25 декабря 2014 г. |
Дело N А66-5624/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С, Подвального И.О.,
при участии от Правительства Тверской области Вуйминой И.М. (доверенность от 15.01.2013 N 3), от открытого акционерного общества племзавод "Заволжское" Дуранина А.В. (доверенность от 28.01.2014 N 907),
рассмотрев 23.12.2014 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства Финансов Тверской области и Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 04.04.2014 (судья Головина Т.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 (судьи Романова А.В., Зорина Ю.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-5624/2013,
установил:
Открытое акционерное общество племзавод "Заволжское", место нахождения: 170508, Тверская область, поселок Заволжский, дом 2, ОГРН 1026940514149, ИНН 6924003082 (далее - ОАО племзавод "Заволжское") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области, место нахождения: 170100, город Тверь, Советская улица, дом 23, ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459 (далее - Министерство финансов) о взыскании 218 011 823,40 руб. ущерба, понесенного в результате изъятия имущества для государственных нужд.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, место нахождения: 170008, город Тверь, Озерная улица, дом 9, ОГРН 1086952003247, ИНН 6950076658 (далее - Россельхознадзор), Главное управление "Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области", место нахождения: 170100, город Тверь, проспект Победы, дом 53, ОГРН 1026900533109, ИНН 6903005875 (далее - ГУ "Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области"), администрация муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области, место нахождения: 170508, Тверская область, Калининский район, поселок Заволжский, дом 2, ОГРН 1056900211796, ИНН 6924013250 (далее - администрация), Правительство Тверской области, место нахождения: 170000, город Тверь, Советская улица, дом 44, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), открытое акционерное общество Страховая компания "Альянс", место нахождения: 115184, Москва, Озерковская набережная, дом 30, ОГРН 1027739095438, ИНН 7702073683.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 04.04.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014, исковые требования удовлетворены. С субъекта Российской Федерации - Тверской области в лице Министерства финансов за счет средств казны Тверской области в пользу ОАО племзавод "Заволжское" взыскано 218 011 823,40 руб. компенсации ущерба, понесенного в результате изъятия имущества для государственных нужд и 200 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационных жалобах Министерство финансов и Правительство, ссылаясь на то, что выводы судов противоречат нормам материального права, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просят решение от 04.04.2014 и постановление от 05.08.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом исковых требований.
По мнению Министерства финансов истец не представил доказательств возникновения ущерба в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
Правительство считает, что поскольку территория комплекса N 2, принадлежащего ОАО племзавод "Заволжское", была признана эпизоотическим очагом африканской чумы свиней, то у Общества отсутствовало право на компенсацию за отчуждение животных.
Общество в представленном отзыве на кассационные жалобы считает изложенные в них доводы несостоятельными, просит оставить судебные акты по настоящему делу без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании, назначенном на 25.11.2014, представители Правительства поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества возражали против удовлетворения означенных жалоб по основаниям, приведенным в отзыве.
Определением от 25.11.2014 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 23.12.2014.
23.12.2014 судебное заседание продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании представитель Правительства поддержала доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб и просил решение от 04.04.2014 и постановление от 05.08.2014 по настоящему делу оставить без изменения.
Представители Министерства финансов, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие (статья 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Постановлением N 165-пг с 24.07.2012 на территории Тверской области, были установлены ограничительные мероприятия (карантин) по африканской чуме свиней (далее - АЧС) на срок проведения ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС.
Пунктом 2 постановления губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг "О карантине на территории Тверской области" (далее - Постановление N 165-пг) утвержден План ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболевания на территории Тверской области и за ее пределы, которым в том числе предусматривалось уничтожение всего свинопоголовья в очаге АЧС бескровным методом, а также осуществление мероприятий по отчуждению свиней в хозяйствах всех форм собственности, находящихся на территории первой угрожаемой зоны.
Постановлением губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг "О внесении изменений в постановление губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг" (далее - Постановление N 167-пг) территория принадлежащего Обществу комплекса N 2 была признана эпизоотическим очагом АЧС, а поселок Заволжский Заволжского сельского поселения Калининского района отнесен к территории, входящей в первую угрожаемую зону по АЧС.
Руководителем Россельхознадзора 25.07.2012 принято решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Данным решением заявлено о необходимости проведения отчуждения домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности и изъятия сырой продукции убоя свиней непромышленного изготовления у граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, занимающихся переработкой, хранением и реализацией свиноводческой продукции на территории первой угрожаемой зоны, определенной Постановлением N 165-пг.
В период с 27.07.2012 по 11.08.2012 на основании Постановления N 167-пг Обществом было уничтожено все поголовье комплекса N 2 в количестве 32 938 голов, что подтверждается: актами о вынужденном убое свиней при ликвидации очага АЧС, актами о проведении бескровного убоя препаратом "Адилин", актами об уничтожении трупов свиней при ликвидации очага АЧС.
При этом в связи с отсутствием соответствующего решения Правительства Тверской области об отчуждении принадлежащих Обществу животных, подлежащих вынужденному убою в связи с ликвидацией очага АЧС, представители уполномоченных органов отказались от участия в составлении и подписании акта об отчуждении животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, что подтверждается актами об отказе представителей Россельхознадзора, ГУ "Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области", администрации от подписания актов об отчуждении животных.
Письмом от 30.07.2012 N 599 Общество потребовало у Правительства вынести в предусмотренном законом порядке решение об отчуждении принадлежащих Обществу свиней, подлежащих вынужденному убою в связи с ликвидацией очага АЧС с определением размера компенсации стоимости животных, подлежащих отчуждению.
Данное требование правительством было проигнорировано, что послужило основанием для направления Обществом 28.03.2013 в адрес Правительства, а также Министерства финансов и Министерства сельского хозяйства Тверской области требования о возмещении в 10-дневный срок ущерба, понесенного в результате изъятия и уничтожения принадлежащих Обществу свиней.
В ответ на данное письмо Обществом были получены ответы от Министерства сельского хозяйства Тверской области и Министерства финансов Тверской области с отказом в удовлетворении требования о выплате компенсации за отчужденных животных.
Считая данный отказ Министерства финансов в выплате компенсации неправомерным ОАО племзавод "Заволжское" обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности иска по размеру и по праву, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что при вынесении судебных актов суды не исследовали следующие существенные обстоятельства, имеющие значение для правильного и объективного разрешения настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В силу части 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общие основания ответственности за причинение вреда установлены в статье 1064 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1), При этом законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2), вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (пункт 3).
Исходя из пункта 1 статьи 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Правоотношения по борьбе с распространением эпизоотий и выплате компенсаций за ущерб, причиняемый отчуждением зараженных животных, регулируются Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии") и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 19 Закона "О ветеринарии" при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 названного Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. В случаях, если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия. Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" утверждены Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (далее - Правила N 310).
В силу пункта 4 Правил N 310 при выявлении животных, которые являются носителями возбудителей особо опасных болезней животных, или животных с клиническими признаками таких болезней должностные лица государственной ветеринарной службы и специалисты в области ветеринарии направляют информацию об этом государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации.
Руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в 2-дневный срок с даты получения указанной в пункте 6 настоящих Правил информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению N 1 (пункт 7 Правил N 310).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт по установленной форме.
При этом пунктом 9 Правил N 310 установлено, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 названных Правил (акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10 Правил N 310).
Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства (пункт 11 Правил N 310).
В данном случае Постановлением N 167-пг территория комплекса N 2 ОАО племзавод "Заволжское" была признана эпизоотическим очагом АЧС. Согласно пункту 2 Постановления N 167-пг настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания (27.07.2012).
Поскольку исходя из положений Закона о ветеринарии решения уполномоченных органов об отчуждении животных обязательны для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, означенное Постановление Губернатора Тверской области, предусматривающее уничтожение принадлежащих Обществу животных, являлось обязательным для исполнения, в период с 27.07.2012 по 11.08.2012 Общество произвело бескровный убой всего поголовья комплекса N 2 в количестве 32 938 голов и последующее сожжение трупов, что подтверждено соответствующими актами.
В силу настоящего Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции по делу N А66-12174/2012 проверена законность бездействия Правительства по принятию решения в соответствии с пунктом 2.6 Порядка отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства. В удовлетворении заявления Обществу отказано.
Суд кассационной инстанции в названном деле оставил без изменения судебные акты, указав в мотивировочной части на то, что бездействия Правительства не привели к нарушению прав Общества.
Суды первой и апелляционной инстанций по настоящему делу применив пункт 2 статьи 69 АПК РФ необоснованно придали преюдициальное значение мотивировочной части постановления кассационной инстанции по делу N А66-12174/2012.
При рассмотрении настоящего дела судами также не исследовался довод ответчиков о том, что спорная территория Общества признана эпизоотическим очагом АЧС, не входящей в первую угрожаемую зону. В то время как согласно статье 19 Закона о ветеринарии, а также пунктов 7, 8, 9 и 10 Правил N 310, возмещению подлежит только ущерб, понесенный в результате отчуждения и уничтожения животных специальной комиссией в установленном порядке.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо исследовать выявленные кассационной инстанцией неисследованные обстоятельства, с учетом позиций сторон и третьих лиц, оценить их в совокупности и взаимной связи, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04.04.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 по делу N А66-5624/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.