12 августа 2015 г. |
Дело N А05-13986/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Любченко И.С.,
рассмотрев 12.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.12.2014 (судья Тюпин А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 (судьи Тарасова О.А., Моисеева И.Н., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-13986/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Няндомаагроснаб" (место нахождения: Архангельская обл., г. Няндома, ул. Индустриальная, д. 3; ОГРН 1032901980110; ИНН 2918006465; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением об обязании Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Министерство) принять предусмотренные законом меры по возврату на расчетный счет истца в банке 7 044 437 руб. 40 коп. излишне уплаченной в бюджет Архангельской области арендной платы за 2011-2014 годы в части, превышающей минимальные ставки, по договору аренды лесного участка от 20.12.2007 N 172 (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 15.12.2014 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, приведение договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) путем его переоформления и заключения договора аренды лесного участка не может служить основанием для изменения размера арендной платы, установленного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании протокола о результатах лесного конкурса от 05.05.2006 N 615 федеральное государственное учреждение "Каргопольский лесхоз" заключило с Обществом договор от 23.05.2006 N 39 аренды участка лесного фонда площадью 69 333 га, расположенного в границах Ряговского и Кинемского лесничеств в Каргопольском районе Архангельской области, для заготовки древесины на срок 15 лет.
В целях приведения указанного договора в соответствие с ЛК РФ Департамент лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства) заключил с Обществом договор от 20.12.2007 N 172 аренды лесного участка на срок до 22.05.2021. Государственная регистрация договора аренды произведена в установленном порядке 17.01.2008, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 20.12.2007.
Как предусмотрено пунктом 2.2 договора, годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Согласно пункту 2.3 договора годовой размер арендной платы установлен с учетом коэффициента превышений над минимальным размером арендной платы, равного 1,7.
В соответствии с пунктом 2.5 договора арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 01 февраля текущего года и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядка ее внесения, который подписывается обеими сторонами (в редакции дополнительного соглашения от 12.02.2014 N 2 к договору).
Протоколами согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2011, 2012, 2013, 2014 годы, подписанными сторонами, годовой размер арендной платы в части, превышающей минимальные ставки, определен с применением коэффициента превышения 1,7 и составил 2 134 678 руб. на каждый год.
В период с 2011 года по 2014 год арендатор уплатил в бюджет Архангельской области арендную плату в размере, установленном указанными протоколами.
Общество, сославшись на то, что размер арендной платы по договору аренды лесного участка является регулируемым, законодательством не предусмотрено применение коэффициента превышений, арендная плата за указанный период в части, превышающей минимальный размер, внесена излишне, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о ничтожности пункта 2.3 договора в части размера арендной платы, превышающего минимальный размер, в связи с его несоответствием положениям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 73 ЛК РФ, руководствуясь подпунктом 1 статьи 1103 ГК РФ о возврате исполненного по недействительной сделке, исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 ГК РФ (в редакции, относящейся к спорному периоду) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 ГК РФ).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 167 названного Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно положениям статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (части 1 - 3).
Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
Согласно федеральным законам о бюджете на 2011 - 2014 годы (от 13.12.2010 N 357-ФЗ, от 30.11.2011 N 371-ФЗ, от 03.12.2012 N 216-ФЗ, от 02.12.2013 N 349-ФЗ) ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, а также ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяются в 2011 - 2014 годах с коэффициентом 1,30.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункта 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления N 73, судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
В данном случае, как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, договор от 20.12.2007 N 172 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключен сторонами в целях приведения в соответствие с ЛК РФ ранее заключенного по результатам лесного конкурса договора от 23.05.2006 N 39 аренды участка лесного фонда. При этом, как усматривается из протоколов согласования размера арендной платы на 2011, 2012, 2013, 2014 годы, подписанных сторонами, размер периодических платежей условиями конкурса не определялся.
Фактически за указанный период арендная плата по договору аренды в части, превышающей минимальные ставки, уплачена Обществом в сумме 7 044 437 руб. 40 коп., что не оспаривается Министерством.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Порядок).
Согласно пункту 11 Порядка при переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, а также ставками платы, утвержденными Постановлением N 310.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суды пришли к выводу о том, что определение в договоре аренды лесного участка, заключенного не по результатам проведения торгов, размера арендной платы с превышением регулируемых ставок противоречит требованиям законодательства, ввиду чего арендная плата в части, превышающей нормативно установленный минимальный размер, внесена арендатором излишне и подлежит возврату в силу подпункта 1 статьи 1103 ГК РФ.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.12.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу N А05-13986/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.