18 августа 2015 г. |
Дело N А56-69577/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" Тажетдинова Ф.Р. (доверенность от 02.01.2015),
рассмотрев 11.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2015 (судья Данилова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-69577/2014,
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга", место нахождения: 192019, Санкт-Петербург, улица Хрустальная, дом 22, литера Б, ОГРН 1037800052180, ИНН 7801145804 (далее - истец, Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью "МаркЛайн", место нахождения: 187450, Ленинградская область, Волховский район, город Новая Ладога, улица Работниц, дом 26, ОГРН 1104702000644, ИНН 4702014361 (далее - ответчик, Общество), с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 5 423 475 руб. 41 коп. возмещения ущерба за недостатки результата работы, обнаруженные в период гарантийного срока.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.04.2015, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, выводы судов об отсутствии в актах от 26.03.2014 и от 05.05.2014 информации о протяженности контрольного участка, а также о том, каким образом осуществлялись замеры износа дорожной разметки, не соответствуют материалам дела.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме на заключение договора на выполнение работ по демаркировке, нанесению и восстановлению дорожной разметки в Центральном, Адмиралтейском, Московском, Фрунзенском, Кировском, Красносельском, Пушкинском, Колпинском, Петродворцовом районах Санкт-Петербурга в 2013 году для государственных нужд Санкт-Петербурга 06.05.2013 заключен государственный контракт N 0372200213513000028-0082548-02 (далее - контракт).
Cтоимость работ, определенная сторонами в пункте 3.1 контракта, составила 196 018 547 руб. 49 коп.
Пунктом 7.2 контракта установлены гарантийные обязательства подрядчика, согласно которым разметка, выполненная термопластиком, должна обладать функциональной долговечностью не менее одного года.
В пункте 7.4 контракта стороны оговорили, что объем износа дорожной разметки подлежит определению в квадратных метрах по ГОСТ Р 51256-2011 (далее - ГОСТ):
- для продольной разметки из термопластика через 1 год эксплуатации допускается износ не более 25% от общей площади разметки на любом контрольном участке протяженностью 50 метров;
- для поперечной дорожной разметки из термопластика через 1 год эксплуатации допускается износ не более 25% от общей площади пешеходного перехода, нанесенного в створе дорожных знаков 5.19; для разметки, нанесенной из штучных форм на основе термопластика, допускается износ не более 25% от штучной формы дорожной разметки.
Как установлено пунктом 7.5 контракта, в случаях выявления в период гарантийного срока несоответствия результата работ контракту, предельно допустимым параметрам, изложенным в ГОСТ, преждевременного износа или разрушения дорожной разметки и иных недостатков, которые делают его непригодным для использования по назначению, подрядчик обязан:
- если гарантийный срок наступил в период с мая 2013 года по ноябрь 2013 года, произвести восстановление дорожной разметки;
- если гарантийный срок наступил в период с ноября 2013 года по апрель 2014 года, уплатить неустойку в порядке, предусмотренном пунктом 7.5.1, за период с момента фиксации преждевременного износа или разрушения разметки до даты ее гарантийного восстановления или окончания срока гарантии, что наступит ранее, и в размере, обусловленном пунктом 7.5.6 контракта.
В соответствии с пунктом 7.5.8 контракта при отказе от восстановления дорожной разметки, уклонении от восстановления дорожной разметки (по любым обстоятельства) или фактическим не восстановлением дорожной разметки в сроки, указанные в рекламационном акте, подрядчик возмещает заказчику стоимость объема выявленного износа дорожной разметки. Сумма к возмещению определяется исходя из стоимости по нанесению одного квадратного метра дорожной разметки с учетом коэффициента аукционного снижения и материала нанесения.
В целях контроля соответствия дорожной разметки условиям контракта в течение гарантийного периода заказчик организовал и провел комиссионные проверки состояния дорожной разметки, нанесенной подрядчиком при выполнении работ, которые выявили ее ненадлежащее состояние.
По результатам проверок истцом оформлены акт эксплуатационного контроля от 26.03.2014 и акт фиксации износа дорожной разметки от 05.05.2014, зафиксировавшие степень износа дорожной разметки в гарантийный период.
На основании пункта 7.5.8 контракта Учреждение обратилось к Обществу с претензией от 23.06.2014 об уплате 5 428 501 руб. 50 коп. стоимости возмещения выявленного в период гарантийного срока износа дорожной разметки, не восстановленного подрядчиком в добровольном порядке.
Претензия от 23.06.2014 получена Обществом, однако оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, отказывая в удовлетворении иска, указали, что акты от 26.03.2014 и от 05.05.2014 не содержат сведений о том, каким образом осуществлялись замеры. Кроме того, не представляется возможным достоверно установить протяженность контрольного участка. На основании изложенного суды посчитали, что представленные Учреждением доказательства безусловно не свидетельствуют о ненадлежащем качестве выполненных ответчиком работ по нанесению дорожной разметки, а равно степени ее износа, на основании которых возможно было бы судить о размере возмещения, подлежащего взысканию с Общества.
Суд кассационной инстанции полагает, что данные выводы являются необоснованными и противоречат материалам дела.
Частью 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы, оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно общим положениям о договоре подряда, предусмотренным, в частности, пунктом 1 статьи 721 ГК РФ, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Пунктом 1 статьи 722 ГК РФ определено, что в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).
В силу пункта 3 статьи 724 ГК РФ заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
В соответствии с пунктом 7.5.2 контракта при выявлении износа или разрушения разметки заказчик письменно вызывает подрядчика (уполномоченное лицо, действующее по доверенности с обязательным указанием полномочий на подписание акта) для составления рекламационного акта.
Согласно пункту 7.5.3 контракта заказчик и подрядчик актируют факты наступления гарантийных обязательств с указанием объемов преждевременного износа или разрушения разметки, объема разметки, не соответствующей параметрам ГОСТа.
В соответствии с пунктом 7.5.5 контракта в случае отсутствия уполномоченного представителя подрядчика для составления акта или отказа от подписания акта, данный акт составляется заказчиком совместно с сотрудниками Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УГИБДД). Акт направляется подрядчику по адресу, указанному в контракте, и считается обязательным для исполнения подрядчиком. В случае несогласия с актом подрядчик обязан в 3-дневный срок письменно заявить об этом заказчику, в противном случае акт считается принятым без замечаний.
Письмами от 28.11.2013 N 01-12123, от 26.02.2014 N 01-1823, от 06.03.2014 N 01-2439 (том дела 1, листы 32-40), полученными Обществом, до подрядчика доведены графики работы комиссии по эксплуатационному контролю дорожной разметки в 2013 и 2014 годах и предложено обеспечить участие представителей ответчика в работе указанной комиссии.
Принимая во внимание факт получения указанных графиков и сопроводительных писем к ним с просьбой обеспечить явку представителя при осуществлении контроля, суд кассационной инстанции считает надлежащим извещение ответчика о предстоящих мероприятиях контроля.
Поскольку Общество от участия в проверках уклонилось, комиссионное обследование было проведено Учреждением с участием сотрудников УГИБДД, которые подтвердили обоснованность зафиксированных в актах сведений о том, что процент износа произведенной подрядчиком дорожной разметки превышает допустимые нормы. Соответствующие акты эксплуатационного контроля направлены Обществу.
Признавая акты от 26.03.2014 и от 05.05.2014 ненадлежащими доказательствами по делу, суды исходили из того, что в актах отсутствуют ссылки на произведение замеров износа дорожной разметки с использованием технических средств в соответствии с методами, установленными в распоряжении Министерства транспорта Российской Федерации от 19.11.2003 N ОС-1017-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Определение износа горизонтальной дорожной разметки по площади" (далее - Рекомендации).
Вместе с тем, судами не учтено, что контрактом не предусмотрена определенная форма составления акта, не указано, с помощью каких именно методов должно производится измерение износа дорожной разметки, ссылки на необходимость применения указанных выше Рекомендаций отсутствуют.
Акты эксплуатационного контроля содержат как процент износа дорожной разметки, так и объем износа дорожной разметки, который определен в квадратных метрах. В указанных актах имеется запись о том, что выявленным износом считается истирание линий дорожной разметки по площади, либо разрушение разметки, сколы разметки, не обеспечивающие должного восприятия разметки участниками дорожного движения, а также участки дорожной разметки, на которых согласно требованиям ГОСТ не обеспечена должным образом функциональная долговечность дорожной разметки.
Согласно представленному в материалы дела акту эксплуатационного контроля от 26.03.2014 степень износа поперечной дорожной разметки на Московском проспекте составляет 85% от объема нанесенной продольной разметки, то есть 5077,9 кв.м и 90% поперечной - 3443,2 кв.м. (том дела 1, лист 43).
Ссылаясь на отсутствие возможности достоверно установить протяженность контрольного участка и как следствие несоответствие контрольных замеров требования ГОСТ, суды не учли указанную информацию, а также письменные пояснения истца от 18.12.2014 N 02-2-14 (том дела 1, листы 102-103). Между тем из данных пояснений следует, что Учреждение при проверке проводило замеры в соответствии с требованиями ГОСТ, а именно указание на 12,5 погонных метров отсутствующей разметки и предполагает 25% от контрольного участка в 50 погонных метров.
Принимая во внимание изложенное, указание судов на отсутствие информации о протяженности контрольного участка и, как следствие, невозможности соотнести выводы, изложенные в актах эксплуатационного контроля, с требованиями ГОСТ, сделаны в отсутствие оценки всей совокупности представленных в материалы дела доказательств.
Не соответствует материалам дела и вывод судов об отсутствии информации о проценте износа.
Согласно положениям статей 9, 65, 67, 68, 71 АПК РФ оценке подлежат все имеющиеся в деле доказательства, входящие в предмет доказывания по данному делу.
Уклонившись от оценки представленных Учреждением доказательств, суды указали, что поскольку акты эксплуатационного контроля не содержат информации о протяженности контрольных участков, данное обстоятельство исключает возможность проверить указанные в нем объемы износа и произведенный на их основе расчет стоимости восстановления дорожной разметки.
Вместе с тем, из представленных документов следует, что контрольный участок - 12,5 погонных метров, объем износа составил 85% от объема нанесенной разметки, то есть 5077,9 кв.м, что свидетельствует о превышении допустимых норм, предусмотренных пунктом 7.4 контракта и ГОСТ.
Аналогичные выводы содержат и акты эксплуатационного контроля. При этом достоверность изложенных в них данных ответчиком в установленном порядке не опровергнута, акты составлены при участии сотрудников ГИБДД, подписаны ими без возражений, что также свидетельствует о достоверности информации, изложенной в них.
Вместе с тем в соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как усматривается из материалов дела, Общество факт наличия повреждений дорожной разметки не оспаривало, однако от представления собственного расчета, а также обмеров спорных участков дороги уклонилось, сославшись лишь на несоответствие актов требованиям Рекомендаций, а также на отсутствие конкретных данных, указывающих на нарушение требований, предъявляемых к ее функциональной долговечности.
Таким образом, возражения Общества не могут быть признаны мотивированными.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что, ссылаясь на проведение Учреждением контрольных обследований с нарушением положений Рекомендаций, ни суды, ни Общество не приняли во внимание пункт 4.9 Рекомендаций, согласно которому указанные методики применяются в случае наличия видимых следов разметки. Именно "остатки" разметки следует измерять на соответствие требованиям ГОСТ указанными методами. Однако из представленных Учреждением доказательств следует, что дорожная разметка на части спорных участков была утрачена, что и отразил истец в актах эксплуатационного контроля.
Отказывая в удовлетворении иска, суды указали на отсутствие доказательств, подтверждающих факт нарушения требований, предъявляемых к функциональной долговечности разметки и являющихся основанием для наступления ответственности подрядчика, при этом не устранив противоречия связанные с наличием доказательств, подтверждающих обратное.
Вместе с тем данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из данных правомочий, суд кассационной инстанции считает принятые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, при необходимости - предложить сторонам представить дополнительные доказательства, с учетом приведенных сторонами доводов и возражений определить круг вопросов, подлежащих разрешению в данном споре в соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ, по результатам рассмотрения дела вынести законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права, а также распределить судебные расходы сторон, в том числе за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по делу N А56-69577/2014 отменить.
Дело N А56-69577/2014 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.