03 марта 2015 г. |
Дело N А56-56457/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СтройТрестГалант-2" Топталовой И.В. (доверенность от 21.02.2013), Вересовой Н.А. (доверенность от 21.02.2013), от Правительства Санкт-Петербурга Курганова С.В. (доверенность от 12.01.2015), Водовозова С.В. (доверенность от 12.01.2015), от Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Курганова С.В. (доверенность от 12.01.2015), Водовозова С.В. (доверенность от 12.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройТрестГалант-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2014 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 (судьи Барканова Я.В., Кашина Т.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-56457/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СтройТрестГалант-2" (место нахождения: 195269, Санкт-Петербург, Брянцева ул., 7, 1 лит. А, пом. 50-Н, ОГРН 1127847263235, ИНН 7804485252; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Правительства Санкт-Петербурга (место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный д. 6; далее - Правительство) и Комитета по градостроительству и архитектуре (место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, под. - д. 5, ОГРН 1137847080359, ИНН 7825341276; далее - КГА), направленных на корректировку проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченной пр. Тореза, ул. Дрезденской, межквартальным проездом, Манчестерской ул., пр. Энгельса, в Выборгском районе Санкт-Петербурга, с целью размещения спортивного объекта на земельном участке, с кадастровым номером 78:36:5357:21, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Тореза, участок 2 (севернее дома 112, корпус 1, литера А по проспекту Тореза), выразившихся в принятии Правительством решений на заседании от 03.06.2013, и решений, принятых КГА на совещании от 09.07.2013, оформленных протоколом совещания от 09.07.2013 N 70; обязании Правительства и КГА при подготовке документации и утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченной пр. Тореза, Дрезденской ул., межквартальным проездом, Манчестерской ул., пр. Энгельса, в Выборгском районе Санкт-Петербурга, предусмотреть размещение на указанном земельном участке многоквартирного жилого дома с распределительной подстанцией и встроенно-пристроенным подземным гаражом, с характеристиками, указанными в "ведомости планируемых к размещению объектов капитального строительства", обозначенной эскизом застройки территории Проекта планировки и проекта межевания территории шифр 13949_П-ППМТ 1-5, согласованным письмом КГА от 25.03.2009 N Г.С-з.1/18541.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Стройкорпорация "Эллис" (место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., 76/18, лит. А, 1Н, ОГРН 1027810235793, ИНН 78266874778; далее - ООО "Стройкорпорация "Эллис"), общество с ограниченной ответственностью "Дом Мод Плюс Девелопмент" (место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, Левашовский пр., д. 24, лит. А, ОГРН 5067847134900, ИНН 7813351664; далее - ООО "Дом Мод Плюс Девелопмент"), открытое акционерное общество "ЛЕННИИПРОЕКТ" (место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, Троицкая пл., д. 3, ОГРН 1027806865910, ИНН 7813054157; далее - ОАО "ЛЕННИИПРОЕКТ").
Решением суда первой инстанции от 05.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Правительства и КГА, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки, из земель населенных пунктов, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, пр. Тореза, участок 1 (севернее дома 112, корпус 1, литера А по проспекту Тореза):
- площадью 2022 кв. м, с кадастровым номером 78:36:5357:20, для размещения объектов физической культуры и спорта;
- площадью 33 304 кв. м, с кадастровым номером 78:36:5357:21, для размещения жилого дома;
- площадью 1782 кв. м, с кадастровым номером 78:36:5357:22, для размещения жилого дома (свидетельства о государственной регистрации права от 04.07.2012 серии 78-АЖ N 634602, 634604, 634601).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что названые земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 78:36:5357:11; распоряжением КГА от 14.09.2011 N 6155-рк утверждены границы земельных участков. При этом виды разрешенного использования земельных участков, образованных в результате раздела, полностью соответствуют назначению объектов капитального строительства - для размещения многоквартирного дома, крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей и распределительной подстанции.
20.09.2011 КГА принято заключение от 20.09.2011 N 1-4-56431/2 по документации по планировке территории, разрабатываемой на основании распоряжения КГА от 20.03.2009 N 684 "О принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной пр. Тореза, Дрезденской ул., межквартальным проездом, Манчестерской ул., пр. Энгельса, в Выборгском районе Санкт-Петербурга" (далее - Проект), где заказчиками выступали Общество и ООО "Дом Мод Плюс Девелопмент", проектная организация - ОАО "ЛЕННИИПРОЕКТ".
В соответствии с указанным заключением Проект соответствует документации территориального планирования, градостроительного зонирования - Генеральному плану Санкт-Петербурга, правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельным параметрам разрешенного строительства, Градостроительному кодексу Российской Федерации и техническому заданию, действующим нормативным документам, а также согласована отраслевыми комитетами. В соответствии с заключением принято решение о направлении Проекта на публичные слушания.
07.11.2011 в ходе обсуждения на публичных слушаниях документации по планировке территории большинство граждан (3250 человек) высказалось против утверждения предложенного проекта документации по планировки и межеванию указанной территории в связи с предложенным в проекте планировки размещением многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и гаражом вместо спортивного объекта (велотрека).
Под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга 04.07.2013 состоялось совещание, на котором был рассмотрен проект постановления Правительства об утверждении проекта планировки и проекта межевания.
По результатам совещания, проведенного 09.07.2013 (протокол N 70), принято решение об отложении рассмотрения проекта планировки и проекта межевания для доработки комплекта документации, необходимого для подготовки указанного проекта.
Распоряжением от 09.09.2013 N 1890 КГА принято решение о доработке документации по планировке территории, ограниченной пр. Тореза, Дрезденской ул., межквартальным проездом, Манчестерской ул., пр. Энгельса, в Выборгском районе Санкт-Петербурга., в срок до 15.09.2014, в соответствии со схемой границ согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
Особыми условиями пункта 14.1 требований к доработке документации по планировке территории (приложение 2 к указанному распоряжению) установлена необходимость с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний доработать проект постановления Правительства в целях определения возможности размещения объекта спортивного назначения на земельном участке расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Тореза, участок 2 (севернее дома 112, корпус 1, литера А по пр. Тореза).
В соответствии с указанным распоряжением документация по планировке территории откорректирована. Как следует из имеющегося в материалах дела проекта планировки и проекта межевания территории, в части, касающейся спорных земельных участков, на земельном участке с кадастровым номером 78:36:5357:21, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Тореза, участок 2 (севернее дома 112, корпус 1, литера А по пр. Тореза) планируется размещение крытого спортивного комплекса с встроенными трансформаторными подстанциями с трибунами для зрителей до одной тысячи мест.
На основании распоряжения от 09.09.2013 N 1890 КГА выдано доработанное заключение от 26.09.2013 N 1-4-50582/2 по документации по планировке территории, согласно которому, установлено, что проект планировки и проект межевания соответствует документации по территориальному планированию, градостроительному зонированию, Градостроительному кодексу Российской Федерации по составу и содержанию, действующим нормативным техническим документам, техническим требованиям, а также имеет необходимые согласования отраслевых комитетов. Согласно заключению документация по планировке территории подлежит направлению для проведения публичных слушаний.
Общество полагая, что указанными действиями КГА и Правительство ограничивают его право, как собственника земельного участка, поскольку предоставляют единственную возможность использовать земельный участок для строительства объекта спортивного назначения, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, ссылаясь на статьи 198 и 201 АПК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Как следует из пункта 8 указанной статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта и может осуществляться физическими и юридическими лицами за счет их средств.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 12.1 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решения о направлении такой документации соответственно в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
В соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний. Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В силу статей 8 и 45 ГрК РФ, статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" утверждение документации по планировке территории относится к полномочиям Правительства.
Пунктами 1.1. и 1.4 Положения о КГА, утвержденного постановлением Правительства от 19.10.2004 N 1679, предусмотрено, что КГА как исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга подчинен Правительству.
Абзацем 8 пункта 1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 N 596 (далее - Положение), определено, что КГА является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий.
В силу пунктов 2.12, 2.13 и 2.14 Положения о взаимодействии после получения материалов документации по планировке территории со всеми необходимыми согласованиями КГА осуществляет подготовку проекта постановления Правительства об утверждении документации по планировке территории. Согласование проекта постановления Правительства об утверждении документации по планировке территории, в том числе соответствующих разногласий, осуществляется на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, дорожного строительства, архитектуры и градостроительства, земельной политики Санкт-Петербурга в целях капитального строительства, в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Судами установлено, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2012 по делу N А56-32442/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2012, отказано в признании незаконным бездействия КГА, выразившегося в уклонении от передачи документации по Проекту в Правительство, а также бездействия Правительства, выразившегося в неутверждении Проекта, в связи с наличием отрицательного заключения по результатам публичных слушаний, отрицательной оценки администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, а также отсутствием согласования профильных комитетов.
В рамках указанного дела установлено, что Проект, получил отрицательное заключение по результатам публичных слушаний, в ходе обсуждения документации по планировки территории поступило 3250 подписей граждан против утверждения Проекта, в связи со строительством жилого дома на месте снесенного велотрека расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Тореза, участок 2 (севернее дома 112, корпус 1, литера А по пр. Тореза).
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемые решения КГА и Правительства о доработке документации с учетом протокола публичных слушаний соответствуют результатам публичных слушаний и постановлению Правительства от 16.05.2006 N 596; действия КГА и Правительства направлены на корректировку документации и осуществлены в пределах предоставленных им полномочий и не нарушаю права и законные интересы Общества.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали в удовлетворении требований Общества, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу N А56-56457/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройТрестГалант-2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.