Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Методические рекомендации
по определению затрат на лечение одного больного
в отделениях больничных учреждений*
(1991 год)
Разработчик: зам. начальника управления
здравоохранения Самарского
облисполкома Шевский В.И.
1. Общие положения.
2. Расчет затрат на лечение и содержание одного больного в день.
3. Заключение.
1. Общие положения.
Настоящие рекомендации предназначены для оказания помощи органам здравоохранения в определении затрат на лечение больного в различного профиля отделениях больничных учреждений той или иной территории и составлении прейскурантов для обеспечения взаиморасчетов лечебно-профилактических учреждений при переходе их на работу в условиях внутрисистемного хозрасчета.
При разработке методики во внимание были приняты:
- ограниченность ресурсов на оказание медицинской помощи;
- необходимость формирования цены таким образом, чтобы учреждения с низким уровнем организации работы вынуждены были искать пути мобилизации своих резервов, а интенсивно работающие учреждения сразу почувствовали свое преимущество, сложившееся в периоде, предшествующем введению новых условий хозяйствования;
- отсутствие в учреждениях здравоохранения готовой достаточно дифференцированной статистической и бухгалтерской информации, необходимой для должного анализа затрат на лечение;
- относительно высокий уровень нормирования затрат на содержание различного профиля отделений больничных учреждений и использование до настоящего времени (и в ближайшем будущем) имеющихся расчетных норм для формирования общей суммы бюджетных ассигнований на содержание учреждений здравоохранения.
В основу расчета затрат на одну госпитализацию положено два основных ценообразующих показателя:
- средняя длительность пребывания больного в стационаре;
- стоимость лечения и содержания одного больного в день в отделении соответствующего профиля.
2. Расчет затрат на лечение и содержание одного больного в день.
2.1. Затраты на лечение и содержание одного больного в день складываются из следующих составляющих:
2.1.1. Заработная плата персонала, в том числе:
2.1.1.1. Сумма должностных окладов медицинского персонала;
2.1.1.2. Сумма должностных окладов административно-хозяйственного персонала;
2.1.1.3. Сумма дополнительного фонда зарплаты на различного рода повышения, доплаты и надбавки.
2.1.2. Государственное социальное страхование работников (начисления на заработную плату).
2.1.3. Хозяйственно-операционные расходы.
2.1.4. Приобретение медикаментов и перевязочных средств.
2.1.5. Питание больных.
2.1.6. Приобретение мягкого инвентаря, обуви и спец. одежды.
2.1.7. Приобретение оборудования и инвентаря.
2.1.8. Капитальный ремонт зданий и сооружений.
2.2. Расчет затрат фонда заработной платы.
С учетом большого числа факторов, влияющих на затраты по заработной плате, отсутствия дифференцированных отчетных данных в разрезе профильных отделений, имеющихся на территории, зачастую неоправданных различий фактических расходов в различных учреждениях, оказывающих аналогичную медицинскую помощь, предлагается расчетный метод, заключающийся в следующем:
2.2.1. С использованием рекомендованных Минздравом СССР штатных нормативов составляется штатное расписание медицинского персонала условной 500-коечной больницы соответствующего профиля. (Подобная мощность выбрана потому, что для менее мощных стационаров указанными нормативами предусмотрены не все виды должностей).
2.2.2. По каждой должности определяется схемный месячный должностной оклад, исходя из средней стажевой группы (10 - 15), и его повышение, связанное с особыми условиями работы в отделениях данного профиля (например, инфекционном), затем эти оклады суммируются.
2.2.3. Аналогичным образом составляется штатное расписание и определяется сумма должностных окладов административно-хозяйственного персонала условной 500-коечной больницы. При этом такие показатели, как площади, кубатура и т.п., необходимые для расчета должностей хозяйственного персонала, берутся из технической документации. Сумма должностных окладов административно-хозяйственного персонала принимается одинаковой для всех профилей.
2.2.4. Общая сумма месячных должностных окладов медицинского и административно-хозяйственного персонала умножается на 12 месяцев. Таким образом, получается годовой фонд заработной платы условной больницы, необходимой для выплаты должностных окладов.
2.2.5. Для каждой условной больницы соответствующего профиля определяется число дней работы койки в году с учетом простоя, связанного с санитарной обработкой.
Остальные уважительные причины простоя койки (ремонт и т.п.) в расчет могут не приниматься, поскольку продолжительность простоя, связанная с ними, практически одинакова для всех профилей.
Простой койки, связанный с санитарной обработкой, равен произведению продолжительности обработки в днях и оборота койки данного профиля.
2.2.6. Исходя из данных отчета формы 90-обл по данной территории на базисный год для каждого профиля определяется сложившаяся средняя длительность пребывания больного на койке путем деления числа дней, проведенных больными, на сумму выписанных и умерших больных.
2.2.7. Длительность санитарной обработки для коек основной массы профилей принимается равной одному дню, для инфекционных, туберкулезных, гнойной хирургии - 2 дням, для акушерских и педиатрических для недоношенных детей - 3 дням, для производства абортов - 0,5 дня.
2.2.8. Оборот койки получается путем деления числа календарных дней в году на среднюю длительность пребывания больного на койке (п. 2.2.6.), увеличенную на продолжительность санитарной обработки койки соответствующего профиля.
2.2.9. Разница между числом календарных дней в году (365) и продолжительностью простоя койки составляет среднее число дней работы койки в году.
2.2.10. Определяется количество дней работы всех коек условной больницы данного профиля путем умножения среднего числа дней работы койки в году (п. 2.2.5.) на ее мощность (500 коек).
2.2.11. Путем деления фонда заработной платы условной больницы (п.2.2.4.) на число дней работы всех ее коек (п. 2.2.10) получаем затраты фонда зарплаты (в части выплат должностных окладов) на 1 больного в день, а умножив их на среднее время пребывания больного на койке (п. 2.2.6.) соответствующие затраты на одну госпитализацию (одного пролеченного больного).
2.2.12. Полученный в п. 2.2.11. результат корректируется с учетом дополнительных (сверх должностных окладов) выплат (повышения, доплаты, надбавки и т.п.), с одной стороны, и, как правило, неполной обеспеченностью реальной сети стационаров нормативной численностью персонала:
2.2.12.1. Составляется таблица (приложение N 1.1), в горизонтальных строках которой перечисляются отделения всех видов профилей, имеющихся в стационарах данной территории. По каждому профилю указывается:
- число больных, выписанных и умерших, по данным отчета территории на базисный год по ф. 90-обл;
- затраты на выплату должностных окладов на 1 госпитализацию, полученные в соответствии с п. 2.2.11.
Сумма произведений указанных величин по всем строкам таблицы отражает фонд зарплаты на выплату должностных окладов, необходимый для всех больных базисного года.
2.2.12.2. Справочный коэффициент для учета дополнительных факторов, влияющих на затраты по заработной плате (п. 2.2.12.), получается путем деления суммы фонда заработной платы, запланированного для стационаров территории на первый год работы в условиях внутрисистемного хозрасчета (приложение N 1.2), на результат, полученный в п. 2.2.12.1.
Полученный коэффициент принимается условно одинаковым для всех профилей отделений. Путем умножения на него суммы затрат на выплату должностных окладов на 1 больного в день получаются окончательные затраты на заработную плату в отделениях каждого профиля.
2.3. Начисления на заработную плату принимаются в соответствии с действующим тарифом для профсоюза медицинских работников.
2.4. Хозяйственно-операционные расходы на 1 больного в день определяются путем деления средних сложившихся затрат на одну койку в год в целом по стационарам (по данным финансового отчета за базисный год) на среднее число дней работы койки в году (п. 2.2.6.).
2.5. Расходы на питание одного больного в день принимаются на уровне расчетных правительственных норм.
2.6. Расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств принимаются на уровне расчетных правительственных норм.
2.7. Расходы на мягкий инвентарь, обувь и спецодежду определяются путем деления величины правительственной нормы на среднее число дней работы койки в году (п. 2.2.6.).
2.8. Расходы на приобретение оборудования и инвентаря взамен выбывшего определяются исходя из стоимости наличного оборудования и нормативных сроков его износа в отделении (группе отделений) соответствующего профиля со средним (по данным экспертной оценки) уровнем оснащения.
Полученная сумма делится на мощность отделения (группы отделений), что в результате дает сумму расходов на приобретение оборудования взамен выбывшего в расчете на 1 койку в год. Разделив последний показатель на среднее число дней работы койки в году (п. 2.2.6.), определяем затраты на 1 больного в день. Указанные затраты корректируются при помощи коэффициента, представляющего собой отношение стоимости оборудования клинических и остальных подразделений многопрофильной больницы со средним уровнем оснащения.
2.9. Затраты на капитальный ремонт зданий и сооружений определяются исходя из балансовой стоимости в расчете на 1 койку (по данным финансового отчета за базисный год) и установленных норм амортизации.
Полученная величина делится на среднее число дней работы койки в году (п. 2.2.6.), результат соответствует затратам на капитальный ремонт на 1 больного в день.
3. Расчет затрат на 1 госпитализацию.
Полученные величины всех видов затрат на 1 больного в день (пункты 2.2. - 2.9.) суммируются и умножаются на среднюю длительность пребывания больного на койке (графа 3 приложения N 1.3).
Заключение:
1. Изложенная методика, не претендуя на скрупулезную точность получаемых результатов, позволяет тем не менее, даже вручную, разработать прейскурант лечения в стационарах, с достаточно высокой степенью отражающей затраты больничного учреждения в целом.
Трудоемкость создания прейскуранта для области не более 3 - 4 человеко-месяцев.
2. При наличии на территории стационаров резко отличающихся по состоянию материально-технической базы, оснащенности и другим признакам, они могут быть сгруппированы и по каждой группе затраты определяются в порядке, аналогичном предлагаемому настоящими рекомендациями.
3. Применение компьютерных программ (аналогичных используемой в Куйбышевской области) создает возможность дифференциации необходимой информации, позволяющей быстро, с минимумом усилий и достаточно точно рассчитывать цены по группам медицинских услуг, близким по своим затратам (КСГ), оперативно вносить в них необходимые коррективы при принятии решений об изменении структуры затрат в рамках имеющихся при изменяющихся ресурсных возможностей.
___________________
* МЗ России рекомендует к использованию в случае учета затрат, относимых на себестоимость, описанных в разделе 1 1, п. 3 настоящий методических рекомендаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.