13 апреля 2015 г. |
Дело N А66-9176/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 07.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.10.2014 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 (судьи Ралько О.Б., Докшина А.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-9176/2014,
установил:
Индивидуальный предприниматель Казаков С.Г., ОГРНИП 308691006600038 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области, место нахождения: 170034, город Тверь, улица Дарвина, дом 12, ОГРН 1046900092293, ИНН 6901066135 (далее - Управление), о признании недействительным приказа Управления от 23.06.2014 N 385 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 10.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.12.2014, требования Предпринимателя удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление судов отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Предприниматель обратился в Управление с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности - деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Управлением на основании распоряжения от 14.05.2014 N 60 в отношении Предпринимателя была проведена проверка с целью соответствия соискателя лицензионным требованиям, входе которой установлено, что по заявленному адресу лицензируемая деятельность не ведется, а осуществляется по адресу: город Калязин, Студенческая улица, дом 26. Кроме того, выявлен факт отсутствия у соискателя лицензии перечисленной в акте оборудования, соответствующего установленным требованиям, необходимого для выполнения заявленных работ и услуг (оборудование частично отсутствует, на часть оборудования не представлены документы, подтверждающие его принадлежность предпринимателю, на часть оборудования отсутствуют документы, подтверждающие проведение проверки). Также установлено отсутствие у Предпринимателя нормативной базы в области лицензируемого вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
По результатам проверки 17.06.2014 был составлен акт.
Приказом от 23.06.2014 N 385 Управление отказало Предпринимателю в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений.
О данном решении Предпринимателю сообщено уведомлением об отказе в предоставлении лицензии.
Казаков С.Г. не согласился с данным отказом и обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций удовлетворили требование Предпринимателя, правомерно исходя из следующего.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно статье 13 Закона N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, а также копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, и, которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 99-ФЗ в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям статьи 19 названного Закона, и принимает решение о предоставлении лицензии либо об отказе в ее предоставлении.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи (часть 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ)
Частью 2 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (часть 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки) отнесено к грубым нарушениям (пункт 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ).
В данном случае судами установлено, что акт проверки от 17.06.2014 направлен в адрес Предпринимателя после принятия решения от 23.06.2014 N 385, что является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки Управления. В связи с этим суды правомерно удовлетворили требования Предпринимателя.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов двух инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.10.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А66-9176/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.