• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 541 "Об особенностях предоставления из федерального бюджета субсидий государственным фондам развития промышленности, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме автономного учреждения, в целях оказания финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности"

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые особенности предоставления из федерального бюджета субсидий государственным фондам развития промышленности, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме автономного учреждения, в целях оказания финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности.

2. Установить, что:

а) расходование не использованных государственными фондами развития промышленности, созданными Российской Федерацией в организационно-правовой форме автономного учреждения (далее - фонды), средств, образовавшихся по соглашениям, заключенным в рамках нормативных правовых актов о предоставлении из федерального бюджета субсидий фондам в целях оказания финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности (далее - финансовая поддержка), принятых до вступления в силу настоящего постановления, осуществляется фондами в соответствии с особенностями, утвержденными настоящим постановлением;

б) предоставление фондами займов в целях оказания финансовой поддержки в отношении проектов в сфере развития промышленности, по которым до вступления в силу настоящего постановления приняты решения о предоставлении финансовой поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами о предоставлении из федерального бюджета субсидий фондам в целях оказания финансовой поддержки, принятыми до вступления в силу настоящего постановления, осуществляется в соответствии с особенностями, утвержденными настоящим постановлением.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 апреля 2025 г. N 541

 

Особенности
предоставления из федерального бюджета субсидий государственным фондам развития промышленности, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме автономного учреждения, в целях оказания финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности

 

1. Настоящий документ регулирует особенности предоставления из федерального бюджета субсидий государственным фондам развития промышленности, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме автономного учреждения, в целях оказания финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности на реализацию проектов в сфере развития промышленности (далее соответственно - проекты, финансовая поддержка, фонды, субсидии).

2. В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" фонды осуществляют финансовую поддержку:

а) путем предоставления займов на финансовое обеспечение проектов, направленных на разработку и внедрение на предприятиях перспективных технологий (в том числе базовых отраслевых технологий), учитывающих принципы наилучших доступных технологий, на создание, завершение разработки и внедрение в производство новой высокотехнологичной конкурентоспособной промышленной продукции, на разработку финансово-экономического, технико-экономического, проектно-инженерного и других видов анализа, экспертиз и обоснований, необходимых для дальнейшей реализации производственно-технологических проектов с привлечением банковского кредитования и средств частных инвесторов, на реализацию технологических и промышленных проектов, осуществляемых по приоритетным направлениям российской промышленности и направленных на импортозамещение, на повышение производительности труда на предприятии и уровня автоматизации и цифровизации промышленных предприятий, на модернизацию производства субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере лесопромышленного комплекса, на реализацию проектов по внедрению системы маркировки товаров средствами идентификации, на модернизацию судоремонтных предприятий и на ремонт продукции станкостроения, энергетического и тяжелого машиностроения;

б) путем предоставления займов на финансовое обеспечение проектов, направленных на создание, расширение и (или) модернизацию производства, наращивание объемов производства, в том числе в целях пополнения оборотных средств, для оперативного решения критически важных и приоритетных задач, включая использование средств на закупку готовой продукции (в том числе за пределами территории Российской Федерации) на основании отдельных поручений Председателя Правительства Российской Федерации;

в) путем предоставления займов на финансовое обеспечение проектов, направленных на создание серийных производств станкоинструментальной продукции, в том числе путем модернизации или технического перевооружения существующих станкоинструментальных производств (в соответствии с кодом 25.73 "Инструмент" (в части производства рабочих сменных инструментов для станков), кодом 26.51.66.190 "Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки" и кодом 28.4 "Оборудование металлообрабатывающее и станки" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2);

г) путем предоставления займов на финансовое обеспечение проектов, целью которых является создание новых высокотехнологичных производств (в том числе путем модернизации или технического перевооружения существующих производств), обеспечивающих серийное производство узлов и агрегатов для колесных транспортных средств и специализированной техники;

д) путем возмещения недополученных доходов по процентной ставке российским кредитным организациям в целях обеспечения сохранения льготной процентной ставки в рамках профинансированных фондами проектов в случаях, установленных подпунктом "д" пункта 6 настоящего документа.

3. Недополученные доходы по процентной ставке российских кредитных организаций в рамках осуществления финансовой поддержки определяются на каждую дату начисления процентов на остаток основного долга как разница между ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 2 процентных пункта, и льготной процентной ставкой по займу.

4. Финансовая поддержка осуществляется за счет:

а) средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета в соответствии с заключенными между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и фондами соглашениями о предоставлении субсидий на оказание финансовой поддержки;

б) средств, источником которых являются средства субсидий, предоставленные в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках нормативных правовых актов о предоставлении из федерального бюджета субсидий фондам в целях оказания финансовой поддержки, принятых до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 541 "Об особенностях предоставления из федерального бюджета субсидий государственным фондам развития промышленности, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме автономного учреждения, в целях оказания финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности", а также средства субсидий, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта, которые получены при возврате выданных займов, в том числе в рамках уступки прав требований по займам фондов, доходов по резервам на специальных обособленных расчетных счетах в российских кредитных организациях, процентов и иных доходов в форме штрафов и пеней (далее - средства от займов).

5. Финансовая поддержка, оказываемая фондами в соответствии с подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящего документа, осуществляется за счет средств субсидий и средств от займов. Финансовая поддержка в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 настоящего документа осуществляется за счет средств от займов.

6. Фондами по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации определяются:

а) критерии отбора получателей займов и порядок отбора проектов, предусматривающих в том числе приоритетное финансирование проектов, направленных на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Технологическое лидерство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", а также порядок экспертизы заявок на получение финансового обеспечения проектов;

б) условия финансового обеспечения проектов;

в) порядок обеспечения возврата займов, предоставленных в качестве финансового обеспечения проектов;

г) порядок осуществления фондами мониторинга за возвратом предоставленных займов;

д) порядок сохранения льготной процентной ставки по займам при передаче прав требования по ним российским кредитным организациям, включающий в себя:

открытие обособленных специальных счетов в российских кредитных организациях, которым переданы права требования по займам, для формирования резервов в целях возмещения недополученных доходов по процентной ставке;

получение процентов на неснижаемый остаток средств от займов, находящихся на обособленном специальном счете;

критерии отбора займов, права требования по которым могут быть переданы российским кредитным организациям.

7. Получатели займов должны соответствовать следующим основным требованиям:

а) на дату не ранее чем за 30 календарных дней до дня перечисления займа или первого платежа (транша) по договору займа:

у получателя займа на едином налоговом счете задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации отсутствует или не превышает размера, определенного пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации;

у получателя займа просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией отсутствуют;

б) получатель займа не является иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в указанный перечень, в совокупности превышает 25 процентов, если иное не предусмотрено отдельным решением Правительства Российской Федерации. В случае невозможности проведения фондами самостоятельной проверки наличия офшорного владения у получателя займа соответствие получателя займа требованиям настоящего подпункта подтверждается заверением, предусмотренным статьей 431 2 Гражданского кодекса Российской Федерации;

в) получатель займа - юридическое лицо не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получателем займа, являющимся индивидуальным предпринимателем, не прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

8. Операции со средствами от займов учитываются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами, предоставленными в виде субсидий, открываемых фондам в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.

9. Фонды вправе направлять средства от займов в любом финансовом году на финансовую поддержку, на уплату налогов с полученных доходов и на оплату расходов, связанных с обеспечением возврата займов, включая следующие расходы:

а) содержание заложенного имущества, обращение на него взыскания и реализация (в том числе налоги, сборы, пошлины и иные платежи, а также издержки по страхованию и сохранению, принятию иных мер, обязанность исполнения которых предусмотрена законом или иными правовыми актами):

со дня оставления фондами предмета залога за собой;

с даты вынесения арбитражным судом судебного акта, содержащего предложение о финансировании расходов по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств на финансирование процедуры банкротства;

с даты вынесения постановления судебным приставом-исполнителем в случае передачи судебным приставом-исполнителем фондам движимого залогового имущества на хранение;

с момента выявления риска утраты или существенного причинения вреда залоговому имуществу при осуществлении фондами мониторинга возврата предоставленных займов в соответствии с порядком, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящего документа, в ходе обращения взыскания на залоговое имущество в судебном порядке, в том числе в рамках дела о банкротстве;

б) погашение в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" требований залоговых кредиторов первой и второй очередей в случае недостаточности иного имущества должника в целях погашения указанных требований и погашение судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, при оставлении фондами предмета залога за собой в ходе торгов по продаже имущества посредством публичного предложения - со дня направления конкурсному управляющему заявления об оставлении предмета залога за собой;

в) перечисление на депозитный счет службы судебных приставов денежных средств в размере, установленном частью 12 статьи 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве", - со дня направления судебному приставу-исполнителю заявления об оставлении нереализованного имущества должника за собой.

10. Средства от реализации залогового имущества, а также средства, полученные фондами в рамках процедуры банкротства, расходуются фондами в соответствии с требованиями пункта 9 настоящего документа.

11. Размер средств, направляемых фондами на обеспечение возврата каждого займа, не должен превышать размер взыскиваемой задолженности по каждому такому займу.

12. Оплата расходов в случаях, указанных в абзаце пятом подпункта "а", подпунктах "б" и "в" пункта 9 настоящего документа, осуществляется на основании письменного согласия учредителей фондов.

13. Значения результатов предоставления субсидий и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий (при необходимости), устанавливаются на конец года нарастающим итогом с учетом планируемых к поступлению средств от займов и прогноза расходов за счет указанных средств на уплату налогов с полученных доходов и оплату расходов в соответствии с пунктом 9 настоящего документа.

Оценка достижения установленных соглашениями о предоставлении субсидий на оказание финансовой поддержки значений результатов предоставления субсидий и значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий (при их установлении), осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по итогам года в соответствии с согласованной с Министерством экономического развития Российской Федерации методикой расчета значений целевых показателей, необходимых для достижения результатов предоставления фондам субсидий в целях стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

14. Оценка достижения установленных соглашениями о предоставлении субсидий на оказание финансовой поддержки значений результатов предоставления субсидий и значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий (при их установлении), осуществляется на основании представленных фондами отчетов о достижении значений результатов предоставления субсидий в соответствии с подпунктом "б" пункта 37 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 г. N 1896 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели".

15. Отчеты о достижении значений результатов предоставления субсидий, включая значения результатов предоставления субсидий по соглашениям, заключенным в рамках нормативных правовых актов о предоставлении из федерального бюджета субсидий фондам в целях оказания финансовой поддержки, принятых до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 541 "Об особенностях предоставления из федерального бюджета субсидий государственным фондам развития промышленности, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме автономного учреждения, в целях оказания финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности", составляются по итогам года (нарастающим итогом) на основании данных отчетности, полученной фондами от получателей займов и российских кредитных организаций, которым переданы права требования по займам, и представляются фондами в следующие сроки:

а) до 15 февраля года, следующего за отчетным годом, - предварительный отчет;

б) до 15 апреля года, следующего за отчетным годом, - итоговый (уточненный) отчет.

16. В целях выполнения требований подпункта "в" пункта 27 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 г. N 1896 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели", в соглашениях о предоставлении субсидий на оказание финансовой поддержки предусматривается необходимость включения в договоры займа требований обеспечения принятия фондами мер по возврату займов в случае нарушения условий, установленных при предоставлении займов, или в случае недостижения значений результатов предоставления займов в порядке, установленном фондами в соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 6 настоящего документа.

17. В случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и органами государственного финансового контроля, фактов нарушения условий и целей предоставления субсидий соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета:

на основании требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, направленного фондам, с указанием в нем проектов, финансирование которых осуществлено с нарушением условий и целей предоставления субсидий фондам, и сумм, подлежащих взысканию с заемщиков по указанным проектам, - в течение 10 рабочих дней со дня получения фондами средств, взысканных с указанных заемщиков;

на основании представления и (или) предписания соответствующего органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

18. В случае недостижения фондами более 80 процентов среднего значения суммы исполнения значений результатов предоставления субсидий и значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий (при их установлении), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по итогам рассмотрения итоговых (уточненных) отчетов, представленных фондами в соответствии с подпунктом "б" пункта 15 настоящего документа, принимает решение о возврате сумм субсидий. Соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета на основании требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации с указанием срока возврата и размера субсидий.

19. Основанием для освобождения фондов от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 17 и 18 настоящего документа, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению фондами соответствующих обязательств и засвидетельствованных Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в случаях, установленных Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

 

Определены особенности субсидирования госфондов развития промышленности, созданных в форме автономного учреждения, в целях оказания финподдержки субъектам деятельности в сфере промышленности.

Также установлены способы и порядок предоставления фондами финподдержки, требования к получателям.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 541 "Об особенностях предоставления из федерального бюджета субсидий государственным фондам развития промышленности, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме автономного учреждения, в целях оказания финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности"

 

Вступает в силу с 3 мая 2025 г.

 

Опубликование:

официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 25 апреля 2025 г. N 0001202504250033

Собрание законодательства Российской Федерации, 28 апреля 2025 г. N 17 ст. 2156