Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
15 декабря 2016 г. |
Дело N А56-8931/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Ракчеевой М.А., Рудницкого Г.М.
при участии от Местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Васильевой Е.В. (доверенность от 04.10.2016), Окуловой Н.Л. (доверенность от 08.11.2016),
рассмотрев 08.12.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2016 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А56-8931/2016,
установил:
Местная Администрация муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (место нахождения: 188505, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, п. Аннино, ул. Садовая 10, ОГРН 1024702184253, ИНН 4720008040; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в уведомлении от 07.12.2015 N 47/021/043/2015-875 решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624; далее - Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 17 278 кв.м с кадастровым номером 47:14:0502016:3, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Аннинское сельское поселение, поселок Аннино, ул. 10-й Пятилетки, за домом 8, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов блокировочного и секционного типа не выше 4-х этажей.
Решением суда первой инстанции от 29.04.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.08.2016 в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя.
Как указывает податель жалобы, акт органа местного самоуправления, на основании которого спорный земельный участок был принят в муниципальную собственность, ни кем не оспорен и не признан незаконным. Суды, оценивая данный нормативно-распорядительный акт, не пришли к обратному выводу, чем фактически подтвердили законность такого решения.
Податель жалобы считает, что отказ в государственной регистрации прав муниципального образования на земельный участок, приводит к правовой коллизии, а именно с одной стороны нормативно-правовой акт о принятии земельного участка в муниципальную собственность является правомерным и соответствующим нормам действующего законодательства, а с другой стороны для проведения государственной регистрации данного права на объект недвижимости, по мнению Управления Росреестра, отсутствуют правовые основания.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление Росреестра о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.10.2015 Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на земельный участок площадью 17 278 кв.м с кадастровым номером 47:14:0502016:3, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Аннинское сельское поселение, поселок Аннино, ул. 10-й Пятилетки, за домом 8, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов блокировочного и секционного типа не выше 4-х этажей.
В качестве документа, являющегося основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущества, Администрацией представлено решение Совета депутатов муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 21.10.2015 N 42 "О безвозмездном приеме в собственность муниципального образования Аннинское сельское поселение группы земельных участков" (далее - Решение N 42).
Пунктом 1 решения N 42 утверждено решение о приеме безвозмездно в муниципальную собственность муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Аннинское сельское поселение) земельных участков, указанных в приложении к данному решению. Спорный участок указан в приложении к решению N 42 под номером 2 в соответствующей таблице.
Уведомлением от 06.11.2015 N 47/021/043/2015-875 Управление Росреестра сообщило заявителю о приостановлении регистрационных действий на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Сообщением от 07.12.2015 N 47/021/043/2015-875 Управление Росреестра уведомило Администрацию об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности Аннинского сельского поселения на Участок на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Администрация обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что отказ в регистрации является незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, признав оспариваемый отказ обоснованным и соответствующим закону.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей Администрации, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Государственная регистрация прав производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами по основаниям, перечисленным в статье 17 Закона о регистрации, в том числе на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, которые согласно законодательству Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно абзацу десятому пункта 1 статьи 29 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Основания возникновения прав на землю перечислены в статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации (пункт 1 статьи 25 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
С 01.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в статью 3.3 Закона от 25.10.2001N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Согласно пункту 2 указанной статьи распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно пункту 3 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и Администрацией не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером 47:14:0502016:3 относится к числу земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Из содержания Решения N 42 следует, что Аннинское сельское поселение распорядилось спорным земельным участком, входящим в состав неразграниченных земель, путем принятия его в муниципальную собственность.
Однако действующее законодательство не предусматривает принятие участка в муниципальную собственность в качестве способа распоряжения земельным участком, собственность на который не разграничена.
Муниципальные органы, принимая решение о приеме в муниципальную собственность сельского поселения спорного участка, исходили из того, что в связи с передачей с 01.03.2015 органам местного самоуправления поселений полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, фактически было произведено разграничение прав собственности, в частности к собственности муниципальных образований поселений были отнесены земельные участки, расположенные на территории этих поселений, при наличии утвержденных Правил землепользования и застройки сельского поселения. По мнению Администрации, указанные обстоятельства в силу положений статьи 19 ЗК РФ являются основанием возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Вместе с тем, указанные доводы являются ошибочными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, делегированное (предоставленное) органам местного самоуправления положениями Закона N 137-ФЗ, нетождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у муниципального образования.
Так, пунктом 4 статьи 2 Закона N 137-ФЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, предусмотренный статьей 3.3 Закона N 137-ФЗ порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.
Более того, с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ абзац третий пункта 2 статьи 3.3 излагается в новой редакции, согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, то есть муниципальные органы поселений утрачивают полномочия по распоряжению землей.
Суды обоснованно исходили из того, что нормами действующего законодательства не предусмотрено указанное Администрацией основание приобретения муниципальным образованием в муниципальную собственность земельных участков из состава земель, государственная собственностью на которые не разграничена.
Поскольку представленное заявителем в регистрирующий орган Решение N 42 не является документом, подтверждающим возникновение права собственности Аннинского сельского поселения на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0502016:3, а иных документов, свидетельствующих о наличии такого права, Администрацией представлено не было, то оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на данный участок у Управления Росреестра не имелось.
При этом в соответствии со статьей 30.1 Закона о регистрации, пунктом 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется лишь в случае, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не противоречит статье 20 Закона о регистрации, является законным и не нарушает права и законные интересы Администрации, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, исследованным в полном объеме судами первой и апелляционной инстанций, и фактически являются выражением несогласия с установленными судами обстоятельствами, сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 по делу N А56-8931/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.