16 февраля 2015 г. |
Дело N А56-22088/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Подвального И.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" Казьминой Е.А. (доверенность от 21.01.2014),
рассмотрев 09.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комлика Александра Викторовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2014 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Протас Н.И.) по делу N А56-22088/2014,
установил:
Комлик Александр Викторович обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 4-я линия, дом 13, литера А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361; далее - Управление) от 11.03.2014 о прекращении рассмотрения дела N К10-25/13, а также обязании Управления устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения названного дела в установленном порядке.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (место нахождения: 107078, Москва, улица Маши Порываевой, дом 34, ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686; далее - Общество) и Благословенского Михаила Владимировича.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комлик А.В. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым, по мнению подателя жалобы, судами двух инстанций не дана надлежащая оценка в их совокупности. По мнению подателя жалобы, Технологический процесс эксплуатации межгосударственной системы АСУ "Экспресс" государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской республики, Эстонской Республики, утвержденный протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ от 29-30.05.2008 N 48 (далее - Технологический процесс), а также Правила резервирования мест и оформления проездных документов в международном сообщении через автоматизированные системы управления пассажирскими перевозками на железных дорогах государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской республики, Эстонской Республики, утвержденные 20-21.11.2008 на 49-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ (далее - Правила резервирования) не являются международными договорами, а потому не подлежат применению при разрешении спора, возникшего при оказании заявителю услуг при осуществлении международной пассажирской перевозки.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Комлик А.В., Управление и Благословенский М.В. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 13.12.2012 Комлик А.В. обратился в Управление с заявлением о наличии в действиях Общества признаков нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), указав, что 12.12.2012 при приобретении железнодорожного билета по направлению Санкт-Петербург - Павлоград 1 (Украина) на поезд N 007А Санкт-Петербург - Симферополь ему было отказано в продаже билета до указанной станции. При этом до станции Симферополь билеты имелись в наличии, в связи с чем заявитель, доплатив 537 руб. 70 коп., вынужден был приобрести билет до названной станции.
Решением от 11.03.2014 Управление прекратило рассмотрение дела N К10-25/13 о нарушении Обществом части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в связи с отсутствием в его действиях нарушений антимонопольного законодательства.
Комлик А.В. оспорил решение Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, признав законными и обоснованными выводы антимонопольного органа об отсутствии в действиях Общества нарушений антимонопольного законодательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона "О защите конкуренции" целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции").
Квалифицирующими признаками нарушения статьи 10 Закона "О защите конкуренции" выступают доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке и злоупотребление таким положением, то есть совершение этим субъектом действий (бездействия), негативно влияющих (способных повлиять) на определенную конкурентную среду и (или) законные интересы других лиц.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции").
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество, основными видами деятельности которого являются перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования по территории Российской Федерации и в международном сообщении, оформление и продажа железнодорожных проездных документов на пассажирские поезда дальнего следования, включено в реестр субъектов естественной монополии на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок (приказ Федеральной службы по тарифам от 27.05.2010 N 190-т) и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок пассажиров.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Уставом воинских железнодорожных перевозок, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом, правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом и заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки. Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта осуществляются также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам), в том числе пассажиров, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации предоставлены льготы на оплату проезда на железнодорожном транспорте. Порядок оформления проездных документов (билетов), используемых на железнодорожном транспорте, определяется Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (пункт 4 статьи 14 Закона N 17-ФЗ).
В соответствии с пунктом 23 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111, порядок и сроки продажи проездных документов (билетов), а также порядок работы железнодорожных станций и железнодорожных вокзалов определяются правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта.
При этом перевозка пассажиров в международном сообщении осуществляется по правилам, устанавливаемым соответствующими международными договорами (соглашениями), что прямо следует из пункта 3 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (действовал в спорный период).
Учитывая, что спорная пассажирская перевозка является международной, поскольку маршрут следования Санкт-Петербург - Симферополь установлен в соответствии со сводом пассажирских перевозок прямого международного сообщения, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения, установленные как в Правилах резервирования, так и в Технологическом процессе, которые являются актами межведомственного характера, обязательными для исполнения всеми лицами, участвующими в международной перевозке, и позволяют упорядочить международную перевозку, приняв за основу единые правила резервирования и продажи билетов.
Из раздела 2 названных Правил следует, что взаимодействие железных дорог при оформлении проездных документов осуществляется оперативно через межсистемное взаимодействие с использованием межгосударственной системы АСУ "Экспресс". При этом резервирование мест с оформлением проездных документов производится в срок от 45 суток до 2-х часов до отправления поезда (пункт 2.3), и резервирование мест и оформление проездных документов может производится как из свободной продажи, так и из специально выделенной для этого нормы мест (пункт 2.5).
В главе 6 Технологического процесса установлен порядок ввода информации в систему АСУ "Экспресс". Для рационального заполнения вагонов предусмотрена возможность применения таких способов регулирования реализации мест в поездах как: запрещение реализации мест в поезде промежуточными станциями по ходу следования, установление пассажирской службой железной дороги отправления поезда ограничения реализации мест до промежуточных станций по ходу следования (пункт 7.2.2 Технологического процесса).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует нормативным положениям Закона "О защите конкуренции", согласно пункту 2 части 1 статьи 48 которого отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией антимонопольного органа действиях (в данном случае в действиях Общества при продаже заявителю железнодорожного билета) является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А56-22088/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комлика Александра Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.