Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Минздравмедпрома РФ
от 18 марта 1996 г. N 95
Инструкция
по заполнению медико-социального заключения на ребенка-инвалида
(ф. 080/у-96)
Настоящая инструкция обязательна для лечебно-профилактических учреждений всех министерств и ведомств.
Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида заполняется врачами-специалистами врачебно-консультативной комиссии федерального или муниципального лечебно-профилактического учреждения по месту постоянного проживания ребенка.
Республиканские, краевые, областные, центральные районные и др. больницы, в том числе детские; специализированные больницы и отделения (ортопедо-хирургические, восстановительного лечения, неврологические, психиатрические, туберкулезные, пульмонологические, офтальмологические и др.), консультативно-диагностические и др. центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление инвалидности ребенку. Эта рекомендация фиксируется в "Истории развития ребенка" (ф. N 112/у) и в "Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного (ф. N 027/у). Последняя направляется в лечебно-профилактическое учреждение по месту постоянного проживания ребенка, где врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии учитывают эту рекомендацию при оформлении медико-социального заключения на ребенка-инвалида.
Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида заполняется в соответствии с адаптированным вариантом "Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности" (ВОЗ Женева, 1989 г.).
Основой для выдачи Медико-социального заключения на ребенка-инвалида является наличие у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающие в результате этого ограничения его жизнедеятельности, которые соответствуют перечню Медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом (Приказ Минздрава России от 04.07.94 г. N 117 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет").
К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
При этом учитываются характер и прогноз течения основного заболевания, последствия которого явились причиной инвалидности ребенка, характер и степень тяжести ограничений жизнедеятельности, свойственные возрасту ребенка, состояния компенсаторных механизмов, направленных на восстановление нарушенных функций, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах медико-социальной помощи.
Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр Заключения остается в выдавшем учреждении, второй экземпляр заверяется круглой печатью и в трех-дневный срок направляется в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка. При этом оповещаются родители или опекун, что медико-социальное заключение на их ребенка-инвалида направлено в соответствующий отдел социальной защиты населения для назначения социальной пенсии по инвалидности.
При заполнении медико-социального заключения на ребенка-инвалида обводится кружком "1", если заключение выдается впервые, и обводится "2" при переосвидетельствовании.
Пункт 1 Фамилия, имя, отчество ребенка - заполняются полностью.
Например, Иванов Сергей Петрович.
Пункт 2 Дата рождения ребенка заполняется полностью.
Например, число - 5, месяц - апрель, год - 1993.
Пункт 3 "Пол ребенка" - обводится кружком соответствующая цифра. В случае гермафродитизма обводятся кружком обе цифры "1" и "2".
Пункт 4 "Ребенок постоянно проживает" - если в семье, обводится кружком "1", в учреждении системы Минздравмедпрома России - обводится кружком "2", в учреждении системы Минобразования России - обводится кружком "3", если ребенок проживает в учреждении системы Минсоцзащиты России, то кружком обводится - "4".
Пункт 5 Фамилия, имя, отчество матери или отца, или опекуна записывается полностью.
Например, Сергеева Вера Николаевна.
В случае отсутствия матери, отца и опекуна, вписывается фамилия, имя, отчество руководителя учреждения, где постоянно проживает ребенок.
Пункт 6 "Адрес постоянного проживания ребенка" - заполняется полностью.
Республика (край, область) - нужное подчеркнуть и вписать полное название.
Город (село) - нужное подчеркнуть и вписать полное название.
Улица, проспект, проезд - вписать полное название.
Дом, корпус и квартира обозначаются следующим образом: дом 3, кор. 2, кв. 7 или дом 4, кор. А, кв. 2.
Пункт 7 "Диагноз" заполняется по подпунктам:
подпункт 7.1. "Диагноз основного заболевания", - заполняется в соответствии с действующей Международной Классификацией болезней (МКБ-9). Основное заболевание или травма, последствия которых (нарушения или ограничения жизнедеятельности) привели к инвалидности ребенка.
См. Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-Х)
подпункт 7.2. "Осложнения" - указываются те осложнения, которые привели к инвалидности или усугубляют состояние;
подпункт 7.3. "Сопутствующие заболевания" - указываются те заболевания, которые утяжеляют состояние ребенка.
Например: Диагноз основного заболевания - Детский церебральный паралич (спастическая тетраплегия) вследствие асфиксии в родах.
Осложнения: Задержка психо-речевого развития.
Сопутствующие заболевания: Микрофтальм, колобома.
Пункт 8 "Нарушения в состоянии здоровья" - заполняется в соответствии с "Номенклатурой нарушений" (II раздел Международного руководства по оценке последствий болезни. ВОЗ Женева, 1989).
Нарушение - это любая потеря или аномалия психической, физиологической или анатомической структуры и функции.
В понятие "нарушения" входят наличие или появление аномалии, дефект или потеря конечности, органа, ткани или других частей тела, дефект в функционировании системы или механизма тела, включающего систему умственной деятельности.
Подпункт 8.1. "Умственные" нарушения - указать какие. Это могут быть: умственная отсталость легкой, средней, тяжелой степени, глубокая умственная отсталость. Другие нарушения интеллекта.
Подпункт 8.2. "Другие психологические" нарушения - это могут быть нарушения норм поведения, эмоциональных реакций, восприятия и внимания, сознания.
Подпункт 8.3. "Языковые и речевые" - это могут быть нарушения письменного и устного языка, обучения устному и письменному языку, нарушения голоса, артикуляции, ведущие к тяжелому ограничению коммуникации.
Подпункт 8.4. "Слуховые и вестибулярные" - могут включать нарушения развития слуха и потери слуха, нарушения мозжечковой функции и равновесия, шум в ушах.
Подпункт 8.5. "Зрительные" - это снижение остроты зрения, нарушения поля зрения, других зрительных функций.
Подпункт 8.6. "Висцеральные и метаболические расстройства питания" - это нарушения функции и аномалии кардиореспираторной, пищеварительной систем, печени, мочеполовой системы, нарушения крови и иммунной системы, метаболической и ферментной функции.
Подпункт 8.7. "Двигательные" - двигательные нарушения головы, туловища, конечностей. Учитываются отсутствие, нарушения произвольной подвижности, мышечной силы конечностей.
Подпункт 8.8. "Уродующие" - это уродующие нарушения лица, головы, туловища, наружных половых органов, нарушения, возникающие вследствие заболеваний кожи и подкожной клетчатки, аномальные отверстия пищеварительного тракта.
Подпункт 8.9. "Общие и генерализованные" - нарушения, связанные с причинами общего характера (общие нарушения). Включают изменения размеров, массы тела, нарушения чувствительности, хроническую боль, чрезмерную подверженность травмам, чрезмерную чувствительность к токсическим и медицинским веществам, другие генерализованные нарушения различного происхождения.
При наличии множественных нарушений следует выделить основное и подчеркнуть один или несколько подпунктов пункта 8.
Пункт 9 "Ограничения жизнедеятельности" - заполняется в соответствии с Номенклатурой ограничений жизнедеятельности (III раздел Международного руководства по оценке последствий болезни. ВОЗ Женева, 1989 г.).
Ограничение жизнедеятельности - это любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для ребенка данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограничение жизнедеятельности относится к сложным или интегрированным видам деятельности, обычным для организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение; оно является объективизацией нарушения и в этом качестве отражает расстройство на уровне личности. Это понятие характеризуется чрезмерностью и недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, что может быть временным или постоянным, обратимым или необратимым, а также прогрессирующим или регрессивным. Ограничение жизнедеятельности может возникать как прямое следствие нарушения или как реакция ребенка, особенно психологическая, на физическое, сенсорное или другое нарушение.
Подпункт 9.1. "Адекватно вести себя" - включает снижение способности осознания, т.е. неадекватная интерпретация и реакция на внешние события. Снижение способности ориентироваться во времени и пространстве (память), снижение способности к приобретению знаний.
Подпункт 9.2. "Общаться с окружающими" - включает снижение способности понимать речь, разговаривать (говорить), слушать (слышать), видеть.
Подпункт 9.3. "Совершать движения" - включает снижение способности ходить, преодолевать препятствия, перемещаться (вставать, ложиться, садиться, менять положение в постели), вставать на колени или низко нагибаться, поддерживать позу.
Подпункт 9.4. "Действовать руками" - включает снижение способности ощупывать, захватывать и удерживать предмет.
Подпункт 9.5. "Владеть телом" - включает снижение способности пользоваться транспортом, регулировать окружающую среду (закрывать двери, окна, засовы и замки; пользоваться спичками, кранами, домашними приборами и т.д.).
Подпункт 9.6. "Ухаживать за собой" - включает снижение способности контролировать физиологические отправления, соблюдать личную гигиену (в т.ч. одеваться), принимать пищу.
При наличии множественных ограничений жизнедеятельности следует выделить основное и подчеркнуть один или несколько подпунктов пункта 9.
В отношении каждого имеющегося ограничения жизнедеятельности необходимо определить степень его тяжести в соответствии со следующей шкалой:
I - легкая степень включает незначительные ограничения и трудности в деятельности или деятельность при помощи вспомогательных средств (очки, слуховой аппарат и т.п.).
II - умеренная степень включает значительные ограничения и трудности в деятельности или деятельность при помощи других лиц (зависимая деятельность).
III - тяжелая степень включает нарастающую или полную неспособность выполнять определенные действия, постоянную зависимость от вспомогательных устройств или возможность существовать только в специально приспособленном окружении.
При оценке всех аспектов ограничений жизненных функций, имеющихся у ребенка, не учитываются ограничения деятельности, связанные с возрастными возможностями ребенка.
Пункт 10 "Оце
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.