04 июня 2015 г. |
Дело N А66-10905/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" Кирсеневой А.В. (доверенность от 17.12.2014 N 18), от Кожевникова Сергея Николаевича Баханова Д.В. (доверенность от 16.01.2015 N 77 АБ 5795330), от частной акционерной компании "EGERN HOLDING LIMITED" Зайчикова Е.В. (доверенность от 13.03.2015 N 77 АБ 5249395),
рассмотрев 01.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.10.2014 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А66-10905/2014,
установил:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" (место нахождения: 170026, город Тверь, улица Фурманова, дом 12/4, ОГРН 1026900564129, ИНН 6900000364; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (место нахождения: 170000, город Тверь, Советская улица, дом 23, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; далее - Управление) от 11.07.2014 N 03-20/3949ВФ о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Кожевникова Сергея Николаевича и частную акционерную компанию "EGERN HOLDING LIMITED" (Республика Кипр; далее - Компания).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14.10.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314). По мнению подателя жалобы, оспариваемое предупреждение не содержит указание на признаки нарушения заявителем пункта 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", а выводы судов основаны на неправильном толковании нормативных положений Правил N 1314.
В судебном заседании представители Общества и Компании поддержали доводы жалобы, а представитель Кожевникова С.Н. возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 04.03.2014 Кожевников С.Н. подал в Общество заявление о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения строящегося объекта капитального строительства, находящегося по адресу: Тверская область, Зубцовский район, Зубцовское с/п, деревня Юркино. В заявлении указано, что планируемая величина максимального часового расхода газа - 5 куб.м в час, планируемый срок ввода в эксплуатацию - май 2015 года.
В письме от 21.03.2014 N 01/81 Общество сообщило Кожевникову С.Н., что подключение названного объекта на данный момент возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности лицу, которое не оказывает услуги по транспортировке газа (основной абонент - Компания). Для разработки технических условий и проекта договора на подключение Общество предложило Кожевникову С.Н. предоставить согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к его сети (пункт 34 Правил 1314). В случае неполучения такого согласия потребуется создание технической возможности для подключения к газораспределительной сети Общества путем строительства участка газораспределительного газопровода, включенного в схему газоснабжения соответствующей территории застройки.
В связи с этим Общество в названном письме предложило Кожевникову С.Н. обратиться в орган исполнительной власти муниципального образования с предложением о разработке схемы газоснабжения территории указанной застройки и о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения строящихся и построенных объектов капитального строительства, а в случае отказа - рассмотреть вопрос о строительстве газораспределительной сети по индивидуальному проекту.
Впоследствии Кожевников С.Н. дважды (25.03.2014 и 30.04.2014) обращался к Обществу с заявлениями о направлении ему проекта договора о подключении к сети газораспределения. При этом Общество в письме от 14.04.2014 N 01/157 вновь сообщило о необходимости предоставить согласие основного абонента (Компании) на подключение к его сети газопотребления, а в письме от 20.05.2014 N 01/213 сообщило о принятии решения о прекращении переписки с Кожевниковым С.Н. по вопросу направления проекта договора о подключении к сети газораспределения.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения Кожевникова С.Н. в антимонопольный орган, по результатам рассмотрения которого Управление выдало Обществу предупреждение от 11.07.2014 N 03-20/3949ВФ о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Из названного предупреждения следует, что "в связи с наличием в действиях Общества, выразившихся в необоснованном отказе от заключения договора о подключении объекта капитального строительства к газораспределительным сетям, признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", Управление предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем направления в адрес Кожевникова С.Н. проекта договора о подключении объекта капитального строительства к газораспределительной сети в срок до 11.08.2014".
Общество оспорило предупреждение Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод о наличии в действиях заявителя признаков нарушений запретов, установленных пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" и должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи, нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение и перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (части 2 и 4 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции").
Согласно части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара (пункт 5).
Порядок выдачи предупреждения и его форма утверждаются федеральным антимонопольным органом (часть 9 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции").
Во исполнение приведенной нормы Приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.12.2011 N 874 утвержден Порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Из пунктов 1.2 и 1.3 названного Порядка следует, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции". При этом антимонопольный орган признает положение хозяйствующего субъекта доминирующим на рынке определенного товара в соответствии со статьей 5 Закона "О защите конкуренции", согласно части 5 которой доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства установлен Правилами N 1314, из пункта 4 которого следует, что в случаях, когда максимальный часовой расход газа не превышает 300 куб.м, заявители имеют право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий. Исполнитель - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (пункт 2 названных Правил).
Исходя из пункта 38 Правил N 1314 при получении исполнителем заявки о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий от заявителя с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 300 куб.м, которым ранее не выдавались технические условия, исполнителем в порядке, установленном разделом II названных Правил, выдаются технические условия, содержащие информацию, указанную в пунктах 28 и 37 Правил N 1314, и направляется в порядке, установленном разделом VI этих Правил, проект договора о подключении.
Из пункта 62 Правил 1314 следует, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных названными Правилами.
При этом исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами N 1314, а в случае если заявитель представил сведения и документы, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 названных Правил, не в полном объеме, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) возвращает ему заявку о подключении (технологическом присоединении) с приложенными к ней документами без рассмотрения. Отказ исполнителем в приеме от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) к рассмотрению при представлении им сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил N 1314, не допускается (пункты 72 и 73 Правил N 1314).
Исходя из толкования вышеприведенных нормативных положений судами двух инстанций правильно установлено, что действия Общества при рассмотрении заявлений Кожевникова С.Н. не соответствуют содержащимся в Правилах N 1314 требованиям, а потому обоснованны выводы судебных инстанций о наличии в этих действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства, поскольку сам по себе факт завершения переписки с Кожевниковым С.Н. по спорному вопросу без каких-либо результатов его рассмотрения применительно к пункту 38 Правил N 1314 означает отказ (уклонение) от заключения договора.
Доводы подателя жалобы о несоответствии оспариваемого предупреждения антимонопольного органа требованиям статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании названной нормы и противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.10.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по делу N А66-10905/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.