21 июля 2015 г. |
Дело N А56-49800/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Яцишина Н.В. (доверенность от 11.03.2015 N 2И-295м5-0-0),
рассмотрев 15.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2014 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А56-49800/2014,
установил:
Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 67, ОГРН 1137847443546, ИНН 7842508133 (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, ВОХ-103 (далее - управление) от 08.05.2014 N 088 027 14 РК 0013580 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде наложения 1 000 руб. штрафа.
Решением суда от 27.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.04.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Как указывает податель жалобы, комитет не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и не является плательщиком страховых взносов, а поэтому не может быть привлечен к ответственности за несвоевременное предоставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, но своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитетом 28.03.2014 представлен в управление расчет (РСВ-1 ПФР) по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за календарный 2013 год при сроке предоставления такого расчета не позднее 17.02.2014.
Управлением в тот же день проведена камеральная проверка этого расчета на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) комитетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за указанный расчетный период, по результатам которой составлен акт от 28.03.2014 N 0882730009508.
Решением управления от 08.05.2014 N 088 027 14 РК 0013580 комитет привлечен к ответственности за непредставление в срок, установленный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде наложения 1 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным решением, комитет оспорил его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных требований комитету отказали.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов признаются организации, то есть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально предоставляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Форма расчета РСВ-1 ПФР, действовавшая в 2013-2014 годах, утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2012 N 639н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 639н).
В Приложении N 2 к Приказу N 639н указано, что титульный лист, разд. 1, 2 расчета РСВ-1 ПФР заполняются и представляются всеми плательщиками, состоящими на регистрационном учете в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, а в случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных расчетом, в строке и соответствующей графе ставится прочерк (пункты 2, 3 Приложения N 2 к Приказу N 639н).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика работодателей, в частности организаций, в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц.
При этом регистрация в качестве страхователей организаций осуществляется независимо от наличия на момент регистрации обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что отражено в пункте 2 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 13.10.2008 N 296п.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, комитет является юридическим лицом, зарегистрированным в территориальном отделении Пенсионного фонда Российской Федерации, а поэтому в его обязанность входит представление в управление расчета РСВ-1 в срок, установленный Законом N 212-ФЗ.
Оспариваемым решением управления установлено, что указанный расчет за календарный 2013 год представлен комитетом 28.03.2014, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
Частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ установлена ответственность плательщиков страховых взносов за не предоставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его предоставления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Данное правонарушение образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований законодательства по исполнению плательщиком своей публично-правовой обязанности, связанной с предоставлением расчета РСВ-1 в установленный законом срок.
Довод заявителя о том, что он, несмотря на наличие регистрации в территориальном отделении Пенсионного фонда Российской Федерации, не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не имеет в рассматриваемом случае правового значения.
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, решением управления обоснованно установлено нарушение комитетом сроков представления расчета РСВ-1 ПФР вне зависимости от того, осуществлялись ли фактически комитетом выплаты физическим лицам.
Судами установлено и комитетом не оспаривается, что процедура привлечения его к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ соблюдена. Размер штрафа определен правильно.
Поскольку нарушения закона при привлечении комитета к ответственности управлением не допущено, суды правомерно отказали заявителю в удовлетворении требования.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы комитета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу N А56-49800/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.