30 марта 2015 г. |
Дело N А56-14509/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Атлантик Строй" Сизова Д.К. (доверенность от 12.01.2015), от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 30.12.2014), от Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 12.01.2015),
рассмотрев 23.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-14509/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлантик Строй", место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Серафимовича, д. 24, корп. 1, оф. 2, ОГРН 1132901005676, ИНН 2901237680 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Ушакова, д. 1, ОГРН 1034700894689, ИНН 4704054056 (далее - Комитет), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу в собственность за плату земельного участка площадью 75 600 кв. м с кадастровым номером 47:01:0201004:5, используемого под производственную базу, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Каменногорск, Ленинградское шоссе, д. 54, а также об обязании Администрации и Комитета принять решение о предоставлении в собственность Обществу указанного земельного участка и направить Обществу проект договора купли-продажи.
Решением от 11.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.10.2014, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Администрации и обязал ее принять решение о предоставлении в собственность Общества спорного земельного участка и направить Обществу проект договора купли-продажи участка. В удовлетворении требований, предъявленных Комитету, суд отказал.
В кассационной жалобе Комитет и Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просят отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывают податели жалобы, суды, сославшись на непредставление Комитетом и Администрацией доказательств нарушения требований законодательства при определении границ и площади испрашиваемого земельного участка, неверно распределили бремя доказывания.
В судебном заседании представитель Администрации и Комитета поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат 18 объектов недвижимости, находящихся по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Каменногорск, Ленинградское шоссе, д. 54, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 29.07.2013 серии 47-АБ N 784025-784028, от 30.07.2013 серии 47-АБ N 784148, 784153-784158, 784160, от 31.07.2013 серии 47-АБ N 784099, 784100, 784104, 784149, 784150, от 29.08.2013 серии 47-АБ N 784029.
Объекты расположены на земельном участке площадью 75 600 кв. м с кадастровым номером 47:01:0201004:5, предоставленном Обществу в аренду сроком на 49 лет на основании договора от 18.06.1999 и соглашения от 05.06.2013 о передаче прав и обязанностей по указанному договору аренды.
Общество 24.12.2013 обратилось в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 47:01:0201004:5, приложив к нему копию паспорта директора Общества, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах Общества на расположенные на участке объекты недвижимости, кадастровую выписку о земельном участке, а также уведомление о расположенных на участке объектах недвижимости.
Администрация в письме от 27.01.2014 N 70/14 сообщила, что в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Обществу необходимо представить проектное обоснование площади испрашиваемого земельного участка.
Общество, ссылаясь на то, что в установленный статьей 36 ЗК РФ срок Администрация не приняла решение по заявлению Общества о выкупе участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций, исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, со ссылкой на пункты 1, 5 и 7 статьи 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Общества о признании незаконным бездействия Администрации. В части требований о признании незаконным бездействия Комитета в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на отсутствие у того соответствующих полномочий.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 той же статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Суды установили, что на спорном участке находятся только объекты недвижимости, принадлежащие Обществу; земельный участок сформирован в 1999 году в целях эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости и постановлением главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от 18.06.1999 N 1000 предоставлен в аренду на 49 лет закрытому акционерному обществу "Каменногорская фабрика офсетных бумаг", которое ранее являлось собственником этих объектов недвижимости, под основную территорию производственной базы с подъездными путями.
Документов, свидетельствующих о том, что для эксплуатации 18 объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности, необходим земельный участок меньшей площади, в материалы дела не представлено.
Довод подателей жалобы о неверном распределении бремени доказывания подлежит отклонению, поскольку, как верно указали суды, согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые совершили такие действия (бездействие).
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что бездействие Администрации не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы Общества.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным, соответствующим нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014.2014 по делу N А56-14509/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.