25 декабря 2014 г. |
Дело N А56-2693/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Савицкой И.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "МДМ-ПЕЧАТЬ" Пастуховой А.Г. (доверенность от 09.09.2014),
рассмотрев 24.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2014 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-2693/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МДМ-ПЕЧАТЬ", место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Всеволожский пр., д. 114, ОГРН 1027806867912, ИНН 7813096904 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Выборгской таможни, место нахождения: 188800, Ленинградская область, г. Выборг, Железнодорожная ул., д. 9/15, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710 (далее - Таможня), в виде отказа на основании письма от 11.12.2013 N 11-01-81/27960 возвратить излишне уплаченные суммы таможенных пошлин и сборов, а также об обязании Таможни принять решение о возврате излишне уплаченных денежных средств в размере 811 914 руб. 18 коп. на расчетный счет заявителя.
Решением суда первой инстанции от 19.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.10.2014, заявление Общества удовлетворено частично. Суды признали незаконными действия Таможни в виде отказа, изложенного в письме от 11.12.2013 N 11-01-81/27960, в части возврата излишне уплаченных таможенных пошлин в сумме 426 931 руб. 53 коп. и обязали таможенный орган принять решение о возврате денежных средств в названной сумме на расчетный счет Общества. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 19.06.2014 и постановление от 01.10.2014 в части удовлетворенных судами требований заявителя. По мнению подателя жалобы, Обществом не подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей, следовательно, отказ Таможни, оформленный оспариваемым письмом, является правомерным. Кроме того, Общество представило справку, подтверждающую право на льготу, после выпуска товаров, поэтому заявитель не вправе требовать возврата уплаченных при таможенном декларировании таможенных платежей.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Таможня о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество в октябре - декабре 2010 года подало на Выборгский таможенный пост Таможни декларации на товары (далее - ДТ): бумагу для печати разных наименований и разных марок, ввезенную по контрактам от 11.01.2009 N 007-2009/176, заключенному с фирмой "Саппи Юроп С.А." (Бельгия), от 01.06.2009 N 27/10709/Р001, заключенному с компанией "Kotkamills Oy" (Финляндия), и от 01.07.2010 N 205-К, заключенному с фирмой "UPM-Kymmene Seven Seas LTd." (Финляндия).
Товары выпущены таможенным органом в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления без предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины, предусмотренной Соглашением "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера" от 22.11.1950 (далее - Соглашение) и Протоколом к нему от 26.11.1976.
Общество неоднократно обращалось в Таможню за разъяснением порядка возврата излишне уплаченных, по его мнению, таможенных платежей (письма от 17.08.2012 N 655/1, от 15.08.2013 N 981/2-13).
Таможня письмами от 10.09.2012 N 11-01-81/19264 и от 30.08.2013 N 11-01-81/19002 разъяснила Обществу порядок возврата пошлин, налогов, а также привела перечень сведений и документов для решения вопроса о предоставлении льготы по уплате таможенных платежей после выпуска товара.
31.10.2013 Общество обратилось в Таможню с заявлением N 1055/1-13 (поступило в Таможню 05.11.2013) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по указанным выше ДТ и о внесении соответствующих изменений в них, с приложением необходимого комплекта документов.
Письмом от 11.12.2013 N 11-01-81/27960 таможенный орган возвратил Обществу заявление без рассмотрения в связи с отсутствием оснований для возврата денежных средств (подтверждающий льготу документ представлен Обществом не при ввозе товаров, а после их выпуска), а также в связи с истечением трехлетнего срока, установленного пунктом 1 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), по декларациям на товары, оформленным до 05.11.2010.
Общество, не согласившись с такими действиями таможенного органа, обратилось арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о том, что Общество имеет право на льготу, в связи с чем таможенные платежи, уплаченные при ввозе товаров по ДТ, оформленным после 05.11.2010, являются излишне уплаченными, признали действия Таможни по отказу в возврате 426 931 руб. 53 коп. незаконными и обязали таможенный орган возвратить названную сумму на расчетный счет Общества. В остальной части в удовлетворении требований Обществу отказано.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с Соглашением и Протоколом к нему от 26.11.1976, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему" (далее - Постановление N 795) ввозимые на территорию Российской Федерации товары, относящиеся к материалам образовательного, научного и культурного характера, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
При этом пунктом 3 Постановления N 795 Федеральной таможенной службе предписано обеспечить таможенное оформление материалов, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках указанных Соглашения и Протокола, без взимания ввозных таможенных пошлин на основании подтверждений целевого назначения этих материалов, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 названного Постановления.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 N 155 подтверждение соответствия ввозимых материалов Соглашению возложено на Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Таможенные пошлины, налоги в силу пункта 4 части 3 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) не уплачиваются, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям письмом от 28.08.2012 N 62/3-15-10924/62-9235 подтвердило, что ввезенные Обществом на территорию Российской Федерации товары подпадают под действие Соглашения.
Суды, приняв во внимание, что законодательством не установлен срок получения подтверждения соответствия товаров Соглашению и Протоколу к нему от 26.11.1976, а лишь закреплено право лица на получение льготы по уплате таможенной пошлины при наличии подтверждения уполномоченного органа о соответствии целевого назначения ввозимых товаров названному Соглашению, сделали правильный вывод о наличии у Общества права на освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС предусмотрено, что возврат сумм авансовых платежей осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата сумм авансовых платежей.
В силу части 1 статьи 122 Закона N 311-ФЗ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи, в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (приведены в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
Таможня в кассационной жалобе приводит довод о том, что одним из оснований для отказа Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин является отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, отсутствие корректировки деклараций на товары.
Однако, как видно из оспариваемого письма Таможни от 11.12.2013 N 11-01-81/27960, таможенный орган не ссылался указанные обстоятельства как на основание для отказа Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Кроме того, положения части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не содержат указания на то, каким именно документом должна подтверждаться излишняя уплата таможенных пошлин.
Суды правомерно установили, что приложенные Обществом к заявлению на возврат документы могли быть отнесены Таможней к документам, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, и позволяли таможенному органу идентифицировать суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по каждой ДТ, оформленной после 05.11.2010.
Вместе с тем отказ Таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей мотивирован пропуском Обществом трехлетнего срока, установленного для подачи таких заявлений, по ДТ, оформленным до 05.11.2010, а также тем, что Общество представило документ, подтверждающий право на льготу не при ввозе товаров, а после их выпуска.
Перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин содержится в части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
В силу пункта 3 части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Суды удовлетворили заявление Общества в части ДТ, оформленных после 05.11.2010, тем самым приняв довод таможенного органа о пропуске Обществом трехлетнего срока, установленного частью 1 статьи 122 Закона N 311-ФЗ. Общество данный вывод судов не оспаривает.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций с учетом положений статьи 89, пункта 2 статьи 90 ТК ТС и статьи 147 Закона N 311-ФЗ, сделали правильный вывод о том, что предоставление документов, подтверждающих льготу после ввоза товаров, не лишает декларанта права на последующее применение льготы и возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Судами установлено и Таможней не оспаривается, что Обществом при ввозе на территорию Российской Федерации товаров по ДТ, оформленных после 05.11.2010, уплачена ввозная таможенная пошлина в размере 426 931 руб. 53 коп.
В то же время названные товары, как указано выше, освобождены от уплаты таможенной пошлины на основании Соглашения и Протокола к нему от 26.11.1976.
Таким образом, у Таможни отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в возврате указанных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку представленным доказательствам, полно и всесторонне рассмотрели дело, нормы материального и процессуального права ими не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по делу N А56-2693/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.