24 июня 2015 г. |
Дело N А05-11269/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.2014 (судья Бабичев О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А05-11269/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРАНС-ЛЕС", место нахождения: 163016, г. Архангельск, Ленинградский пр., д. 386, корп. 24, ОГРН 1022900546206, ИНН 2927003710, (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203 (далее - Территориальное управление Росимущества), о внесении изменений в договор от 31.10.2006 N 206/1 аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 29:22:073106:0017 путем установления размера арендной платы в размере 384 037 руб. 50 коп. в год с 01.01.2015.
Решением суда от 03.12.2014 (с учетом определения от 04.12.2014 об исправлении опечатки) исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.03.2015 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы указывает, что в 2008 году была определена рыночная стоимость годовой арендной платы в размере 18 руб. 76 коп. за 1 кв. м, на основании которой Территориальное управление Росимущества рассчитывало размер арендной платы, иной способ расчета не применяло. В дальнейшем размер арендной платы изменялся путем умножения на коэффициент-дефлятор или уровень инфляции, устанавливаемый Министерством экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
По мнению подателя жалобы, суд не учёл, что в силу статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), договор на проведение оценки от имени заказчика в отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Территориальное управление Росимущества считает, что поскольку представленный обществом отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка от 31.07.2014 N 530-14рс подготовлен оценщиком по заказу истца, он не является достоверным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просить оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между Территориальным управлением Росимущества (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор от 31.10.2006 N 206/1 аренды находящегося федеральной собственности земельного участка из земель поселений площадью 21 537 кв. м с кадастровым номером 29:22:073106:0017, с разрешенным использованием - для эксплуатации зданий и сооружений в производственных целях, расположенного по адресу: г. Архангельск, округ Варавино-Фактория, Ленинградский пр., д. 386, стр. 24,, в зоне градостроительной ценности П-9.
Согласно пункту 1.2 договора на земельном участке расположены следующие объекты: здание депо с мастерской общей площадью 178,6 кв. м, комплекс топливно-заправочного пункта, здание мазутно-насосной общей площадью 170 кв. м и здание котельной общей площадью 1734,9 кв. м.
Договора он вступает в силу с даты его государственной регистрации и действует по 30.10.2055 (пункт 2.1).
В соответствии с пунктом 2.2 договора условия, предусмотренные разделом 3 договора, распространяются на отношения сторон с 22.09.2006.
Согласно пункту 3.1 договора арендная плата начисляется с 22.09.2006.
В пунктах 3.2 и 3.3 договора стороны согласовали расчёт арендной платы на 2006 год и установили, что с 22.09.2006 по 31.12.2006 арендная плата составляет 41 717 руб. и выплачивается не позднее 25.12.2006, в дальнейшем арендная плата по договору вносится арендатором ежеквартально равными долями не позднее первого числа следующего за кварталом месяца, а в четвертом квартале не позднее 25 декабря текущего года.
Пунктом 3.4 договора установлено, что размер арендной платы изменяется при изменении базовой ставки арендной платы, а также ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с законами Российской Федерации и иными правовыми актами. В этом случае арендодатель направляет арендатору расчёт размера арендной платы. Подписание дополнительных соглашений в данном случае не требуется.
Стороны согласовали, что все изменения и (или) дополнения к договору, кроме указанных в пункте 3.4 договора, оформляются сторонами в письменной форме (пункт 7.2 договора).
Договор зарегистрирован 21.12.2006 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Территориальное управление Росимущества 22.04.2008 направило обществу уточненный расчёт арендной платы на 2008 год, произведенный в соответствии с отчетом от 03.04.2008 N 23 об определении рыночной стоимости годовой арендной платы от аренды земельных участков по адресу: г. Архангельск, Ленинградский пр., д. 386, стр. 24. Согласно этому расчёту годовой размер арендной платы на 2008 год составил 404 034 руб. исходя из площади земельного участка 21 537 кв. м и рыночной годовой стоимости арендной платы на 2008 год 18,76 руб. за 1 кв. м.
В феврале 2010 года Территориальное управление Росимущества направило обществу расчёт арендной платы на 2010 год, подготовленный согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) с применением коэффициента-дефлятора на 2010 год в размере 1,295, установленного приказом Минэкономразвития России от 12.11.2009 N 465. Согласно расчёту размер арендной платы на 2010 год составил 523 224 руб. исходя из годового размера арендной платы на 2009 год и коэффициента-дефлятора 1,295.
Согласно направленному 27.02.2013 арендодателем арендатору расчёту размер арендной платы на 2013 год составил 619 913 руб. исходя из размера арендной платы на 2011 год - 587 595 руб. и коэффициента инфляции 5,5 %.
Общество направило Территориальному управлению Росимущества заявление от 01.08.2014 о внесении изменений в договор аренды, и просило установить размер арендной платы 384 037 руб. 50 коп. в год с 01.01.2015 в соответствии с расчётом, составленным исходя из рыночной стоимости земельного участка, установленной отчётом от 31.07.2014 N 530-14рс, составленным обществом с ограниченной ответственностью "Проф-Оценка" по заявке общества. При этом общество рассчитало размер арендной платы по договору на основании пункта 6 постановления N 582 в соответствии с рыночной стоимостью арендованного земельного участка.
Территориальное управление Росимущество направило обществу письмо от 13.08.2014 N 5679 об отказе во внесении изменений в договор.
Ссылаясь на то, что примененный при заключении договора порядок расчёта арендной платы не соответствует правилам определения арендной платы, установленным постановлением N 582, считая, что оснований для отказа во внесении изменений в договор у Территориального управления Росимущества не имеется, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции установил, что являющийся предметом договора аренды земельный участок находится в федеральной собственности, применил статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 2 - 6 постановления N 582 и пришёл к выводу о том, что размер арендной платы по упомянутому договору может быть определен на основании рыночной стоимости земельного участка, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Суд установил, что условиями договора размер арендной платы рассчитан иным способом и посчитал требования общества обоснованными.
Суд отклонил довод Территориального управления Росимущества о том, что общество не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка, являющегося объектом договора аренды, сославшись на то, ответчиком допущено бездействие, повлекшее неисполнение положений постановления N 582.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Апелляционный суд сослался на то, что с момента начала действия Правил определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, установленных постановлением N 582, арендная плата за земельные участки являющиеся федеральной собственностью должна определяться в соответствии с установленными Правилами способами, в данном случае, исходя из рыночной стоимости земельного участка. Суд апелляционной инстанции сослался на то, что условие о размере арендной платы является существенным, и посчитал, что так как арендодатель не привел условия договора в соответствии с требованиями законодательства, общество правомерно обратилось к оценщику с заявлением о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка. Апелляционная инстанция сослалось на то, что Территориальное управление Росимущества не представило мотивированных аргументов, касающихся достоверности отчёта, выполненного по заявлению общества, и посчитал, что он является достоверным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления; изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения арендной платы, утвержденными постановлением правительства РФ N 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Как следует из пункта 6 упомянутых Правил, арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно посчитали, что ставки арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации являются регулируемыми ценами. Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами плата за пользование земельным участком, переданным в аренду обществу, должна исчисляться в соответствии с пунктом 6 упомянутых Правил на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Суды сделали правильный вывод о том, что расчёт арендной платы, представленный истцом, составлен в соответствии с названными Правилами, и обоснованно отклонили ссылку ответчика на недостоверность отчёта независимого оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка. При этом суды правильно исходили из того, что каких-либо доводов, подтверждающих недостоверность отчёта, Территориальным управлением Росимущества не представлено, а ссылка на то, что отчёт выполнен на основании заявления общества, является несостоятельной, так как доказательств того, что результат оценки является недостоверным, в материалах дела не имеется.
Доводы подателя жалобы являлись предметом исследования при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и суды дали им правильную правовую оценку.
Таким образом, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А05-11269/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.