28 июля 2015 г. |
Дело N А56-77049/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Киселевой Е.В. (доверенность от 01.01.2015 N 296-2015), от товарищества собственников жилья "Уют" Столаева С.В. (доверенность от 18.09.2013),
рассмотрев 27.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Уют" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2015 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (судьи Сотов И.В., Шестакова М.А., Черемошкина В.В.) по делу N А56-77049/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, Броневая улица, дом 6, литера Б, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Уют", место нахождения: 187342, Ленинградская область, улица Советская, дом 56, ОГРН 1104706001212, ИНН 4706030540 (далее - Товарищество) о взыскании 60 739 руб. 44 коп. задолженности за горячее водоснабжение с января по декабрь 2013 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 10.02.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2015 решение суда от 10.02.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы считает, что с введением в действие правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (далее - Правила N 124), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление N 124), изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета. Товарищество указывает, что истцом расчет стоимости горячего водоснабжения произведен методом исходя из нормативов потребления, что не соответствует Правилам N124.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Компании просил оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что между Компанией (энергоснабжающая организация) и Товариществом (абонент) заключен договор теплоснабжения (в горячей воде) от 01.10.2010 N 5063 с дополнительными соглашениями и протоколом разногласий (далее - договор), в соответствии с которым энергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе на объект (жилой дом) по адресу: Ленинградская область, Кировск, улица Советская дом 6, управление которого осуществляется Товариществом как исполнителем коммунальных услуг, а абонент в свою очередь обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 01.05.2012 к договору теплоснабжения (в горячей воде) от 01.10.2010 N 5063 количество тепловой энергии, потребленное абонентом определяется по показаниям узлов учета тепловой энергии и теплоносителя. При отсутствии у абонента приборов учета (не оборудован, неисправен, неповерен) расчет количества потребляемой тепловой энергии в отношении жилых частей многоквартирных домов производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом формулы указанной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. В отношении нежилых помещений многоквартирных домов - по фактическому теплоотпуску от источника теплоты пропорционально договорной тепловой нагрузке абонента с учетом отключения систем теплопотребления в расчетном периоде.
Во исполнение условий договора истец поставил ответчику тепловую энергию и выставил последнему счета-фактуры на общую сумму 375 130 руб.18 коп.
Товарищество оплатило выставленные счета-фактуры на сумму 314 390 руб. 74 коп.
Неоплата ответчиком поставленной тепловой энергии в полном объеме послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает судебные акты ошибочными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления.
В соответствии с названой нормой приняты и вступили в силу 07.03.2012 - Правила N 124.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Постановления N 124 до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
Пунктом 2 Правил N 124 предусмотрено, что эти Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс Компания и Товарищество, не урегулировавшие разногласия по спорному договору, касающиеся порядка определения объемов поставленного ресурса, должны руководствоваться положениями названных Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги, а также объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды (ОДН).
Компания при определении объемов коммунального ресурса поставленного в январе - декабре 2013 года Товариществу, в жилые дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, не приняло во внимание показания индивидуальных приборов учета и исчислило общий объем по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги, чем нарушила нормы подпункта "е" пункта 3 Постановления N 124 и приложения к Правилам N 124.
При этом судом кассационной инстанции установлено, что Товарищество исполнило предусмотренную подпунктом "д" пункта 18 Правил N 124 обязанность по представлению предприятию показаний приборов учета (в том числе индивидуальных) и иной информации, используемых для определения объемов поставленного коммунального ресурса. Кроме того, в счетах на оплату (получатель истец) собственники жилых помещений и наниматели указывали показания квартирных приборов учета по горячей воде.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций об обратном противоречит имеющимся в материалах дела документам Товарищества за спорный период.
В рамках отношений, регулируемых Постановлением N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Следовательно, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
Статья 39 ЖК РФ не содержит положений, предусматривающих включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, предусмотрено учитывать нормативы потребления в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на ОДН, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Исходя из анализа указанных нормативных положений, при оплате коммунальных услуг вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилом или в нежилом помещении, объем которых определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии), либо по нормативу потребления коммунальной услуги в жилых помещениях (при отсутствии индивидуальных приборов учета); и плата за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, объем которых определяется в зависимости от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета (при отсутствии общедомовых приборов учета применению подлежит норматив потребления коммунальной услуги на ОДН).
Поскольку на территории Ленинградской области до 01.09.2013 года не был установлен норматив потребления ГВС на общедомовые нужды, такой норматив должен быть признан равным нулевому уровню. Начисления гражданам стоимости услуг по ГВС производилось без учета указанного норматива, следовательно граждане не оплачивали ГВС на общедомовые нужды в управляющую компанию.
При таких обстоятельствах, возложение на Ответчика дополнительных обязательств по оплате денежных средств, которые он не сможет получить с граждан противоречит требованиям Постановления N 124 и "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Порядок участия ресурсоснабжающей организации в снятии показаний индивидуальных приборов учета определяется договором между ней и исполнителем коммунальной услуги с соблюдением установленной положениями "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и периодичности проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.
Из материалов дела не следует, что Товарищество препятствовало Компании провести такую проверку. В деле также нет доказательств того, что показания приборов учета, по которым с гражданами производятся расчеты, недостоверны.
Товарищество со своей стороны обеспечило передачу Компании показаний индивидуальных приборов учета путем указания их в платежных документах граждан (платежи и информация поступают напрямую Компании), через программный комплекс в рамках трехстороннего договора от 01.01.2013 N 54749, а также письменно по итогам календарного года.
Применение Компанией в спорный период нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса (жилые дома, не оборудованные приборами учета) без учета показаний индивидуальных приборов учета противоречит положениям статьи 157 ЖК РФ, Правилам N 124.
Обязательства Товарищества перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом).
Учитывая изложенное судами неправомерно не учтены возражения ответчика и не принят его расчет, основанный на показаниях индивидуальных приборов учета.
Кроме того между Товариществом и обществом с ограниченной ответственностью "ЖилКом", заключен агентский договор от 01.01.2013 N А-4, в соответствии с которым показания индивидуальных приборов учета Товарищества предоставляются Компании и она имела возможность при составлении расчета принять их во внимание.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов не соответствуют нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам, судами неправильно применены нормы материального права в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу N А56-77049/2014 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" в пользу товарищества собственников жилья "Уют" 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной и кассационной жалоб.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.