Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2015 г. N Ф07-3052/15 по делу N А56-45765/2014

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2015 г. N Ф07-3052/15 по делу N А56-45765/2014

 

06 июля 2015 г.

Дело N А56-45765/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2015 года.

 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Савицкой И.Г.,

при участии от закрытого акционерного общества "СТМ-62" Кислицина А.Ю. (доверенность от 22.05.2015), от Комитета по градостроительству и архитектуре Курганова С.В. (доверенность от 12.01.2015 N 7/юр),

рассмотрев 29.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "СТМ-62" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу N А56-45765/2014 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Полубехина Н.С.),

установил:

Закрытое акционерное общество "СТМ-62" (место нахождения: 191023, набережная канала Грибоедова, дом 36, ОГРН 1037843130654, ИНН 7825510622; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре (место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, площадь Ломоносова, дом 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994; далее - Комитет) от 27.05.2014 N 1348 "Об утверждении градостроительного плана N RU78148000-19566 земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 30, корпус 4, литера А)" и обязании Комитета выдать Обществу "градостроительный план земельного участка площадью 6177 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 30, корпус 4, литера А), кадастровый номер 78:14:0007691:9468, с указанием:

в разделах и пунктах градостроительного плана, в которых формой градостроительного плана земельного участка предусмотрено описание уникальных характеристик земельного участка, уникальных характеристик участка, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости и представлены в кадастровом паспорте земельного участка от 23.09.2013 N 78/201/13-194591, кадастровой выписке о земельном участке от 24.10.2013 N 78/201/13-217982;

в разделе 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования" границ земельного участка и координат поворотных точек, схемы расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план) в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 23.09.2013 N 78/201/13-194591, кадастровой выписке о земельном участке от 24.10.2013 N 78/201/13-217982".

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2014 (судья Иванилова О.Б.) признано недействительным распоряжение Комитета от 27.05.2014 N 1348.

Во исполнения требований пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции обязал Комитет выдать Обществу "градостроительный план земельного участка площадью 6177 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 30, корпус 4, литера А), кадастровый номер 78:14:0007691:9468".

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 решение суда первой инстанции от 08.10.2014 отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление от 09.02.2015 и оставить в силе решение от 08.10.2014, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права - статей 41, 44 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статей 11.1, 11.2 и 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). По мнению подателя жалобы, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поскольку градостроительный план земельного участка может быть выдан не только в составе документации по планировке и межеванию территории, но и в виде отдельного документа.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 6177 кв.м с кадастровым номером 78:14:0007691:9468, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 30 корпус 4 литера А), который образован 23.09.2013 в результате раздела принадлежавшего Обществу земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007691:191.

Сведения об образованном участке внесены в Государственный кадастр недвижимости, оформлен в установленном порядке кадастровый план земельного участка от 23.09.2013 N 78/201/13-194591, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.11.2013.

24.02.2014 Общество обратилось в Комитет с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007691:9468.

По заявлению Общества подготовлен и утвержден распоряжением Комитета от 27.05.2014 N 1348 градостроительный план N RU78148000-19566 в отношении земельного участка с местонахождением: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 30 корпус 4 литера А), предыдущий кадастровый номер 78:14:0007691:191, площадь 1,2855 га.

Таким образом, Комитет выдал Обществу градостроительный план N RU78148000-19566 земельного участка, существовавшего до его раздела. При этом в названном градостроительном плане границы земельного участка в разделе 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования" приведены в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.05.2009 N 556.

Общество обратилось в суд с вышеназванными требованиями, полагая, что распоряжение Комитета нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в отсутствие градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007691:9468 невозможно осуществление проектирования и строительства объектов недвижимости.

Суд первой инстанции установил, что распоряжение Комитета от 27.05.2014 N 1348 не соответствует статьям 41 и 44 ГрК РФ, статьям 11.1 и 11.2 ЗК РФ, статьям 1 и 5 Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), поскольку спорным распоряжением утвержден градостроительный план в отношении несуществующего земельного участка, прекратившего свое существование, и удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявления отказал, приняв во внимание выводы, приведенные в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций по делу N А56-22837/2014, в рамках которого рассматривалось заявление Общества о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в невыдаче в установленный срок градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007691:9468.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Согласно части 4 статьи 41 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется.

Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44 ГрК РФ).

В силу части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка, информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке.

Впоследствии градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (часть 1, пункт 2 части 7 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ).

По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56 ГрК РФ).

В силу части 3 названной статьи целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

При этом дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на каждый земельный участок и градостроительный план в числе прочих документов помещается в такое дело (пункт 1 части 5 статьи 56 ГрК РФ).

Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации (часть 7 статьи 56 ГрК РФ).

Из части 5 статьи 1, части 1 статьи 5 и части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ следует, что в соответствии с названным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков с присвоением неизменяемого, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации государственного учетного номера - кадастрового номера, а также внесением в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках соответствующего объекта недвижимости: применительно к земельным участкам, в частности - описание местоположения границ земельного участка.

В соответствии с частью 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Таким образом, объектом гражданских прав (статьи 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), в отношении которого реализуются предусмотренные законодательством Российской Федерации возможности застройщика и иных субъектов градостроительной деятельности, является существующий земельный участок.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемым в рамках настоящего дела распоряжением Комитета утвержден градостроительный план несуществующего земельного участка, в отношении которого Обществом не могут проводиться какие-либо мероприятия, направленные на проектирование и строительство.

Суд первой инстанции, признавая несостоятельным довод Комитета о том, что в разделе 4 и в графической части выданного Обществу градостроительного плана содержится информация о разделе земельного участка с указанием кадастровых номеров образованных земельных участках, правомерно исходил из следующего.

Согласно части 4 статьи 44 ГрК РФ в состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков. При этом форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 названной статьи).

Приказом Министерства регионального развития от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" во исполнение части 5 статьи 44 ГрК РФ утверждена форма градостроительного плана земельного участка, раздел 4 которой предусматривает включение информации о разделении земельного участка (наименование и реквизиты документа, определяющего возможность или невозможность разделения).

Применительно к обстоятельствам настоящего спора суд первой инстанции правильно установил, что ранее существовавший земельный участок с кадастровым номером 78:14:0007691:191 уже разделен, а потому ссылка в спорном градостроительном плане на разделение названного участка на два вновь образованных правового значения не имеет и фактически противоречит форме градостроительного плана, утвержденной вышеназванным нормативным актом.

Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений суд кассационной инстанции считает законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что градостроительный план относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. Градостроительный план как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.

Сведения, содержащиеся в градостроительном плане, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок (форма плана содержит обязательное условие об указании кадастрового номера земельного участка), а также позволяют определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Такие сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

Фактически градостроительный план является информационным документом, который содержит данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства на конкретном земельном участке, а не разрешительным документом, поскольку не устанавливает и не изменяет существующего публичного порядка, представляя собой выписку из существующих правил землепользования и застройки.

Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении территории, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 78:14:0007691:9468, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.05.2009 N 556 утвержден проект планировки и проект межевания. При этом Общество, обращаясь с заявлением о выдаче градостроительного плана, не испрашивало каких-либо изменений существующего регламента, поскольку с выдачей градостроительного плана, как части документации по планировке территорий, закон связывает реализацию ряда возможностей правообладателей земельных участков и иных субъектов градостроительной деятельности.

Так, в частности данный документ необходим для осуществления архитектурно-строительного проектирования (статья 48 ГрК РФ), для обращения за разрешением на строительство (статья 51 ГрК РФ). При этом оценка соответствия планируемого Обществом строительства правилам землепользования и застройки и утвержденному регламенту определенной территории может осуществляться только после выдачи градостроительного плана земельного участка, на других этапах градостроительного регулирования.

При таких обстоятельствах правомерны выводы суда первой инстанции о том, что утверждение оспариваемым распоряжением Комитета градостроительного плана юридически несуществующего земельного участка противоречит действующему законодательству и препятствует реализации Обществом прав, связанных с дальнейшим проектированием и строительством на спорном земельном участке, в связи с чем заявленные Обществом требования удовлетворены обоснованно.

На основании изложенного кассационная инстанция, проверяя законность принятых по делу судебных актов, с учетом полномочий, установленных пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.

В силу статьи 110 АПК РФ с Комитета в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы, понесенные заявителем в связи с уплатой государственной пошлины в размере 1500 руб.

Принимая во внимание положения пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 названного Кодекса, суд кассационной инстанции полагает, что Обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, излишне уплаченная при обращении в суд кассационной инстанции в размере 1500 руб.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу N А56-45765/2014 отменить.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2014 по делу N А56-45765/2014 оставить в силе.

Взыскать с Комитета по градостроительству и архитектуре (место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, площадь Ломоносова, дом 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994) в пользу закрытого акционерного общества "СТМ-62" (место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 36, ОГРН 1037843130654, ИНН 7825510622) 1500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить закрытому акционерному обществу "СТМ-62" (место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 36, ОГРН 1037843130654, ИНН 7825510622) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции по платежному поручению от 30.03.2015 N 31.

 

Председательствующий

И.С. Любченко

 

Судьи

А.В. Асмыкович
И.Г. Савицкая

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении территории, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 78:14:0007691:9468, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.05.2009 N 556 утвержден проект планировки и проект межевания. При этом Общество, обращаясь с заявлением о выдаче градостроительного плана, не испрашивало каких-либо изменений существующего регламента, поскольку с выдачей градостроительного плана, как части документации по планировке территорий, закон связывает реализацию ряда возможностей правообладателей земельных участков и иных субъектов градостроительной деятельности.

Так, в частности данный документ необходим для осуществления архитектурно-строительного проектирования (статья 48 ГрК РФ), для обращения за разрешением на строительство (статья 51 ГрК РФ). При этом оценка соответствия планируемого Обществом строительства правилам землепользования и застройки и утвержденному регламенту определенной территории может осуществляться только после выдачи градостроительного плана земельного участка, на других этапах градостроительного регулирования.

...

Принимая во внимание положения пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 названного Кодекса, суд кассационной инстанции полагает, что Обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, излишне уплаченная при обращении в суд кассационной инстанции в размере 1500 руб."