:
Заместитель прокурора Новгородской области (далее - Прокурор) в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Новгородской области в лице Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области обратился в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением (с учетом уточнения требований) к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее - Комитет) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Коровкину Виктору Михайловичу о признании недействительными абзаца второго пункта 18.8 в части слов "и его тушению", подпунктов 30.1, 30.2 заключенного между Коровкиным В.М. и Комитетом договора от 28.09.2012 N 364 аренды лесного участка.
Решением от 30.06.2014 суд удовлетворил требования.
Постановлением от 29.09.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, спорное условие договора не противоречит законодательству, поскольку, по его мнению, обеспечение тушения лесных пожаров предполагает выполнение арендатором лесного участка мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и возможность оперативного тушения пожаров уполномоченными организациями, а существующая редакция пунктов 30.1 и 30.2 договора он не противоречит действующему законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу Прокурор просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Комитета поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Прокурора возражал против ее удовлетворения.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и Коровкиным В.М. (арендатор) заключен договор от 28.09.2012 N 364 аренды лесного участка (далее - договор), в соответствии с которым арендатор принимает во временное владение и пользование лесной участок площадью 4347 га, находящийся в государственной собственности, местоположение: Новгородская область, Демянский муниципальный район, Демянское лесничество, Полновское участковое лесничество, кварталы N 36 - 41, 47, 59, 83, 88 - 97, 133 - 151.
Срок действия договора определен как 49 лет с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация произведена 29.10.2012 за N 53-53-013/026/2012-099.
В абзаце 2 пункта 18.8 договора установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению.
Пунктом 30 договора установлено, что внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях:
- изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (подпункт 30.1 договора);
- изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства (подпункт 30.2 договора).
Прокурор, ссылаясь на несоответствие действующему законодательству абзаца второго пункта 18.8 договора аренды в части возложения на арендатора обязанности тушить пожар и подпунктов 30.1, 30.2 договора, в порядке статьи 52 АПК РФ обратился с иском в суд о признании договора аренды в указанной части недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, посчитав требования правомерными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу пункта 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 названного Кодекса).
В абзаце втором пункта 18.8 договора установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению.
Согласно части 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В силу пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).
Частью 1 статьи 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно части 2 статьи 53.4 ЛК РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
В силу части 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Кроме того, названной статьей определено понятие пожарной охраны как совокупности созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Учитывая положения названных норм и исходя из их систематического толкования, следует согласиться с выводом судов о том, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления.
Из буквального содержания абзаца второго пункта 18.8 договора аренды следует, что на арендатора возложена обязанность по тушению лесного пожара на арендуемом лесном участке.
Между тем, поскольку глава крестьянского (фермерского) хозяйства не наделен полномочиями специализированной организации по ликвидации пожаров, то включение такой обязанности в договор обоснованно признано судами не соответствующим закону.
Относительно пунктов 30.1 и 30.2 договора необходимо отметить следующее.
Пунктом 30 договора аренды установлено, что внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (подпункт 30.1 договора); изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства (подпункт 30.2 договора).
Как установлено судами, данный договор заключен по результатам аукциона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент заключении договора аренды, предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Таким образом, частью 2 статьи 74 ЛК РФ установлено специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно настоящим кодексом (частью 7 статьи 53.7 Кодекса).
В связи с этим нормы гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон этого договора не могут быть применены.
Как обоснованно указали суды, порядок изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный статьей 451 ГК РФ, в данном случае неприменим, поскольку он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается статьей 74 Лесного кодекса.
В связи с этим ссылка Комитета в обоснование своей позиции на часть 3 статьи 71 ЛК РФ и статью 451 ГК РФ подлежит отклонению.
Таким образом, данные подпункты договора аренды также правомерно признаны судами недействительными.
Доводы жалобы получили надлежащую правовую оценку в судах первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласиться с данной оценкой.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.06.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу N А44-2664/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.