Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Федеральной налоговой службы от 7 апреля 2025 г. № БС-4-21/3637@ “Об условиях применения коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, при налогообложении земельных участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для индивидуального жилищного строительства”

10 апреля 2025

В дополнение к направленным письмам ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@, 13.01.2025 N БС-4-21/148@ о применении коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, при налогообложении земельных участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для индивидуального жилищного строительства, информируем о вынесении Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации Определения от 04.03.2025 по делу N АПЛ25-28.

Указанным Определением оставлено без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2024 по делу N АКПИ24-861 об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим письма ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@ "Об условиях применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации".

При этом Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации отмечено следующее.

Суд правильно исходил из того, что повышающие коэффициенты к ставке земельного налога (далее - налог), предусмотренные пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), являются обеспечительной мерой экономического характера, направленной как на своевременное завершение строительства объектов жилищного назначения и введение таких объектов в эксплуатацию с одновременной государственной регистрацией прав на жилищные объекты, так и на предотвращение создания условий для уклонения от уплаты налога в связи с несвоевременной государственной регистрацией прав на жилые объекты и нарушением сроков строительства, и не являются мерой ответственности застройщиков-налогоплательщиков за нарушение сроков строительства.

Довод административного истца в апелляционной жалобе о том, что повышающий коэффициент 2 распространяется только на земельные участки, облагаемые налогом по ставке 0,3 процента, был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно признан несоответствующим положениям пункта 15 статьи 396 Кодекса, по смыслу которых коэффициент 2, увеличивающий исчисленную сумму налога, применяется в отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, которые могут облагаться налогом как по ставке 0,3 процента (применительно к физическим лицам, не использующим участки в предпринимательских целях), так и по ставке 1,5 процента (применительно к организациям, использующим участки в предпринимательских целях).

При этом применение повышающего коэффициента зависит от критерия, определяющего связь земельного участка с жилищным строительством, которым в соответствии с пунктом 15 статьи 396 Кодекса является вид разрешённого использования земельных участков, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство, при этом отнесение земельных участков к "прочим земельным участкам" в целях применения налоговой ставки 1,5 процента не влечёт изменения вида разрешённого использования этих участков.

Разъяснения, данные в оспариваемом письме ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@ относительно применения приведённых в нём норм налогового законодательства, не выходят за рамки их адекватного истолкования и вопреки доводам апелляционной жалобы не влекут изменения правового регулирования отношений, связанных с исчислением налога, установленного после вступления в силу Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Доведите информацию сотрудникам налоговых органов, обеспечивающим исчисление и контроль за полнотой уплаты налога, включая формирование сообщений об исчисленных суммах налога, правовое сопровождение деятельности по рассмотрению жалоб и судебному представительству налоговых органов.

Приложение: на 9 л. в 1 экз. в каждый адрес

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

При налогообложении участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для ИЖС, следует руководствоваться судебной практикой.

Повышающие коэффициенты к ставке земельного налога являются обеспечительной мерой, направленной как на своевременное завершение строительства, так и на предотвращение создания условий для уклонения от уплаты налога в связи с несвоевременной регистрацией прав. Коэффициенты не являются мерой ответственности застройщиков за нарушение сроков строительства.

Коэффициент 2 применяется в отношении участков, приобретенных (предоставленных) на условиях осуществления жилищного строительства, которые могут облагаться налогом как по ставке 0,3% (применительно к физлицам, не использующим участки в предпринимательских целях), так и по ставке 1,5% (применительно к организациям, использующим участки в бизнесе).

Применение повышающего коэффициента зависит от критерия, определяющего связь участка с жилищным строительством, которым является вид разрешенного использования, предусматривающий ИЖС. При этом отнесение участков к "прочим земельным участкам" в целях применения ставки 1,5% не влечет изменения вида разрешенного использования.