22 января 2015 г. |
Дело N А26-112/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Малышевой Н.Н., Шпачевой Т.В.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Федорова А.В. (доверенность от 11.09.2014),
рассмотрев 21.01.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.05.2014 (судья Ильющенко О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 (судьи Горбачева О.В., Загараева Л.П., Протас Н.И.) по делу N А26-112/2014,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", место нахождения: 123022, Москва, Прокудинский переулок, дом 2/12, строение 1, ОГРН 1027739491669, ИНН 7703019417 (далее - Центр), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному учреждению Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов", место нахождения: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Боровая, д. 4, ОГРН 1071001002082, ИНН 1001016125 (далее - Учреждение), о взыскании 900 352,50 руб. задолженности за оказанные услуги по метеорологическому обслуживанию за период с 01.07.2013 по 30.11.2013 и 8482,28 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - Предприятие).
Решением от 08.05.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе Центр, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает, что услуги по метеорологическому обслуживанию полетов воздушных судов являются государственными услугами, имеют публичный характер, поэтому организации гражданской авиации не вправе отказываться от передаваемой им специализированной информации о погоде при отсутствии договора.
Центр считает, что он является полномочным метеорологическим органом для оказания государственной услуги по метеорологическому обеспечению полетов воздушных судов, предоставляет метеорологическую информацию на этапе предполетной подготовки экипажей воздушных судов на аэродромах в границах Учреждения.
Податель жалобы ссылается на то, что представленная в материалы дела метеорологическая информация, а также консультации по телефону диспетчеров организаций обслуживания воздушного движения, к числу которых относится Предприятие, являются доказательствами фактов оказания спорных услуг.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Центра поддержал доводы кассационной жалобы.
Остальные участники процесса о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 5.4.16 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, названная служба осуществляет метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации.
Центр подведомственен Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, имеет лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии.
Центр направил Учреждению счета-фактуры за период с 01.07.2013 по 30.11.2013, в которых в графе "наименование работы (услуги)" указано: за предоставление метеоинформации в аэропорту Васьково, Харьяга, пос. площадка УСА 38 (Усинск), пос. площадка Возей Усинск, а также в одностороннем порядке подписанные реестры на метеорологическое обеспечение вертолето-вылетов.
Центр, ссылаясь на то, что Учреждение при проведении полетов (предполетная подготовка) использовало специализированную авиационную метеорологическую информацию, предоставленную Центром, с учетом того, что услуги по метеорологическому обеспечению полетов подлежали оказанию независимо от наличия соответствующего договора, при этом получение метеорологической информации подтверждается счетами-фактурами, отчетами по рейсам, реестрами метеорологического обеспечения за спорный период, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, сделав вывод о недоказанности Центром факта оказания спорных услуг.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права.
Определение понятия метеорологическая информация дано в Федеральных авиационных правилах "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.11.2011 N 293 (далее - Правила N 293).
Под метеорологической информацией данные Правила понимают метеорологическую сводку, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающееся фактических или ожидаемых метеорологических условий.
Об обязательном наличии на борту воздушного судна такой информации свидетельствуют Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128 (далее - Правила N 128).
Согласно пункту 2.7 Правил N 128 перед полетом капитан воздушного судна обязан ознакомиться со всей имеющейся информацией, касающейся данного полета, а также запланировать альтернативные действия на тот случай, если полет по плану не может быть выполнен вследствие ухудшения погодных условий.
В силу подпункта 2.7.1 названных Правил информация, имеющаяся у капитана воздушного судна, должна включать в себя, как минимум, следующее: а) для полета по правилам полетов по приборам (далее - ППП), а также для полета по правилам визуальных полетов (далее - ПВП) вне района аэродрома вылета: сводки и прогнозы погоды. При подготовке к полету капитан воздушного судна или в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок эксплуатант обеспечивает предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации.
Пунктом 2.8 Правил N 128 предусмотрено, что капитан воздушного судна перед полетом в целях выполнения авиационных работ обязан убедиться в том числе в том, что воздушное судно пригодно к полетам; для полета по ППП метеорологическая информация указывает на то, что для полета по ППП метеорологическая информация указывает на то, что условия на аэродроме назначения или, в случаях, когда требуется запасной аэродром назначения - на одном запасном аэродроме, будут к расчетному времени прилета соответствовать эксплуатационным минимумам аэродрома или превышать их;
для полета по ПВП, за исключением полета в районе аэродрома вылета, информация о фактической погоде или подборка текущих сводок и прогнозов указывают на то, что метеорологические условия на той части маршрута, по которому воздушное судно должно следовать в соответствии с ПВП, обеспечат к запланированному времени возможность соблюдения ПВП.
В пункте 6.7 Правил N 128 также указано, что перед началом работ, а также в процессе их выполнения командир воздушного судна обязан иметь информацию о погоде в районе выполнения авиационной работы.
Таким образом, из содержания указанного пункта следует, что полеты воздушного судна без прогноза погоды запрещаются.
Учреждение не отрицает факт того, что на борту воздушного судна перед полетом по ППП, по ПВП и для выполнения авиационной работы должна быть метеорологическая информация.
В соответствии с пунктами 2.8 и 5.38 Правил N 128 в качестве указанной в данном пункте информации используются сведения из источников, которые капитан воздушного судна и эксплуатант посчитают достоверными.
Исходя из положений пункта 2.8 и 5.38 апелляционный суд пришел к выводу о том, что услуги Центра по предоставлению метеорологической информации необязательны для Учреждения.
Учреждение, возражая против удовлетворения иска, настаивает на том, что необходимую метеорологическую информацию оно получило не от Центра, а от Предприятия, в функции которого входит аэронавигационное обеспечение, а именно оказание услуг по организации воздушного движения, одной из составляющих которых является полетно-информационное обслуживание.
Статьей 69 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусмотрено, что обслуживание воздушного движения, а также метеорологическое, радио-, электро- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, поисковое, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляются на единообразных условиях за плату, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Правила и условия обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 2 статьи 64 ВК РФ оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 названной нормы права перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" утверждены Перечень и Правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
В Перечне различаются аэронавигационное и аэропортовое обслуживание. В свою очередь, аэронавигационное обслуживание осуществляется на воздушных трассах и в районе аэродрома. И в том, и в другом случае аэронавигационное обслуживание включает в себя в том числе выполнение услуг по передаче экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке. По-разному определяется только ставка сбора.
В названном Перечне помимо аэронавигационного обслуживания предусмотрено метеорологическое обеспечение, для которого установлен специальный сбор, относящийся к аэропортовым сборам. Согласно пункту 3.5.1 Перечня этот сбор устанавливается за один вылет воздушного судна и применяется по группам воздушных судов. При определении сбора применяется максимальная взлетная масса воздушного судна, указанная в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна.
Этот сбор установлен для услуги по предоставлению экипажам самолетов перед вылетом метеорологической информации, формирование которой осуществляют метеорологические организации непосредственно в аэропортах Российской Федерации.
Согласно подпункту 55 пункта 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом от 31.03.2002 Министра обороны Российской Федерации N 136, Министерства транспорта Российской Федерации N 42 и Российского авиационно-космического агентства N 51 под метеорологической информацией понимаются сведения, сообщения о фактической и прогнозируемой погоде, поступающие от органов метеорологической службы, экипажей воздушных судов и органов обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Исходя из данного пункта Правил следует признать, что метеорологическая информация на борт воздушного судна может поступить из трех источников: непосредственно от органов метеорологической службы, от экипажей воздушных судов и от органов обслуживания воздушного движения.
Для органов обслуживания воздушного движения, к числу которых относится Предприятие, установлен аэронавигационный сбор, который формируется за обслуживание полетов воздушных судов при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов.
В соответствии с пунктом 18 Федеральных авиационных правил в воздушном пространстве Российской Федерации полет выполняется на высоте (эшелоне) с учетом уровня подготовки экипажа, летно - технических характеристик и оборудования воздушного судна, препятствий на местности, а также воздушной, метеорологической и орнитологической обстановки.
Согласно пункту 3.6.3 Правил N 293 в целях обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения руководитель полетов организует проведение инструктажа возглавляемой им диспетчерской службы перед заступлением на дежурство и разбора по результатам работы за период дежурства, обеспечивает качественную организацию работы возглавляемой им диспетчерской смены в период дежурства.
Пунктом 3.6.4 Правил N 293 предусмотрено, что в процессе подготовки к дежурству на инструктаже до диспетчерского состава соответствующими специалистами доводится, в том числе необходимая метеорологическая информация.
Это обусловлено тем, что аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения включает в себя, в том числе передачу экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке.
Органы обслуживающие организацию полетов не создают метеорологическую информацию, они ее получают от метеорологических организаций.
Порядок оказания метеорологического обеспечения метеорологическими органами регулируется Наставлением по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России (НМО ГА-95).
Согласно пункту 3.1.1 Наставлений непосредственное обеспечение экипажей воздушных судов гражданское авиации осуществляется аэродромными метеорологическими органами, ответственными за предоставление авиационным потребителям сводок погоды, прогнозов, данных аэрологических и радиолокационных наблюдений, спутниковых и других данных в объемах, согласованных с потребителями.
К аэродромным метеорологическим органам относятся авиаметеорологические центры (АМЦ), авиаметеорологические станции с синоптической частью (АМСГ I, II и III разрядов), авиаметеорологические станции без синоптической части (АМСГ IV разряда) и оперативные группы (ОГ).
При выполнении своих функций аэродромные метеорологические органы используют информацию, получаемую от других метеорологических органов, включая авиационные прогностические карты погоды зональных авиаметеорологических центров (ЗАМЦ), Главного авиаметеорологического центра (ГАМЦ), Регионального центра зональных прогнозов (РЦЗП) Москва, а также данные зарубежных метеорологических органов и банков оперативных метеорологических данных (пункты 3.1.2 и 3.1.3 Наставлений).
Деятельность по метеорологическому обеспечению полетов авиации является государственной услугой, оказание которой возможно только уполномоченным метеорологическим органом.
Согласно статье 9 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" право осуществлять деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях имеют право юридические лица независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий.
В типовой инструкции по производству полетов в районе аэроузла, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.01.2011 N 29 "Об утверждении типовых инструкций по производству полетов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома), посадочной площадки" разъяснен порядок обеспечения полетов путем предоставления аэронавигационной информации (пункт 7.1) и метеорологического обеспечения полетов (пункт 7.2).
При этом под метеорологическим обеспечением полетов понимаются:
организация метеорологического обеспечения полетов (название, идентификационные данные авиационного метеорологического подразделения, часы работы, почтовый адрес, электронный адрес, адрес авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, контактные телефоны), аэродромы, вертодромы аэроузла, по которым осуществляется прогнозирование. При отсутствии на аэродроме, вертодроме аэроузла авиационного метеорологического подразделения указывается, за каким авиационным метеорологическим подразделением закреплен аэродром, вертодром аэроузла для составления прогнозов погоды, объем метеорологической информации, предоставляемой пользователям воздушного пространства;
метеорологические наблюдения и сводки (пункты наблюдений, виды наблюдений, особенности; сроки регулярных наблюдений; критерии выпуска специальных сводок и порядок их распространения; порядок проведения наблюдений за ветром на высотах и передачи данных; порядок проведения радиолокационных наблюдений и передачи данных);
виды авиационных прогнозов погоды по аэродромам, вертодромам аэроузла, предупреждения об опасных для полетов метеорологических явлениях;
обеспечение метеорологической информацией органов обслуживания воздушного движения (управления полетами). Виды предоставляемой информации и способы ее доведения. Порядок действия смены авиационного метеорологического подразделения при поступлении сигнала "Тревога".
В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденными приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 N 98, аэропортовая деятельность включает в себя в том числе комплекс мероприятий по получению и своевременному доведению до должностных лиц авиационных предприятий и аэропорта метеорологической информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей (пункт 1.5).
Согласно пункту 2.1 названных Правил для удовлетворения потребности в аэропортовом обслуживании пассажиров и других клиентов - потребителей авиауслуг, а также авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки, и обеспечения при этом требуемой безопасности выполнения полетов воздушных судов в аэропорту должно осуществляться, в том числе метеорологическое обеспечение.
В аэропорту Васьково, Харьяга, пос. площадка УСА 38 (Усинск), пос. площадка Возей Усинск метеорологическое обеспечение осуществляет Центр. Предприятие не создает метеорологическую информацию, а только передает ее экипажам воздушных судов по их запросам, в том числе и при предполетной подготовке воздушного суда, если от капитана воздушного судна поступает соответствующее обращение.
В рассматриваемом случае в обоснование факта оказания услуг в спорный период и их стоимости истец представил счета-фактуры, отчеты по рейсам, реестры метеорологического обеспечения, подписанные им в одностороннем порядке.
Из материалов дела видно, что сводки погоды для полетов воздушных судов подготовлены подразделениями Центра (например справки, находящиеся в т. 3, л.д. 26, 30). Индексы UUYS, UUYI, UUYW,ULEG, ULAM, указанные в метеопрогнозах, подтверждают факт оказания услуг Центром в форме передачи специализированной авиационной метеорологической информации, приложенной к заданиям на полет.
При таких обстоятельствах следует признать ошибочным вывод судов первой и апелляционной инстанции о недоказанности факта оказания Центром услуг по метеорологическому обеспечению Учреждения.
Обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права, но поскольку суды первой и апелляционной инстанций не проверяли расчет задолженности, то дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, а также тот факт, что ответчик в лице председателя ликвидационной комиссии частично признал задолженность перед истцом путем подписания акта сверки расчетов за период 2012 и 2013 годы, с 01.01.2014 по 01.08.2014.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 по делу N А26-112/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.