14 апреля 2015 г. |
Дело N А66-4524/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Матлиной Е.О., Старченковой В.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Энергосоюз" Лошкарева И.В. (доверенность от 12.02.2015),
рассмотрев 13.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Энергосоюз" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.07.2014 (судья Кольцова Т.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 (судьи Рогатенко Л.Н., Елагина О.К., Кутузова И.В.) по делу N А66-4524/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", место нахождения: 127018, город Москва, улица 2-я Ямская, дом 4; ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации(далее - АПК РФ), к закрытому акционерному обществу "Энергосоюз", место нахождения: 107076, город Москва, Колодезный переулок, дом 14, офис 608, ОГРН 1117746470137, ИНН 7718850920 (далее - Общество), о взыскании 15 661 517 руб. 86 коп. задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 01.11.2011 N 550606 за февраль 2013 года и 1 464 351 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.05.2013 по 18.06.2013.
Определением от 27.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Энерготрест".
Решением 28.07.2014 с Общества в пользу Компании взыскано 15 661 517 руб.
86 коп. долга и 1 464 351 руб. 90 коп. процентов за период с 01.05.2013 по 18.06.014, а в случае неисполнения судебного акта - проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления решения в законную силу до его фактического исполнения на всю взысканную в пользу истца сумму.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 решение 28.07.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить обжалуемые судебные акты и взыскать в пользу Компании 13 351 039 руб. 83 коп. долга и 1 248 322 руб. 22 коп. процентов.
Податель жалобы указывает, что расчеты за 2013 год следует производить по применяемому в 2012 году двухставочному тарифу, поскольку Общество не воспользовалось правом на выбор одноставочного тарифа.
При этом предложенные Компанией изменения в спорный договор о применении одноставочного тарифа вместо двухставочного Общество не согласовало, соответствующее дополнительное соглашение не подписало, в связи с чем при отсутствии уведомления Общества о применении двухставочного тарифа расчеты за услуги по передаче электроэнергии производятся по тарифу, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования.
Общество не согласно с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что установлен запрет выбора потребителем двухставочного тарифа при отсутствии у него расчетных приборов, позволяющих получать данные о фактическом объеме потребления электроэнергии по часам суток.
Как указывает податель жалобы, сторонами был согласован расчетный метод определения величины фактической мощности, что подтверждается подписанными Компанией актами оказания услуг по передаче электроэнергии без разногласий.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что стоимость оказанных услуг по передаче электроэнергии рассчитана ею по одноставочному тарифу, единственно возможному в спорный период исходя из следующего:
постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - постановление N 442) утверждены изменения в ряд нормативных актов, в частности в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктом 81 которых императивно закреплено, что с 01.01.2013 право выбора тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям предоставлено только потребителю электрической энергии, энергосбытовая компания, если она действует в интересах потребителей электрической энергии, осуществляет только трансляцию в сетевую организацию выбранного потребителями электрической энергии варианта тарифа;
согласно пункту 15 (1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) и пункту 81 Основ ценообразования стоимость услуг зависит от объема оказанных услуг по передаче электрической энергии и тарифа на эти услуги. Объем услуг рассчитывается в зависимости от выбранного потребителем тарифа на данные услуги и определяется исходя из фактического объема потребления электроэнергии (при одноставочном тарифе) или из фактического объема потребления и величины фактической мощности (при двухставочном тарифе);
с 01.01.2013 пунктом 15(1) Правил N 861 императивно закреплено, что при применении двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям по ставке на содержание электрических сетей оплате подлежит фактическая мощность, которая определяется как среднее арифметическое значение из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии в установленные системных оператором плановые часовые нагрузки;
расчет фактической мощности, произведенный Обществом, не предусмотрен нормативно-правовыми актами.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании 06.04.2015 был объявлен перерыв до 13.04.2015.
Остальные участники процесса о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Компания (исполнитель) и Общество (заказчик) 01.11.2011 заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) N 550606 (в редакции протокола разногласий от 10.11.2011 и протокола урегулирования разногласий), по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленным федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и ТСО на праве собственности или на ином установленным федеральным законом основании, а заказчик - оплатить оказанные услуги в порядке, который установлен настоящим договором.
В силу пункта 5.4 договора оплата за оказанные услуги производится заказчиком до 13-го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пунктам 6.3 и 6.4 договора расчетным периодом является один календарный месяц. Оплата оказанных услуг производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя на основании выставленного исполнителем счета на оплату.
Договор заключен по 31.12.2012 и вступает в силу с 10.05.2012 (пункт 8.1 договора) и ежегодно продлевается по правилам, установленным в пункте 8.2 договора.
Компания в феврале 2013 года оказала Обществу услуги по передаче электрической энергии, определив их стоимость по одноставочному варианту тарифа.
Общество услуги не оплатило, ссылаясь на то, что условиями спорного договора предусмотрен двухставочный тариф, настаивая на необходимости его применения.
Разногласия по применяемому в отношениях сторон варианту тарифа в спорный период явились поводом для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Компании, сделав вывод о том, что Общество не представило доказательства выбора его потребителями двухставочного варианта тарифа, а также что его потребители производили с ним расчеты с применением двухставочного варианта тарифа, в том числе согласования с истцом либо с потребителями порядка определения фактически переданной мощности.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Компания считает, что в связи с изменениями законодательства, касающихся введения постановлением N 442 нового порядка расчетов за услуги по передаче электроэнергии, потребители, чьи энергопринимающие устройства не оборудованы соответствующими приборами учета, не вправе применять двухставочный тариф для расчетов за услуги по передаче электроэнергии. Такие расчеты с июня 2012 года должны производиться по одноставочному варианту тарифа.
Как указывает Общество, согласно пункту 3.3.3 договора в редакции протокола урегулирования разногласий к нему заказчик самостоятельно выбирает тариф на очередной календарный год путем направления исполнителю письменного уведомления. При отсутствии названного уведомления расчеты за услуги по передаче электроэнергии производятся по варианту тарифа, применявшегося в предшествующий расчетный период регулирования. Поскольку в 2012 году стороны использовали в расчетах двухставочный тариф на передачу электроэнергии, и Общество не уведомляло Компанию о выборе тарифа на 2013 год, то подлежит применению двухставочный тариф как в 2012 году.
Кроме того, Общество считает, что представленные сетевой организацией изменения в спорный договор, который является публичным только в отношении исполнителя услуг, но не заказчика, последний вправе не согласовывать, в связи с чем направленное Компанией в письме от 25.01.2013 N ТВ/14-1/09-712 предложение о внесении изменений в спорный договор и применении одноставочного тарифа Общество не приняло и представленное дополнительное соглашение не согласовало.
При этом Общество не отрицает тот факт, что в пункте 15 (1) Правил N 861 предусмотрена обязанность Компании с 12.06.2012 согласовывать иной способ расчета в отношении ранее заключенных договоров.
При определении стоимости оказанных услуг по передаче в феврале 2013 года электроэнергии Компания рассчитала задолженность Общества исходя из одноставочного тарифа в размере 15 661 517 руб. 86 коп., а Общество - в размере 12 866 692 руб. 19 коп. исходя из двухставочного тарифа с применением величины заявленной мощности. Разница составила 2 794 825 руб. 67 коп.
Кроме того, ответчик считает, что при расчетах за услуги по передаче электроэнергии между сторонами в спорном периоде Общество имеет возможность выбора двухставочного тарифа в отсутствие интервальных приборов учета с применением величины фактической, а не заявленной, мощности, определенную расчетным путем, умноженной на коэффициент оплаты мощности, как было предложено Компанией во второй половине 2012 года.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок исполнения такого договора устанавливается в Правилах N 861.
Общество является энергосбытовой организацией, которая, заключив договор энергоснабжения с конечными потребителями, непосредственно не оказывает им услуги по передаче электрической энергии, а лишь обязуется приобрести ее для потребителей у соответствующей территориальной сетевой организации.
Как следует из подпункта "б" пункта 13 Правил N 861, до принятия Постановления N 442 объем обязательств сетевой организации по передаче электроэнергии определялся величиной заявленной мощности, согласованной сторонами в договоре.
Постановлением N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии. Этим же постановлением внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения на розничном рынке электроэнергии, в том числе в порядок расчета объема обязательств по передаче электроэнергии, в частности Правила N 861 дополнены пунктом 15 (1)
Согласно пункту 15 (1) Правил N 861, а также пункту 81 Основ ценообразования обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, которая зависит от объема оказанных услуг по передаче электрической энергии и тарифа на эти услуги.
В абзаце пятнадцатом пункта 81 Основ ценообразования за энергосбытовыми организациями до конца 2012 года сохранено право выбора варианта тарифа на период регулирования. С 2013 года энергосбытовые организации для оплаты услуг по передаче электроэнергии должны применять тарифы, выбранные обслуживаемыми ими потребителями.
Объем услуг рассчитывается в зависимости от выбранного потребителем тарифа на данные услуги и определяется исходя из фактического объема потребления электроэнергии (при одноставочном тарифе) или из фактического объема потребления электроэнергии и величины фактической мощности (при двухставочном тарифе).
Согласно пункту 15(1) Правил N 861 определение обязательств гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии (мощности), по оплате им услуг по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями настоящего пункта в отношении каждого уровня напряжения по совокупности точек поставки каждого из обслуживаемых им потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей), соответствующих энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств) исходя из варианта цены (тарифа), применяемого в отношении соответствующего потребителя электрической энергии (мощности) в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, и объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности), определенного в порядке, предусмотренном настоящим пунктом. При этом изменение варианта цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, применяемого в отношении соответствующего потребителя электрической энергии (мощности) в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, по истечении 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов) допускается только при согласовании потребителем услуг указанного изменения с сетевой организацией. Сетевая организация не вправе требовать применения иного способа определения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
С 2013 года энергосбытовые организации для услуг по передаче электроэнергии должны применять тарифы, выбранные обслуживаемыми ими потребителями. Двухставочный тариф может быть выбран только в том случае, если энергопринимающие устройства оборудованы интервальными приборами учета. В этом же пункте определены категории потребителей, выбор варианта тарифа для которых не предусмотрен, а в приложении N 3 к Основным положениям установлен расчетный способ определения почасовых объемов потребления электроэнергии для потребителей, в расчетах с которыми используется ставка за мощность, но интервальные приборы отсутствуют.
Таким образом, новые правила расчетов за услуги по передаче электроэнергии предусматривают расчет объема услуг по величине фактической мощности (при применении двухставочного тарифа), а также расчет сетевой организации с энергосбытовой организацией в том же порядке, в котором с последним рассчитывается конечный потребитель электроэнергии.
Постановление N 442 вступило в силу 12.06.2012, стало обязательным для сторон публичных договоров, и его действие распространилось на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
Из абзаца пятого пункта 15(1) Правил N 861, в единстве с указанными нормами Основ ценообразования следует, что в отношениях между энергоснабжающими организациями, действующими в интересах обслуживаемых ими по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, и сетевыми организациями новые правила расчетов вводились в обязательном порядке с 01.01.2013.
Поскольку Общество не уведомило Компанию о том, по каким тарифам с ним рассчитываются конечные потребители электрической энергии, то Компания правомерно применила одноставочный тариф.
В ходе рассмотрения спора по существу Общество не представило суду первой и апелляционной инстанций сведений о том, по каким тарифом с ним рассчитываются конечные потребители.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне рассмотрели настоящее дело, правильно применили нормы материального права, сделали выводы, соответствующие материалам дела, а потому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.07.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу N А66-4524/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Энергосоюз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.