24 февраля 2015 г. |
Дело N А21-1195/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Бычковой Е.Н., Троховой М.В.,
при участии от конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Полесский межрайонный лесхоз" Зубака Владимира Олеговича,
рассмотрев 16.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Полесский межрайонный лесхоз" Зубака Владимира Олеговича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2014 (судья Сыческая С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Семенова А.Б.) по делу N А21-1195/2014,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Полесский межрайонный лесхоз", место нахождения: 238641, Калининградская обл., Полесский р-н, пст. Сосновка, Центральная ул., д. 8, ОГРН 1083925015998, ИНН 3922500076 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением от 30.06.2011 по делу N А21-3387/2011 в отношении Предприятия введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Зубак Владимир Олегович.
Решением от 10.10.2011 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Зубак В.О.
Прокуратурой Полесского района (далее - Прокуратура) на основании заданий Прокуратуры Калининградской области от 05.12.2013 и 24.01.2014 проведена проверка законности процедуры банкротства Предприятия.
В частности, проверены соблюдение условий и порядка объявления Предприятия несостоятельным должником, законность проведения процедур и стадий банкротства, в том числе правильность установления типа применяемых реорганизационных процедур, а также соблюдение очередности удовлетворения требований кредиторов (особое внимание обращено на выплату заработной платы и осуществление иных социальных выплат работникам предприятия).
Конкурсному управляющему Предприятия Зубаку В.О. направлены запросы прокурора Полесского района от 16.12.2013 N 7-1/2996-2013 и от 13.02.2014 N 7-392-2014 о представлении к установленному в запросах сроку необходимых для проверки документов.
В связи с неисполнением конкурсным управляющим означенных запросов прокурором Полесского района в отношении Зубака В.О. возбуждено производство об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Конкурсный управляющий Зубак В.О. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконной проверки Прокуратурой соблюдения законности процедуры банкротства Предприятия.
Решением суда от 21.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.09.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Зубак В.О., ссылаясь на неправильное применение судами норм права, просит отменить решение от 21.04.2014 и постановление апелляционного суда от 24.09.2014 и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании Зубак В.О. поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако их представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 22 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой проведена проверка законности процедуры банкротства Предприятия, по результатам которой, в частности, в отношении конкурсного управляющего Предприятия Зубака В.О. возбуждено производство об административном правонарушении.
Ответственность за неисполнение подобного запроса прокурора установлена статьей 17.7 КоАП РФ.
Для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновного лица уполномоченный орган должен принят соответствующий акт.
При рассмотрении в судебном порядке дела об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому направлен соответствующий запрос, и правомерность своих требований.
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Закона N 2202-1, а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Закона N 2202-1), само по себе требование прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
В соответствии со статьями 21, 22 и 24 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу статьи 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку действия Прокуратуры, связанные с направлением в адрес Предприятия запроса о представлении документов, а также сам запрос непосредственно не влекут за собой правовых последствий и не затрагивают прав и интересов Предприятия, спор по настоящему делу не подведомственен арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах спора обжалуемые судебные акты по настоящему делу подлежат отмене с прекращением производству по делу.
Руководствуясь статьями 150, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу N А21-1195/2014 отменить. Производство по настоящему делу прекратить.
Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок.
Председательствующий |
С.Г. Колесникова |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.