19 марта 2012 года |
Дело N А26-5789/2011 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Васильевой Е.С., судей Блиновой Л.В., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 19.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2011 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-5789/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Корпанга", место нахождения: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, Звездная ул., д. 52,
ОГРН 1071031000534 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республика Карелия, место нахождения: 186931, г. Костомукша, ул. Калевала, д. 17 , ОГРН 1021000880230 (далее - Пенсионный фонд), о признании частично недействительным решения от 24.05.2011 N 4 в части доначисления страховых взносов на сумму 153 671 руб. 09 коп., соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 07.09.2011 и постановление от 05.12.2011 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований Общества.
Податель жалобы не согласен с выводом судебных инстанций о том, что спорные суммы являются компенсационными выплатами, связанными с выполнением работниками трудовых обязанностей. По мнению Пенсионного фонда, от обложения страховыми взносами освобождаются только те компенсационные выплаты, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в статье 302 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Оплата проезда от места проживания работников до места сбора (места работы) при вахтовом методе работ компенсационной выплатой не является.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Пенсионным фондом проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО "Корпанга" за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт от 29.04.2011 N 13.
В ходе выездной проверки Пенсионный фонд установил, что Общество занизило базу для начисления страховых взносов на сумму начисленной заработной платы в размере 674 336 руб. 21 коп., и выявил неуплату страховых взносов в результате этого занижения на сумму 155 771 руб. 60 коп. В том числе было установлено занижение Обществом базы на сумму 665 242 руб. 91 коп. для начисления страховых взносов в связи с оплатой стоимости проезда работникам, работавшим вахтовым методом, от места постоянного проживания к месту работы (месту нахождения работодателя) и обратно, что явилось основанием для доначисления страховых взносов по данному эпизоду в сумме 153 671 руб. 09 коп.
Решением Пенсионного фонда от 24.05.2011 N 4, принятым по итогам рассмотрения материалов проверки и представленных Обществом возражений, Общество привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде взыскания штрафа в сумме 31 154 руб. 32 коп.
Основанием для доначисления спорных сумм послужил вывод Пенсионного фонда о том, что Обществом допущено занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 665 242 руб. 91 коп. в результате невключения в базу сумм стоимости проезда работников, работавших вахтовым методом, от места постоянного проживания к месту работы (месту нахождения работодателя) и обратно.
Полагая оспариваемое решение Пенсионного фонда неправомерным в обжалуемой части, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части доначисления страховых взносов в размере 153 671 руб. 09 коп., соответствующих пеней и штрафных санкций.
Изучив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Пенсионного фонда по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б"" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Из подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В статье 164 ТК РФ предусмотрено, что под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Согласно статье 297 ТК РФ под вахтовым методом понимается особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями.
Статьей 313 ТК РФ предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В силу статьи 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, возмещение расходов по оплате проезда за вахтовый метод работы предусмотрено Положением о вахтовом методе организации работ в ООО "Корпанга", утвержденным генеральным директором Набойченко В.О. от 17.03.2008 (далее - Положением о вахтовом методе). Из пункта 5.13. Положения о вахтовом методе следует, что работникам, работающим вахтовым методом, за счет собственных средств Общества возмещаются расходы по оплате проезда, связанные с проездом работника от места постоянного проживания к месту работы (месту нахождения работодателя) и обратно по фактическим затратам, но не более расходов на проезд работника от места жительства до места работы кратчайшим путем в плацкартном вагоне поезда. В некоторых случаях на усмотрение руководителя оплачиваются иные направления проезда и на иных экономически целесообразных видах транспорта, например, при отсутствии железнодорожного и/или междугороднего автобусного сообщения.
На основании статьи 5 ТК РФ локальные нормативные акты входят в систему трудового законодательства. Положение о вахтовом методе организации работ является локальным нормативным актом.
Кассационная инстанция соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что произведенные выплаты по оплате проезда работников от места постоянного проживания к месту работы (месту нахождения работодателя) и обратно являются компенсационными и установлены в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, не входят в систему оплаты труда, и, следовательно, не должны облагаться страховыми взносами.
Судами установлено, что Положение о вахтовом методе организации работ, утвержденное Обществом, предусматривает его обязанность оплачивать работникам проезд от места жительства до пункта сбора при наличии проездных документов.
Таким образом, суды сделали правомерный вывод о том, что спорные суммы являются компенсационными платежами, связанными с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам Пенсионного фонда в апелляционной жалобе и направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств по делу.
Переоценка исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
При рассмотрении дела судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, которым дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Пенсионного фонда у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 по делу N А26-5789/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.