26 августа 2015 г. |
Дело N А56-78165/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Антей" Малтыза И.Н. (доверенность от 31.10.2014), от правительства Санкт-Петербурга Татариновой Н.Ю. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/28), Краснобаева Е.И. (доверенность от 09.04.2015 N 07-125/292), от Комитета по строительству Краснобаева Е.И. (доверенность от 12.01.2015 N 30/15),
рассмотрев 19.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Антей" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2015 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Тимухина И.А.) по делу N А56-78165/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Антей", место нахождения: 189510, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Петербургская ул., д. 2/10, ОГРН 1037841002330, ИНН 7823002790 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет), по возврату заявления от 26.09.2014 N 14-20392/14-0-0 о подготовке проекта постановления правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка площадью 2619 кв.м с кадастровым номером 78:40:20548:8, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Рубакина, участок 1 (восточнее дома N 11 лит. А по ул. Рубакина) для строительства объекта розничной торговли (торгово-развлекательного комплекса); об обязании правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, ОГРН 1027809257178, ИНН 7830002078 (далее - Правительство), устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предоставлении Обществу названного земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство и Комитет.
Решением от 29.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.05.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, заявление удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, из писем Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 27.07.2012 N 2-9549-1, от 07.08.2014 N 2-8479-1, от 27.08.2014 N 2-10476-1 не следует, что КГИОП возражает против проведения на спорном участке строительных работ, направленных на регенерацию историко-культурной среды; суды не дали оценку выводам, содержащимся в заключении историко-культурной экспертизы участка, выполненной обществом с ограниченной ответственностью "Студия архитектуры и дизайна профессора Горюнова "Арт Деко" и утвержденной 29.10.2010 КГИОП; Общество в процессе проведения проектно-изыскательских работ получило все необходимые согласования; установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации срок не является пресекательным; возврат Комитетом документов препятствует Обществу завершить процедуру предварительного согласования размещения объекта.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Комитет просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Правительства и Комитета против ее удовлетворения возражали.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения изыскательских работ распоряжением Комитета от 15.07.2011 N 204 утвержден акт о выборе земельного участка площадью 2619 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Рубакина, участок 1 (восточнее дома N 11 лит. А по ул. Рубакина), для строительства.
Земельный участок площадью 2619 кв.м с кадастровым номером 78:40:20548:8 и разрешенным использованием - для размещения объектов торговли, 07.02.2012 поставлен на кадастровый учет.
Общество 25.10.2012 обратилось в Комитет с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении названного земельного участка для строительства.
Комитет письмом от 26.10.2012 N 20691/12 возвратил Обществу комплект документов, указав, что предоставление земельного участка без определения вида его разрешенного использования, без учета требований градостроительного регламента, невозможно. Комитет также обратил внимание на то, что в границах испрашиваемого земельного участка расположено здание с кадастровым номером 78:20548:0:9, которое является собственностью Санкт-Петербурга и предоставлено в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Петродворцовое оптово-розничное объединение" на основании договора аренды от 07.03.2008 N 23-А000323.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2013 по делу N А56-79314/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Комитета, оформленного письмом от 26.10.2012 N 20691/12, в подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства. В рамках названного дела установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне (ОЗ 3-1) Петродворцового района Санкт-Петербурга; решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011, признаны недействующими и не подлежащими применению отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части установления градостроительных регламентов, в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия.
Общество 10.07.2014 повторно обратилось в Комитет с заявлением N 14-13969/14-0-0 о подготовке проекта постановления Правительства, однако, письмом Комитета от 11.07.2014 N 9948/14 представленные документы были возвращены Обществу по тем же основаниям. В письме дополнительно указано о нецелесообразности реализации инвестиционного проекта; срок действия акта о выборе земельного участка для строительства истекает 15.07.2014.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2014 N 417-65 "О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" утверждены градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (приложение N 3 к Закону Санкт-Петербурга от 24.12.2008 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга").
Общество 26.09.2014 обратилось в Комитет с заявлением N 14-20392/14-0-0 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении названного земельного участка для строительства.
Комитет письмом от 15.10.2014 N 14-20392/14 возвратил Обществу представленный комплект документов, сославшись на истечение срока действия акта о выборе земельного участка для строительства.
Общество, считая, что действия Комитета по возврату документов являются незаконными и нарушают его права, а невозможность обращения в пределах срока действия акта о выборе земельного участка для строительства обусловлена независящими от Общества обстоятельствами, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Процедура предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ, проектирования и строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 30, 31), Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813) в редакции, действовавшей в период оспариваемых действий.
В силу статьи 3 Закона N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3.1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 указанной статьи, согласно которой основанием для отклонения предложения является в том числе несоответствие его требованиям, установленным данным Законом.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу, требованиям действующего законодательства и Положения N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях.
Судами установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен объект недвижимости, прошедший кадастровый учет и находящийся в собственности Санкт-Петербурга, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.08.2014 N 05/010/2014-3140; судьба названного объекта его собственником не определена; данное здание в силу требований режима зоны охраны объектов культурного наследия, в которой расположен земельный участок, не подлежит сносу, в отношении него в установленном порядке могут быть проведены работы по реконструкции.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что удовлетворение требования об обязании Правительства предоставить земельный участок для строительства без решения вопроса о судьбе расположенного на нем здания противоречит закрепленному в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов.
Апелляционный суд обоснованно отклонил ссылку Общества на письма Комитета по управлению городским имуществом от 23.06.2010 N 16397-32 и от 03.06.2011 N 13863-32 в обоснование намерения последнего принять решение о сносе названного объекта.
Порядок принятия решений о сносе объектов недвижимости при осуществлении инвестиционной деятельности установлен пунктом 6-1 статьи 3 Закона N 282-43, в силу которого в случае наличия на земельном участке находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга объектов капитального строительства, уничтожение которых является необходимым для создания результата инвестирования, Правительством принимается решение об уничтожении указанных объектов капитального строительства, за исключением объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия), многоквартирных домов, а также объектов капитального строительства, обремененных вещными правами.
При условии подтверждения инвестором необходимости сноса объектов такое решение может быть принято Комитетом по управлению городским имуществом в порядке, установленном пунктом 3.18 Положения N 1813. Порядок принятия соответствующего решения определен распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства от 05.09.2011 N 131-р "О порядке взаимодействия структурных подразделений Комитета по управлению городским имуществом при принятии решений об уничтожении объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и препятствующих реализации инвестиционного проекта".
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия собственником находящегося на земельном участке объекта недвижимости решения о его уничтожении.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии у Правительства оснований для принятия решения о предоставлении Обществу испрашиваемого участка для строительства.
Ссылка Общества на письма КГИОП от 27.07.2012 N 2-9549-1, от 07.08.2014 N 2-8479-1, от 27.08.2014 N 2-10476-1 и на заключение историко-культурной экспертизы участка, не может служить основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку не влияет на правильность выводов судов по существу спора.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу N А56-78165/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Антей" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Антей", место нахождения: 198510, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Петербургская ул., д. 2/10, ОГРН 1037841002330, ИНН 7823002790, из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной по платежному поручению от 10.06.2015 N 25 государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.