03 июля 2015 г. |
Дело N А56-62427/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Кудрявцевой М.П. (доверенность от 19.05.2015),
рассмотрев 29.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Жиляева Е.В.) по делу N А56-62427/2014,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - КУГИ), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Санкт-Петербургу об обязании Кадастровой палаты снять с государственного кадастрового учета земельный участок 4 площадью 110 кв. м с кадастровым номером 78:10:0005125:1021, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Калининский р-н (напротив д. 29 по Лабораторному пр.).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, место нахождения: 193124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62, ОГРН 1037843006431, ИНН 7825493504 (далее - КЗРиЗ).
Решением от 15.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе КУГИ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, вопреки выводам судов пункт 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) не требует обязательного преобразования вновь образованного земельного участка для снятия его с кадастрового учета; апелляционным судом необоснованно отклонен довод КУГИ о неправомерности изменения кадастровых сведений о статусе спорного земельного участка с "временного" на "учтенный".
В отзыве на кассационную жалобу Кадастровая палата просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании до начала рассмотрения кассационной жалобы по существу представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) заявил ходатайство о замене КУГИ на Комитет в связи с его переименованием и реорганизацией.
Так как переименование и реорганизация КУГИ в форме присоединения к нему КЗРиЗ подтверждаются представленными в материалы дела документами, суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заменил КУГИ и КЗРиЗ на Комитет (место нахождения, ОГРН и ИНН те же).
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Кадастровая палата о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако представителя в судебное заседание не направила, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 N 1191 "О плане мероприятий по развитию материально-технической базы учреждений службы скорой помощи в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы" КУГИ 16.08.2013 обратился в Кадастровую палату с заявлением N 78-0-1-26/3001/2013-783 о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка.
Решением Кадастровой палаты от 13.09.2013 N 78/13-20605 КУГИ отказано в снятии земельного участка с кадастрового учета со ссылкой на то, что указанный земельный участок не является преобразуемым, а заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 78:10:0005125:1020, образованного одновременно со спорным участком в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 78:10:5125:1005, не поступало.
КУГИ, полагая, что отказ Кадастровой палаты в снятии с кадастрового учета названного земельного участка создает препятствия в реализации им прав на использование и распоряжение земельным участком, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный земельный участок не является преобразуемым, со ссылкой на часть 2 статьи 25 и часть 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ отказали в удовлетворении заявленных требований, указав на отсутствие законных оснований для осуществления ответчиком действий по снятию с учета спорного земельного участка.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае выдела земельного участка или раздела земельного участка преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН.
Частью 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в ГКН сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из ГКН.
Как указано в части 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный земельный участок не является преобразуемым в порядке статей 11.4 - 11.7 ЗК РФ, то есть не является участком, в отношении которого осуществляется раздел, выдел, объединение или перераспределение, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для снятия с кадастрового учета указанного земельного участка. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 78:10:0005125:1005 образованы спорный земельный участок и участок с кадастровым номером 78:10:0005125:1020, который в настоящее время имеет статус "учтенный", поэтому снятие с кадастрового учета только одного из вновь образованных участков невозможно.
Довод подателя жалобы относительно неправомерного изменения сведений в отношении спорного земельного участка был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и признан несостоятельным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены указанных судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу N А56-62427/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.