24 февраля 2015 г. |
Дело N А66-13130/2011 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Константинова П.Ю. и Никитушкиной Л.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куприяновой Е.В.,
при участии от Волжского межрегионального природоохранного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации Потловой И.В. (доверенность от 18.02.2015 N 6),
рассмотрев 19.02.2015 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи (при содействии Арбитражного суда Тверской области), кассационную жалобу Волжского межрегионального природоохранного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.07.2014 (судья Нофал Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-13130/2011,
установил:
Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации, место нахождения: 170008, город Тверь, проспект Победы, дом 35, ОГРН 1116952000296, ИНН 6950127990 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Комплекс", место нахождения: 170012, город Тверь, 1-я улица Вагонников, дом 19А, ОГРН 1086952028217, ИНН 6952019535 (далее - Общество), о признании недействительными актов выполненных работ от 22.12.2009 N 1 и 2; а также об уменьшении цены работ по государственному контракту от 29.09.2009 N 10-ЗК/09 (далее - Госконтракт) и по дополнительному соглашению от 20.11.2009 N 1 (далее - дополнительное соглашение N 1) до 528 793 руб. 62 коп. и о взыскании данной суммы с ответчика; о взыскании 1 817 686 руб. 71 коп. расходов на устранение недостатков выполненной Обществом работы по Госконтракту и дополнительному соглашению N 1; а также о взыскании 6289 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 12.09.2011 по 18.11.2011 и о возмещении 40 000 руб. понесенных истцом судебных расходов на проведение экспертных исследований.
Иск рассмотрен судом с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 07.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.10.2014, с ответчика в пользу истца взыскано 364 063 руб. в возмещение расходов на устранение недостатков; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Дополнительным решением от 30.09.2014 суд первой инстанции взыскал с Общества в доход федерального бюджета 10 281 руб. 26 коп. государственной пошлины.
В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что суды двух инстанций не оценили представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, поэтому выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, истец указывает, что суды двух инстанций не в полном мере оценили выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы в части стоимости работ, выполненных подрядчиком, а также их несоответствия объемам работ, указанным в актах от 22.12.2009 N 1 и 2; как и требованиям строительных норм и правил, а также стоимости работ по устранению дефектов, допущенных при ремонте.
Управление ссылается на то, что суды двух инстанций не применили нормы права, подлежащие применению, а именно статьи 395 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако своих представителей в заседание кассационного суда не направило, что согласно части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление (заказчик) и Общество (подрядчик) в соответствии с результатами проведенного аукциона (протокол от 28.08.2009 N 11) заключили Госконтракт, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство осуществить капитальный ремонт помещений 1 и 2 этажей здания, расположенного по адресу: город Тверь, Транспортная улица, дом 10, согласно представленной смете, которая является неотъемлемой частью Контракта, а заказчик - принять и оплатить принятую работу.
Пунктом 1.2 Госконтракта предусмотрено, что количество (объем работ) и (или) сроки выполнения могут быть изменены заказчиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в случае изменения объемов бюджетного финансирования заказчика и (или) потребности заказчика в выполняемых работах.
Прием выполненных работ осуществляется приемной комиссией со стороны заказчика и подрядчика (пункт 3.1).
Сумма Госконтракта составляет 1 698 500 руб. - в том числе 18% налог на добавленную стоимость в размере 259 093 руб. 22 коп. (пункт 4.1).
Согласно пункту 4.2 Госконтракта финансирование работ осуществляется за счет средств федерального бюджета. Расчет производится плательщиком путем перечисления денежных средств на счет подрядчика в соответствии с подписанными всеми сторонами актами и справками о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-2 и КС-3) в течение 10 банковских дней с даты утверждения акта приемки.
Стороны 20.11.2009 подписали дополнительное соглашение N 1 к Госконтракту.
Согласно дополнительному соглашению N 1 стоимость выполненных по нему работ составляет 169 844 руб. 20 коп. Срок окончания ремонтных работ - до 28.12.2009. Порядок приемки здания согласован сторонами разделом 6 дополнительного соглашения N 1. Гарантийные обязательства определены разделом 7 того же дополнительного соглашения N 1.
По окончании работ по Госконтракту стороны подписали акты выполненных работ от 22.12.2009 N 1 на 1 698 500 руб. и от 22.12.2009 N 2 на 169 844 руб. 20 коп. Платежными поручениями от 28.12.2009 N 128119 и от 30.12.2009 N 129515 Управление оплатило Обществу выполненные работы в полном объеме.
Ссылаясь на несоответствие порядка проведенной приемки работ условиям Госконтракта и дополнительного соглашения N 1 к нему (приемная комиссия не создавалась, письменное извещение о готовности объекта подрядчик заказчику не направлял), на выполнение работ не в полном объеме, и на несоответствие объема работ условиям Госконтракта и дополнительного соглашения N 1, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций признали иск обоснованным в части возмещения 364 063 руб. расходов на устранение недостатков, а в удовлетворении остальной части иска отказали.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статьям 720 и 753 ГК РФ сдача результат работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
В силу пункта 1 статьи 754 ГК РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за не достижение указанных в технической документации показателей объекта строительства.
Согласно части 1 статьи 723 ГК РФ, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ).
Исковые требования Управления основаны на ненадлежащем исполнении Обществом своих обязательств по Госконтракту и дополнительному соглашению N 1. При этом в обоснование своих требований заказчик сослался на экспертные заключения общества с ограниченной ответственностью Региональное агентство оценки "Консультирование, экспертиза собственности" от 19.12.2010 N 666/2 и от 22.10.2011 N 62/11у, а также на заключение автономной некоммерческой организации "Независимая экспертиза товаров, работ и услуг" от 21.01.2011 N 666/1.
Из экспертного заключения от 19.12.2010 N 666/2 следует, что стоимость ремонта, произведенного в административном здании, расположенном по адресу: город Тверь, Транспортная улица, дом 10, по состоянию на декабрь 2009 года составляет 1 464 742 руб.
Из экспертного заключения от 21.01.2011 N 666/1 следует, что в процессе проведенного экспертного обследования того же административного здания обнаружены дефекты и несоответствия требованиям нормативной документации, проведенного капитального ремонта здания. Выявленные дефекты являются следствием нарушения нормативной документации строительной организацией, проводившей названные работы по капитальному ремонту.
Согласно экспертному заключению от 22.10.2011 N 62/11у стоимость ремонтных работ и материалов, необходимых для устранения дефектов в административном здании по состоянию на 22.10.2011 составляет 1 387 351 руб.
Суд первой инстанции определением от 05.05.2012 назначил судебную экспертизу для выяснения вопросов об объемах, качестве и стоимости выполненных работ, а также о стоимости ремонтных работ и материалов, необходимых для устранения дефектов (при их наличии).
Согласно заключению от 24.08.2012 N 762/4-3-16.1, выполненному экспертом Ярославской лаборатории судебной экспертизы Силаевым С.В., объемы фактически выполненных работ не соответствуют объемам работ, указанным в актах от 22.12.2009 N 1 и 2. Работы по ремонту исследуемого объекта, результаты которых могли быть проверены экспертом на момент проведения осмотра и которые соответствуют данным актов выполненных работ от 22.12.2009 N 1 и 2 в части видов работ и применяемых материалов, систематизированы в таблице N 3 экспертного заключения судебной экспертизы совместно с физическими объемами этих работ. Стоимость фактических объемов работ по ремонту исследуемого объекта недвижимости, перечисленных в таблице N 3, составляет 426 550 руб. Установить соответствие выполненных работ по ремонту объекта недвижимости с проектной документацией заказчика не представляется возможным, поскольку указанная документация эксперту не предоставлялась. При проведении настоящего исследования в рамках судебной экспертизы были выявлены отдельные несоответствия выполненных работ, перечисленных в таблице N 3, требованиям строительных норм и правил. Стоимость работ по устранению дефектов с учетом стоимости материалов составляет 364 063 руб. (в ценах на июль 2012 года).
Материалами дела подтверждается и судами двух инстанций установлено, что акты выполненных работ от 22.12.2009 N 1 на сумму в 1 698 500 руб. и N 2 на сумму в 169 844 руб. 20 коп. подписаны обеими сторонами. Управление приняло выполненные Обществом работы и по Госконтракту, и дополнительному соглашению N 1 без замечаний.
Поскольку акты выполненных работ по смыслу статьи 153 ГК РФ не являются сделками, а лишь доказательствами по делу, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении иска в части признания названных актов недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о том, что спорные работы выполнены Обществом с недостатками, требующими устранения; выявлена и необходимость проведения дополнительных работ для их устранения.
Заключение судебной экспертизы от 24.08.2012 N 762/4-3-16.1 суды двух инстанций оценили наряду с другими доказательствами. Оснований сомневаться в выводах эксперта у судов не было; выводы самой экспертизы истцом не опровергнуты.
Поскольку доказательства, свидетельствующие об устранении таких недостатков в разумный срок, Общество не представило, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Управление вправе требовать возмещения расходов на устранение недостатков в работе и по Госконтракту, и по дополнительному соглашению N 1. При определении размера указанных расходов суды исходили из вышеупомянутого экспертного заключения от 24.08.2012 N 762/4-3-16.1
Как обоснованно указал апелляционный суд, объективных доказательств, свидетельствующих о том, что расходы на устранение недостатков по Госконтракту и дополнительному соглашению N 1 составляют именно 1 817 686 руб. 71 коп., истец не представил.
Суды удовлетворили требование Управления о возмещении расходов истца на устранение недостатков, однако правомерно отказали ему в остальной части иска с учетом положений пункта 1 статьи 723 ГК РФ.
Требование истца в части взыскания с ответчика 40 000 руб. судебных расходов правомерно отклонено судами двух инстанций на основании статей 101 и 106 АПК РФ, так как данные расходы не являются судебными.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального права, а выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.07.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу N А66-13130/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Волжского межрегионального природоохранного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2015 г. N Ф07-780/14 по делу N А66-13130/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-780/14
19.02.2015 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13130/11
16.10.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7646/14
07.07.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-13130/11
02.04.2013 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13130/11