26 мая 2015 г. |
Дело N А44-2259/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.,
рассмотрев 25.05.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 27.10.2014 (судья Самарин А.Д.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу N А44-2259/2014,
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (место нахождения: 173003, Великий Новгород, Стратилатовская улица, дом 19, ОГРН 1045300293422, ИНН 5321100670; далее - УФССП) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением (с учетом изменения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о взыскании с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (место нахождения: 109012, Москва, Никольский переулок, дом 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134) за счет средств казны Российской Федерации 219 491 руб. 52 коп. за имущество, арестованное по исполнительному производству в отношении общества с ограниченной ответственностью "Танильяни" и переданное 15.07.2013 по акту передачи арестованного имущества на реализацию, и перечислении этих денежных средств на депозитный счет отдела судебных приставов (далее - ОСП) Новгородского и Батецкого районов УФССП.
К участию в деле в качестве ответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (место нахождения: 173000, Великий Новгород, улица Федоровский ручей, дом 6, ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051; далее - Управление).
В соответствии со статьей 51 АПК РФ суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Аваль" (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 17, литера А, помещение 4Н, ОГРН 1089847287056, ИНН 7842390259; далее - Общество) и общество с ограниченной ответственностью "Танильяни" (место нахождения: 173526, Новгородская область, Новгородский район, рабочий поселок Панковка, Индустриальная улица, дом 21, ОГРН 1065321068691, ИНН 5321108460; далее - ООО "Танильяни").
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 27.10.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015, требования УФССП удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. По мнению подателя жалобы, надлежащим ответчиком по заявленным УФССП исковым требованиям является Общество, которому Управление передало на реализацию арестованное имущество ООО "Лиар", являющегося правопредшественником ООО "Танильяни".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя Новгородского района УФССП Осиповой О.А. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 13.12.2010 в отношении ООО "Лиар", являющегося правопредшественником ООО "Танильяни" (должник), возбуждено исполнительное производство N 49/21/34797/140/2010.
В рамках названного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель произвел арест и изъятие имущества должника на сумму 782 500 руб. (акт о наложении ареста от 09.08.2012).
15.04.2013 судебный пристав-исполнитель направил заявку на реализацию арестованного имущества в Управление, которое уведомило УФССП о поручении реализации спорного имущества Обществу на основании государственного контракта от 18.02.2013 N К13-1, в соответствии с пунктом 1.1 которого Управление поручает, а Общество обязуется совершать действия по реализации арестованного имущества (письмо от 24.04.2013 N 1623).
Судебный пристав-исполнитель на основании акта передачи арестованного имущества на реализацию от 15.07.2013 передал названное имущество Обществу.
Впоследствии УФССП направило Управлению и Обществу письмо от 15.11.2013 N 12/02/11349 о возврате нереализованного имущества или денежных средств, в ответ на которое Управление сообщило, что денежные средства не могут быть перечислены на счета ОСП, поскольку Общество их не перечислило, а имущество не возвратило (письмо от 12.12.2013 N 5280).
Полагая, что в связи с приведенными обстоятельствами у УФСПП возникли убытки, последнее обратилось в арбитражный суд с вышеназванными исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций исходя из нормативных положений статей 15, 16 и 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также норм Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), заявленные УФСПП к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом исковые требования удовлетворили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируются Законом N 229-ФЗ, согласно которому функции по принудительному исполнению возложены на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, непосредственное осуществление этих функций - на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со статьями 84, 87 и 89 Закона N 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе арестовывать и изымать имущество должника с целью его дальнейшей реализации путем продажи на торгах.
Средства от продажи такого имущества поступают во временное распоряжение структурных подразделений службы судебных приставов и зачисляются для их учета на лицевой (депозитный) счет соответствующего подразделения (статья 10 Закона N 229-ФЗ; приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2008 N 11/15н).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 25.07.2008 N 347 и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 149 утвержден Порядок взаимодействия названных государственных органов по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Порядок взаимодействия), в котором согласованы права и обязанности по этим вопросам.
При этом в названном Порядке предусмотрена обязанность Федерального агентства по управлению государственным имуществом обеспечить сохранность переданного на реализацию арестованного имущества, а также в установленные сроки перечислить структурным подразделениям службы судебных приставов денежные средства, вырученные от продажи имущества, либо возвратить нереализованное имущество судебным приставам-исполнителям. Аналогичная обязанность по обеспечению перечисления в установленном порядке денежных средств, полученных в результате реализации указанного имущества, закреплена в пункте 5.33 Положения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вправе привлекать на конкурсной основе физических и юридических лиц для реализации в установленном порядке арестованного имущества, что не отменяет его обязанности по обеспечению сохранности имущества, осуществлению оплаты вырученных от его продажи денежных средств или возврату этого имущества судебным приставам-исполнителям.
Учитывая, что невыполнение Федеральным агентством по управлению государственным имуществом названных обязанностей препятствует службе судебных приставов в осуществлении государственной функции по принудительному исполнению судебных актов, создает потенциальную угрозу для взыскания убытков со службы судебных приставов, последняя вправе требовать надлежащего исполнения предусмотренных Положением обязанностей по перечислению денежных средств в установленном порядке за переданное на реализацию имущество.
В силу пункта 2.5 Порядка взаимодействия реализация арестованного имущества осуществляется в срок, установленный законодательством Российской Федерации. Такой срок установлен в пунктах 10 и 11 статьи 87 Закона N 229-ФЗ и не может превышать двух месяцев со дня передачи имущества на реализацию.
Из пункта 3.1 Порядка взаимодействия следует, что денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа Федеральной службы судебных приставов не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Федерального агентства по управлению государственным имуществом (специализированной организации).
Согласно пункту 4.1 Порядка взаимодействия, если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (специализированная организация) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что доказательства исполнения ответчиками обязанности по перечислению истцу денежных средств от реализации имущества, переданного по акту передачи арестованного имущества на реализацию от 15.07.2013, либо по возврату нереализованного имущества в установленные Порядком взаимодействия сроки, в ходе судебного разбирательства не представлены.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2014 по делу N А56-70843/2013, во исполнение которого выдан исполнительный лист серии АС N 004890259, на Общество возложена обязанность по возврату Управлению принятого по неисполненным поручениям имущества, в том числе арестованного имущества должника ООО "Танильяни", а потому доводы подателя жалобы о том, что Общество обязано перечислить спорные денежные средства обоснованно отклонены судебными инстанциями.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 27.10.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу N А44-2259/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.