14 сентября 2015 г. |
Дело N А66-19281/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
рассмотрев 08.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тверской таможни на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.02.2015 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А66-19281/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коника Минолта Медикал Системс Раша", место нахождения: 115230, город Москва, Варшавское шоссе, дом 47, корпус 4, ОГРН 1067746594013, ИНН 7705731348 (далее - Общество, ООО "Коника Минолта Медикал Системс Раша") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Тверской таможни, место нахождения: 170043, город Тверь, Октябрьский проспект, дом 56, ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662 (далее - Таможня, таможенный орган), выразившихся в принятии решения от 20.10.2014 о выпуске системы компьютерной радиографии REGIUS 110 HQ с принадлежностями (товар N 2) и аппаратов цифровой радиографии AERODR SYSTEM с принадлежностями (товар N 4) по декларации на товар (далее - ДТ) N 10115040/201014/0003325 с оплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также о возложении на Таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата Обществу излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в размере 1 949 456,14 руб.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 18.02.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ее податель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 18.02.2015 и постановление от 05.06.2015, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы подателя жалобы по сути сводятся к различию понятий "медицинские изделия" и "медицинская техника" и поскольку, по мнению подателя жалобы, ввезенные декларантом товары являются "медицинскими изделиями", то при их декларировании таможенным органом правомерно начислен НДС по ставке 18%.
Общество в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит обжалуемые решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Обществом и Таможней заявлены ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия своих представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 20.10.2014 Обществом в Тверскую таможню представлена ДТ N 10115040/201014/0003325 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара, в том числе систем компьютерной радиографии REGIUS 110 HQ с принадлежностями (товар N 2) и аппаратов цифровой радиографии AeroDR SYSTEM с принадлежностями (товар N 4).
При таможенном декларировании товара Обществом предъявлены в необходимом пакете документов соответствующие регистрационные удостоверения, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России, в частности на товар N 2 - от 16.07.2013 N ФСЗ 2010/06650, на товар N 4 - от 04.07.2013 N ФСЗ 2012/11884 (в соответствии с положениями пункта 3.3 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций, утвержденной Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 указанные документы в распечатанном виде не были приобщены судом к материалам дела и размещены на информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" в электронном виде).
В каждом из названных регистрационных удостоверений код Общероссийского классификатора продукции (далее - ОКП) на товар указан 94 5230.
В связи с этим Общество при таможенном оформлении посчитало, что ввозимый товар освобождается от уплаты НДС.
Таможня, придя к выводу, что Обществом ввезены "медицинские изделия", а не важнейшая жизненно необходимая "медицинская техника" направила заявителю соответствующее требование, указав, что в отношении ввезенного товара необходимо обеспечить уплату НДС в размере 18%, что составляет 1 949 456,14 руб.
В целях обеспечения выпуска спорного товара на территорию Таможенного союза Общество уплатило указанную сумму НДС (платежное поручение от 16.10.2014 N 947).
Вместе с тем, полагая, что действия таможенного органа по выпуску товаров с уплатой НДС в размере 18% незаконны, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции установил, что ввезенный Обществом товар не подлежит обложению НДС, признал оспариваемые действия Таможни незаконными и обязал ее устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченной суммы налога.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
В силу пункта 1 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, относится к таможенным платежам (подпункт 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС).
При этом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 и подпункту 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден "Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - Перечень).
В примечании N 1 к названному Перечню указано, что к медицинской технике, подлежащей освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость, относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
В силу пункта 1 статьи 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно пункту 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
При этом суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, при ввозе в Российскую Федерацию как до 1 января 2014 года, так и после этой даты важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы в установленном порядке регистрационные удостоверения на изделия медицинской техники или медицинские изделия с указанием кодов Общероссийского классификатора продукции (ОКП), предусмотренных Перечнем, применяется освобождение от НДС.
Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Российской Федерации (письмо от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23) и Министерства финансов Российской Федерации (письмо от 06.03.2002 N 04-03-05/10), принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от НДС.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что ввезенная заявителем медицинская продукция относится к группе 94 5230 названного классификатора - "оборудование рентгенологическое, радиологическое и травматологическое".
Сведения, отраженные в представленных Обществом декларациях о соответствии, регистрационных удостоверениях и сертификате соответствия, таможенным органом не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статьей 65 и 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законным и обоснованным выводам о том, что ввезенные Обществом товары являются товарами, которые в соответствии с Перечнем освобождаются от налогообложения, в связи с чем оспариваемые действия Таможни правомерно признаны незаконными как несоответствующие вышеприведенным нормативным положениям.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.02.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015 по делу N А66-19281/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Тверской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.