23 декабря 2014 г. |
Дело N А56-12508/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Власовой М.Г., Марьянковой Н.В.,
при участии от Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу Ратмановой Н.А. (доверенность от 28.03.2014 N 5),
рассмотрев 16.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 25.04.2014 (судья Корушова И.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 (судьи Дмитриева И.А., Есипова О.И., Третьякова Н.О.) по делу N А56-12508/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2", место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42, ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191144, Санкт-Петербург, пр. Бакунина, д. 14, ОГРН 1057809002305, ИНН 7842012465 (далее - Управление), о взыскании 9 781 200 руб. задолженности.
Решением от 25.04.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.08.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать.
По мнению подателя жалобы, на него Обществом не может быть возложено бремя несения расходов по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку действующим законодательством такая обязанность ответственного хранителя не предусмотрена, равно как и соответствующее финансирование в бюджете. Операция по освежению материальных ценностей государственного резерва, фактически состоящая из двух самостоятельных операций (по выпуску и поставке имущества), не является объектом налогообложения, между сторонами не возникает взаимных требований по оплате, положения гражданского и налогового законодательства в данном случае неприменимы. Суммы НДС, уплаченные в бюджет Обществом как покупателем имущества казны, подлежат восстановлению посредством применения налогового вычета, а не путем получения компенсации с Управления.
В отзыве Общество просит кассационную жалобу отклонить, указывает, что предъявляет ко взысканию исключительно налог, начисленный на стоимость закладываемого в госрезерв имущества и подлежащий уплате.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы.
От Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, которое подлежит удовлетворению.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в июне 2013 года Общество на основании государственного контракта от 04.03.2009 N 3 на выполнение работ по ответственному хранению материальных ценностей государственного резерва, заключенного с Управлением, осуществило поставку и закладку материальных ценностей в государственный резерв в связи с освежением его запасов.
Полагая, что по операции освежения материальных ценностей Управление необоснованно не уплатило ему 9 781 200 руб. НДС, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.
В силу положений пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон N 79-ФЗ) ответственные хранители (организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва), которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва своими силами и средствами.
Освежение запасов государственного резерва - это выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей (статья 2 Закона N 79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) передача права собственности на товары как на возмездной (в том числе обмен товарами), так и на безвозмездной основе признается реализацией товаров и объектом обложения НДС.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ исключает из объектов обложения НДС работы (услуги), выполняемые органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации.
Федеральное агентство по государственным резервам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным резервом как непосредственно, так и через свои территориальные органы (в том числе по своевременному освежению материальных ценностей государственного резерва).
Однако объектом налогообложения в настоящем случае являются поставленные в государственный резерв материальные ценности, а не услуги органа государственной власти. Следовательно, оснований для применения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ в данном случае не имеется.
Каких-либо иных исключений, освобождающих от обложения названным налогом операций с материальными ценностями государственного резерва, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
При поставке и закладке ответственным хранителем материальных ценностей в государственный резерв поставщик на основании пункта 1 статьи 168 НК РФ обязан предъявить к уплате покупателю соответствующую сумму НДС, исчислить сумму названного налога, исходя из стоимости реализованных товаров и уплатить ее в бюджет в порядке, установленном статьей 174 НК РФ.
В случае выпуска материальных ценностей из государственного резерва обязанность по исчислению и уплате НДС по расчетной ставке, определенной пунктом 4 статьи 164 НК РФ, возникает у получателей названных ценностей.
Из смысла пункта 2 статьи 154 НК РФ вытекает, что при совершении товарообменных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, каждая из сторон сделки как налогоплательщик учитывает соответствующую операцию по реализации принадлежащих ей товаров при определении налоговой базы, исчисляет и уплачивает НДС.
При выпуске материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в него равного количества аналогичных материальных ценностей, ответственный хранитель обязан как налогоплательщик учесть при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость операции по поставке им материальных ценностей в государственный резерв, а как налоговый агент в отношении операций по выпуску товаров из государственного резерва - исчислить и уплатить налог в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 161 НК РФ.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, руководствуясь пунктом 3 статьи 9 Закона N 79-ФЗ, обязан учесть необходимые расходы при формировании предложений к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного резерва.
В данном случае Общество взыскивает НДС только в части стоимости закладываемого в госрезерв имущества. По его расчетам налог составил 9 781 200 руб.
Утверждения подателя жалобы о наличии у истца возможности получить спорную сумму в качестве налогового вычета несостоятельны. Такой вычет предъявляется Обществом в части налога по операции выемки материальных ценностей из госрезерва.
Судом установлено, что налоговый орган в решении от 27.12.2013 N 28, принятом по итогам камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации по НДС за II квартал 2013 года, пришел к выводу о занижении налоговой базы по этому налогу на сумму реализации в размере 59 660 000 руб. по данной операции и доначислил заявителю 10 738 800 руб. НДС.
Следовательно, предъявленные ему суммы налога не были и не могут быть приняты к налоговому вычету.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив обстоятельства дела в порядке статей 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив нормы материального права согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 7141/12, удовлетворили исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность по НДС в размере 9 781 200 руб.
Обжалуемые решение и постановление вынесены в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися доказательствами, а также с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права.
На основании изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют причины для удовлетворения жалобы Управления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 25.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 по делу N А56-12508/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.