Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Ценообразование в здравоохранении
Разработка Республиканской лаборатории экономических методов управления и компьютерных технологий Министерства здравоохранения РФ (Директор Обаян А.С.) Ростов-на-Дону, 1991
______________________
* Данная методика может быть рекомендована Министерством здравоохранения РФ к использованию в случае, если при расчете себестоимости вместо затрат на мягкий инвентарь, как дается в методике, брать в расчет износ мягкого инвентаря. Данная методика дается с небольшим сокращением.
Оглавление
1. Формирование цен на услуги лечебно-профилактических
учреждений стационарного типа......................
2. Формирование цен на услуги
амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений).
3. Методика расчета цен на услуги отделений и станций
скорой помощи......................................
4. Ценообразование применительно к работе
специализированных медицинских служб...............
5. Программное обеспечение методик ценообразования в
здравоохранении....................................
1. Формирование цен на услуги лечебно-профилактических
учреждений стационарного типа
Методика расчета цены базируется на себестоимости, определяемой как совокупность всех затрат по смете расходов учреждения (за исключением статей 12, 16).
Для более детального анализа составных элементов, участвующих в формировании цены, и наглядности их взаимосвязи приводится структурная схема (см. приложение рис. 1).
Как видно из представленной схемы, общие расходы по стационару в целом подразделяются на основные и накладные расходы.
В свою очередь, каждый из эти двух видов расходов дифференцирован по основным и вспомогательным подразделениям. Причем, детализация расходов раскрывается не только до уровня каждого конкретного отделения, но и до каждой конкретной нозологической единицы в разрезе элементов затрат.
Для полного раскрытия всей структуры перераспределения расходов дадим логическое фомализованное описание по каждому элементу приведенной схемы.
Общие расходы.
Общие расходы представляют собой совокупность всех возможных затрат, которые несет учреждение стационарного типа в ходе своей лечебно-хозяйственной деятельности. Эти расходы подразделяются на основные и накладные. Такое распределение расходов обусловлено необходимостью исчисления внутренних и внешних цен для обеспечения взаиморасчетов как внутри самого учреждения между его подразделениями, так и со сторонними организациями системы здравоохранения.
Основные расходы.
К основным расходам, на базе которых исчисляются внутренние цены на услуги основных и вспомогательных подразделений, относятся:
- расходы по заработной плате медицинского персонала (врачей, среднего и младшего персонала);
- начисления на заработную плату;
- канцелярские и хозяйственные расходы, поддающиеся точному учету по каждому подразделению;
- расходы на питание;
- расходы на медикаменты;
- износ мягкого инвентаря.
Стоимость услуг основного (лечебного) подразделения
Стоимость (или внутренняя цена) услуги основного подразделения (Zуслi) складывается из суммы долей затрат по каждому виду расходов
Zуслi = Дфзп + Д'фзп + Дканц + Дпит + Динв + Дмед (2.1)
Следует иметь в виду, что цена лечения больного по - той нозологии состоит не только из внутренней цены услуг, оказанных в самом лечебном отделении соответствующего профиля, но и внутренней цены услуг вспомогательных (в том числе диагностических) подразделений.
Zлечi(внутр) = Zусл.оснi + SZусл.вспом.j (2.2)
Причем, цена, сформированная исходя из основных расходов, является внутренней ценой и предназначена только для взаиморасчетов между подразделениями в пределах одного лечебного учреждения.
Рассмотрим, как определяется доля затрат в стоимости услуги по каждому виду расходов.
Расходы по заработной плате медицинского персонала.
Расходы по заработной плате подразделения определяются на основе штатного расписания на текущий год (в пределах ассигнований на заработную плату, предусмотренных по плану текущего года) с учетом принятой системы премирования из фонда заработной платы.
Приведен порядок расчета доли затрат по заработной плате в стоимости услуги:
- определяются затраты на один койко-день (Эфзп.). Для этого годовой фонд заработной платы медперсонала отделения (ФЗП) делится на общий фонд времени пребывания больных в отделении стационара (Т)
ФЗП
Эфзп. = --- (2.3)
Т
где Т - общий фонд времени пребывания больных в отделении стационара, исчисленный как сумма произведений количества больных, пролеченных по конкретной нозологии (Чi) на среднюю длительность их пребывания в стационаре (tjp.i).
Т = S Чi х top.i (2.4)
- рассчитывается доля заработной платы в стоимости конкретной нозологической единицы (Дфзп.).
Для этого, затраты на 1 койко-день по данному отделению умножаются на показатель средней длительности лечения по конкретной нозологии:
Дфзп i = Вфзп х top.i (2.5)
Выходной информацией данного этапа расчетов являются показатели доли заработной платы в стоимости в разрезе всей совокупности нозологических единиц по отделениям.
Начисления на заработную плату.
Начисления на заработную плату осуществляются по заранее заданному нормативу, который в настоящее время составляет 38% годовых от общего ФЗП. В дальнейшем этот показатель (Д'фзп) может быть легко модифицирован по мере необходимости.
Канцелярские и хозяйственные расходы.
Данная статья затрат включает в себя расходы на:
- коммунальные услуги;
- содержание транспорта;
- текущий ремонт зданий, оборудования;
- содержание помещений в чистоте;
- аренду зданий;
- стирку белья;
- канцелярские расходы и др.
Исходными данными для проведения расчетов являются ассигнования на канцелярские и хозяйственные расходы, предусмотренные по плану текущего года, скорректированные на отчетные данные предшествующего периода.
Для исчисления внутренней цены услуги используется та часть затрат статьи 3-ей сметы расходов, которая поддается точному учету в рамках отделения (Уканц m).
Для канцелярских и хозяйственных расходов в стоимости i-той услуги основного подразделения определяется по формуле:
Уканц m
Дканцi = ------- х topi (2.6)
Tm
где Tm - общий фонд времени пребывания больных в -том отделении.
Не поддающаяся детальному учету часть канцелярских и хозяйственных расходов переходит в структуру накладных расходов и влияет на формирование внешней цены.
Расходы на питание.
Данная статья затрат наиболее активно подвергается индексации в зависимости от роста цен на продовольственные товары. В предлагаемой методике расчеты осуществляются следующим образом: норматив стоимости питания (Nпит) на одного больного в день перемножается в среднюю длительность пребывания больного в отделении по i-той нозологии.
Дпитi = Nпит х tcpi (2.7)
Расходы на медикаменты.
На данном этапе расчетов широко используются специально сформированные справочники медикаментов. Регулярно по согласованию с аптечными службами происходит их обновление, которое предусматривает как введение новых наименований лекарственных препаратов, так и корректировку цен на ранее введенные. Этим достигается учет динамики цен на лекарственные препараты Поэтому, расчет стоимости затрат на медикаменты по i-той нозологии может быть представлен как сумма произведений натуральных показателей, используемых по схеме лечения медикаментов (Nмедg) на их ценовое выражение (Pg):
n
Дмедi = S Nмедg х Pg (2.8)
g=1
где i - позиция нозологической единицы
g - позиция медикамента.
Расходы на мягкий инвентарь.
Исходными данными для проведения расчетов являются следующие показатели:
- нормативный показатель мягкого инвентаря в расчете на 1 койку (Nинв);
- количество коек в отделении (Чкоек);
- общий фонд времени пребывания больных в отделении (Т);
- средняя продолжительность лечения по конкретной
Nинв. х Чкоек
Динвi = ------------- х topi (2.9)
Т
В методике предусмотрена возможность вариаций нормативного показателя Nинв.
Стоимость услуг вспомогательных подразделений
Расчеты стоимости услуг вспомогательных подразделений могут основываться на ряде весьма различных, применяемых в настоящее время, методик.
Предлагаемая лабораторией методика, обеспечивает, на наш взгляд, максимальную достоверность расчетного результата.
Порядок расчета цен по этой методике заключается в следующем.
Из общей суммы основных затрат по учреждению выделяются расходы вспомогательных подразделений в разрезе каждого отделения. Затем выбирается количество проведенных за год исследований (процедур) в натуральном выражении и проводится хронометраж времени на различные виды исследований.
Далее путем выбора наименьшей длительности исследования определяем показатель, который принимается за одну условную единицу (1 у.е.). Затем на каждую условную единицу исчисляется своя доля расходов в разрезе элементов затрат. Завершающим этапом расчетов является определение внутренней цены исследования путем умножения количества условных единиц, приходящихся на данное исследование, на стоимость одной условной единицы (1 у.е.).
Раскроем методику расчета более детально.
1. Определяется показатель общего времени (В) на все проведенные исследования:
В = SЧi х ti , (2.10)
где Чi - количество исследований i-того вида;
ti - время проведения исследования;
i - позиция конкретного вида исследований.
2. Выбирается показатель минимального времени проведения исследования (bmin), который принимается за одну условную единицу, и рассчитывается количество условных единиц проведенных исследований (К):
В
К = ----
bmin (2.11)
3. Исчисляется стоимость 1 у.е. (W), как
SЗ
W = ---
К (2.12)
где SЗ - сумма затрат:
- заработная плата медицинского персонала (ЗП), в т.ч.
а) заработная плата врачей (ЗПвр.),
б) заработная плата среднего медицинского персонала (ЗПср.мед.п.),
в) заработная плата младшего медицинского персонала (ЗПмл.мед.п.).
ЗП = ЗПвр. + ЗПср.мед.п. + ЗПмл.мед.п. (2.13)
- начисления на заработную плату (Nзп);
- расходы на текущее содержание оборудования (Rо);
- расходы на текущее содержание помещения (Rп);
- расходы на мягкий инвентарь (Rинв);
SЗ = ЗП + Nзп + Rо + Rп + Rинв + Rмед (2.14)
4. Цена исследования (Zi) определяется путем умножения стоимости одной условной единицы (W) на количество условных единиц i-того исследования (Ki)
Zвнутрi = W х Ki, (2.15)
Такое определение цены соответствует понятию внутренней цены на вспомогательные услуги. Эти цены являются индикаторами работы вспомогательных подразделений. Вместе с тем, для интегральной оценки деятельности вспомогательных подразделений в общей системе функционирования медицинского учреждения используются внешние цены. Наличие внешних цен продиктовано необходимостью проведения взаиморасчетов с другими сторонними организациями и отдельными лицами. В этом случае внешняя цена исчисляется как:
Zвнеш.i = Zвнут.i + Ziнакл. (2.16)
где Ziнакл - величина накладных расходов на одно конкретное i-тое исследование.
Накладные расходы.
Дифференциация накладных расходов из общей суммы затрат ЛПУ является весьма ответственной и трудоемкой задачей. От ее решения зависит правильное перераспределение финансовых средств всей системы управления медицинским учреждением. Такое положение дел находит свое непосредственное отражение в конечных результатах его деятельности.
Предлагаемая нами методика предполагает включение в схему накладных расходов (Rнакл) следующих позиций:
1) затраты на заработную плату административно-управленческого персонала (бухгалтерии, ПЭО, администрации и др.), заработная плата персонала хозяйственных служб, заработная плата персонала общебольничных медицинских служб, ст. 01;
2) начисления на заработную плату - 38% от ФЗП (R2ауп), ст. 02;
3) канцелярские и хозяйственные расходы (оплата коммунальных услуг, расходы на содержание транспорта, расходы на текущее содержание помещений, расходы на текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, приобретение материалов, стирка белья, расходы, производимые учреждением в централизованном порядке без дифференциации затрат по отделениям) (R3), ст. 03;
4) расходы на командировки и служебные разъезды (R4), ст. 04;
5) расходы учебные, на производственную практику учащихся, научно-исследовательские работы, расходы на приобретение книг и журналов для библиотек (R5), ст. 05;
6) прочие расходы (R18), ст. 18.
Сумма накладных расходов в целом по учреждению определяется по следующей формуле:
Rнакл. = ФЗПауп + R2ауп + R3 + R4 + R5 + R18 (2.17)
Затем полученная величина распределяется пропорционально фонду заработной платы основных и вспомогательных подразделений.
а) накладные расходы по основным (лечебным) отделениям:
Принимая во внимание мощность отделения (Чкоек m), рассчитывается сумма накладных расходов, приходящихся на m-тое отделение
Rнакл.стац. х Чкоек m
Rнакл m = --------------------- , (2.18)
Чкоек стац.
где Чкоек стац. - число коек в стационаре учреждения;
m - номер основного (лечебного) отделения.
По каждой нозологии накладные расходы исчисляются по формуле
Rнакл m
Rнакл.i = ------- х topi
Фm (2.19)
б) Накладные расходы по вспомогательным подразделениям: Величина накладных расходов по всем вспомогательным отделениям в целом (Rнакл.вспом.) перераспределяется пропорционально фонду заработной платы каждого р-того отделения (ФЗП р)
Rнакл.вспом.
Rнакл.р = ------------ х ФЗПр,
ФЗПвспом. (2.20)
где Rнакл.р - сумма накладных расходов р-того отделения;
ФЗПвспом. - фонд заработной платы всех вспомогательных подразделений.
Доля накладных расходов во внешней цене i-той услуги р-того вспомогательного отделения (Zнакл.i) определяется следующим образом:
Rнакл.р
Zнакл.i = ------ х Ki,
K (2.21)
где р - номер вспомогательного отделения;
K - число условных единиц всех исследований (процедур) р-того отделения;
Ki - количество условных единиц, приходящихся на i-тое исследование.
Исходя из проведенных практических расчетов следует сделать вывод, результаты исчисления доли накладных расходов в разрезе каждой нозологии имеют весьма существенное значение, как для анализа лечебно-хозяйственной деятельности, так и для ее последующего планирования.
Формирование цены на услуги в условиях
страховой медицины
На современном этапе развития экономических отношений в сфере здравоохранения все большее значение уделяется проблеме страховой медицины. При этом возрастает роль и значение таких показателей, как стоимость медицинской услуги, прибыль и рентабельность.
Для расчета цен на медицинские услуги в условиях страховой медицины была разработана специальная методика расчетов с использованием ЭВМ.
Принципиальными особенностями методики расчетов по сравнению с методикой, приведенной в разделе 2.1, являются следующие.
а) если цена в условиях перехода к страховой медицине рассчитывается на основе себестоимости услуги, то функционирование лечебных учреждений предполагает включение в цену таких основных элементов, как полная стоимость услуги (с включением в ее структуру амортизационных отчислений) и расчетная прибыль;
б) при формировании показателя общего объема прибыли с позиции методических разработок РЛЭМУ и КТ, необходимо учитывать следующие основные факторы: объемные и структурные показатели фондов (ФПСР - фонда производственного и социального развития; ФМП - фонда материального поощрения; РФ - резервного фонда и т.д.); в том случае, если учреждения здравоохранения не будут освобождены от платежей в бюджет, платы за краткосрочный кредит, отчислений в централизованные фонды и т.п., их в обязательном порядке необходимо учитывать при формировании тарифов на оказываемые услуги;
в) данная методика предполагает расчет плановой прибыли в целом на учреждение.
1.1. К основным расходам добавляются следующие элементы затрат:
- сумма ежегодного взноса мягкого инвентаря и обмундирования, рассчитанного исходя из 100% нормативной обеспеченности и нормативных сроков службы;
- сумма ежегодного износа (амортизация на реновацию) оборудования и инвентаря.
1.2. Накладные расходы дополняются следующими составляющими:
- сумма ежегодного износа (амортизация на реновацию) оборудования и инвентаря (только административно-хозяйственных служб и общебольничных подразделений);
- сумма ежегодного износа (амортизация на реновацию) зданий и сооружений;
- сумма амортизации на капитальный ремонт зданий и сооружений, а также оборудования, транспортных средств (находящихся на балансе учреждения) и т.п., подлежащих капитальному ремонту.
1.3. Как было отмечено выше, вводится показатель "величина прибыли" (на основе единого для учреждения норматива рентабельности).
Однако, в связи с тем, что оснащенность основными фондами и их состояние находятся на недостаточном уровне, то все действительно необходимые затраты, связанные с конечным улучшением качества и расширением номенклатуры оказываемых медицинских услуг (приобретение оборудования не взамен выбывшего, а дополнительно к ныне действующему; приобретение дорогостоящего и уникального нового оборудования; осуществление капитального строительства и т.п.) не могут быть возмещены за счет сумм ежегодного износа, амортизации на капитальный ремонт (даже с учетом использования части средств прибыли на развитие производства).
В связи с этим, на первых этапах введения в действие страховой медицины (вероятно, до полного соответствия стандартов оснащенности медицинских учреждений и т.п.) должно быть предусмотрено и целевое бюджетное финансирование медицинских учреждений на выше названные цели.
2. Формирование цен на услуги
амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений)
В настоящее время расчет стоимости оказания услуг в учреждениях амбулаторно-поликлинического типа может осуществляться по весьма различным методикам в зависимости от специфики условий функционирования лечебного учреждения, различных условий финансирования и т.д.
Предлагаемая нами методика, базирующаяся на концепциях исследования затратного механизма, предусматривает расчет цен на медицинские услуги отдельно по основным и вспомогательным отделениям. К основным отделениям относятся кабинеты, осуществляющие прием посетителей и лечение на дому. К вспомогательным отделениям - лечебно-диагностические подразделения поликлиники.
В этом случае затраты по поликлинике могут быть легко дифференцированы и описаны следующей формулой
Rпол. = Rо + Rв + Rн (3.1)
где Rпол - общие затраты по поликлинике в целом,
Rо - затраты основных отделений,
Rв - затраты вспомогательных отделений.
Структура перечисленных выше затрат представлена на схеме рис. 3.1.
Общие затраты по поликлинике
Затраты основных Накладные Затраты
отделений и расходы вспомогательных
кабинетов (Rо) (Rн) отделений (Rв)
Рис. 3.1. Структурная схема распределения затрат ЛПУ поликлинического типа
Затраты основных и вспомогательных отделений определяют особенности расчета внутренних цен путем использования достаточно различных подходов к их исчислению. Количественные же характеристики накладных расходов используются для определения цен на медицинские услуги.
Рассмотрим процедуры формирования цен на медицинские услуги отдельно по основным и вспомогательным отделениям.
Расчет внутренних цен на услуги основных отделений
Расчет внутренних цен на услуги основных отделений сводится к определению количественного показателя стоимости приема. Сущность расчетных процедур состоит в следующем. Цены на прием отражают не только общие характеристики затратного механизма, но и учитывают ряд перечисленных ниже факторов, таких как:
- сложность случая на приеме;
- сложность профиля приема;
- квалификационные характеристики врача-специалиста.
Методика расчета цен на амбулаторно-поликлинический прием предусматривает обработку экономической информации в соответствии со следующей структурной схемой.
1. Сбор и обработка
исходных данных
2. Первичная обработка
данных
3. Расчет промежуточных
данных
4. Исчисление показателей
внутренних цен
Рис. 3.2. Структурная схема этапов обработки экономической информации по методике расчета цен
Как следует из приведенной схемы, экономическая информация обрабатывается в несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов. Каждый из этих этапов рассмотрим отдельно и дадим надлежащие пояснения.
Сбор и обработка исходных данных
От качества сбора исходных данных во многом зависит достоверность конечных показателей исчисленных цен. Поэтому на данном этапе особое внимание уделяется правильному определению и оформлению информации для последующей ее обработки.
Сбор исходных данных предусматривает выборку показателей из регистров статистического, бухгалтерского и оперативно-хозяйственного учета, а также разработку системы экспертных оценок с учетом привлечения высококвалифицированных врачей-специалистов.
В программу сбора включены следующие данные:
1. Количество приемов врачей в разрезе профилей их деятельности и категорий сложности приема. Как правило, количество категорий сложности приема колеблется от трех до пяти наименований. Конкретное их количество для различных ЛПУ определяется исходя из целей и задач, стоящих перед учреждением, а также экономических условий, в которых оно осуществляет свою лечебно-хозяйственную деятельность. Для примера приведем пять возможных категорий сложности приема.
Первая категория. Диспансерный прием, профилактические осмотры без углубления исследований функциональных систем пациента.
Вторая категория. Прием больных с острыми заболеваниями, не требующих выдачи больничного листа.
Третья категория. Прием больных с острыми хроническими заболеваниями и с обострением хронических заболеваний; углубленные исследования функциональных систем пациента; выдача больничного листа сроком до одного месяца.
Четвертая категория. Прием больных, в основном, с хронической патологией, сложной травматолого-ортопедической патологией; оценка тактики ведения больного с длительной потерей трудоспособности; выдача больничного листа на срок свыше одного месяца.
Пятая категория. Экспертная оценка динамики состояния больных со стойкой утратой трудоспособности; больные с длительно текущей патологией, частыми обострениями хронических заболеваний, подготовка данных о пациенте с целью перевода его на инвалидность.
Таким образом, в результате сбора данных определяются количественные характеристики посещения отдельного профиля приема за год в разрезе различных категорий сложности.
2. Осуществляется сбор данных по численности сотрудников в разрезе профилей приема и категорий медицинского персонала. Одновременно со сбором перечисленных данных фиксируются характеристики заработной платы. Таким образом, осуществляется сбор исходных данных о численности и месячной заработной плате сотрудников лечебно-профилактического учреждения.Данные представляются в форме специально разработанных таблиц.
3. Кроме затрат по заработной плате методика расчета цен предусматривает сбор дополнительных экономических показателей, которые могут быть представлены по следующим видам затрат:
- расходы на приобретение медикаментов;
- расходы на приобретение мягкого инвентаря;
- прочие расходы.
Здесь следует отметить, что в прочие расходы включены практически все виды затрат за исключением затрат, связанных с начислением и выплатой заработной платы. Это объясняется тем, что в расчетные процедуры включены нормативы на фонд заработной платы.
Следовательно, перечисленные выше группы статей расходов несут на себе основную информационную нагрузку по процедурам ценообразования.
4. Помимо основной информационной нагрузки для процедуры ценообразования методикой расчетов предусмотрен сбор данных, характеризующих особенности медико-технологического процесса. К таким данным относятся время приема врачей-специалистов в разрезе различных профилей и показатели их квалификационного уровня.
5. Заключительным этапом сбора информации является количественное определение значимости каждой категории сложности приема через систему балльных оценок. Эти оценки исчисляются на основе применения экспертных методов.
Перечисленные выше исходные данные составляют необходимую и достаточную основу для осуществления полного комплекса расчетных процедур ценообразования. Следующим этапом обработки информации является первичная обработка собранных данных, которая опирается на полученные количественные характеристики.
Первичная обработка исходных данных
Процесс первичной обработки исходных данных предполагает как исчисление результативных экономических показателей, так и их обобщающих величин. При этом широко используются методы статистической сводки экономических показателей. Исходными данными в этом случае являются количественные характеристики посещения врачей по различным профилям и различным категориям сложности приема.
Для обработки информации по показателям приема процесс сводки данных использует следующие формулы
Qi = S Qij (3.2)
Qj = S Qij (3.3)
Q = SS Qij (3.4)
где Q - количество посещений,
i - признак профиля приема,
j - признак категории сложности приема.
Результатом расчетов являются данные общего количества посещений как в разрезе поликлиники в целом, так и в разрезе ее отдельных кабинетов. Причем обобщенные данные дифференцированы как по кабинетам, так и по категориям сложности.
Следующим этапом первичной обработки данных является обработка информации о численности и заработной плате, необходимая для определения параметров годового фонда заработной платы в разрезе различных категорий медицинского персонала.
При проведении этих расчетов используются следующие формулы:
Fmi = SZij x fij (3.5)
Fm = SSZij x fij = SFmi (3.6)
Fij = fij x 12 (3.7)
Fi = Fmi x 12 (3.8)
F = Fm x 12 (3.9)
В приведенных выше формулах использованы следующие обозначения:
Z - численность штатных работников,
f - показатель средней заработной платы,
12 - число месяцев в году
i - признак профиля приема,
j - признак категории состава работников.
В результате проведенных расчетов формируются показатели фонда заработной платы как в разрезе отдельных кабинетов за год, так и по различным категориям медицинского персонала.
Завершающим моментом этапа первичной обработки исходных данных является исчисление общей суммы прочих расходов, которые не зависят от влияния учитываемых в программе расчета цен факторов. При проведении расчетов используется следующая формула
R = R1 + R2 + R3 (3.10)
где R - расходы поликлинического отделения, не зависящие от сложности приема, квалификации специалиста и профиля лечения.
R1 - расходы на приобретение медикаментов,
R2 - расходы на приобретение мягкого инвентаря,
R3 - прочие расходы.
Приведенные выше показатели составляют необходимую информационную базу для проведения последующих расчетных процедур.
Расчет промежуточных данных
Этап расчета промежуточных данных предусматривает исчисление показателей затрат на один амбулаторно-поликлинический прием и определение специального комплекса коэффициентов, отражающих влияние, учитываемых в расчетах факторов.
При исчислении данных показателей широко используется методологический аппарат определения средних величин. Основной формой средней величины в расчетах является средняя арифметическая величина, которая по своим видам дифференцируется на простую и взвешенную.
Рассмотрим процесс обработки экономической информации применительно к данному этапу.
Первое. Рассчитываются показатели затрат по заработной плате медицинского персонала, приходящиеся на один амбулаторный прием.
Д1 = Fв/Q (3.11)
Д2 = Fc/Q (3.12)
Д3 = Fм/Q (3.13)
где Д1, Д2, Д3 - затраты по заработной плате на один амбулаторный прием врача, медицинской сестры, санитарки,
Fв, Fс, Fм - годовой фонд заработной платы врачей, среднего и младшего медперсонала,
Q - количество посещений в год.
Второе. Определяется комплекс коэффициентов сложности для оценки трудоемкости приема по каждому профилю. Эти коэффициенты отражают влияние фактора сложности профиля приема и поэтому в дальнейшем их будем называть коэффициентами сложности профиля. Их исчисление осуществляется с учетом следующего аналитического выражения
K1i = ti/top (3.14)
где K1i - коэффициент сложности профиля,
ti - среднее время приема по профилю,
Sti x Qi
top = -------- - среднее время приема (3.15)
SQi по всем профилям
i - признак профиля приема.
Третье. Исчисляется система квалификационных коэффициентов, отражающих качественную характеристику медицинского обслуживания. Для этого используется следующее математическое выражение
K2 1 = K 1 / K2 ср (3.16)
где K2 1 - коэффициент квалификации
SK1 x Q1
K2 ср = -------- - средний уровень
SQ1 квалификации (3.17)
K 1 - показатель квалификации
Q1 - количество принятых больных по
конкретной квалификационной группе,
1 - признак квалификации.
Четвертое. Осуществляется расчет коэффициентов, отражающих влияние факторов сложности приема. Для этого используется пересчетная формула
K3j = Kj/K3 ср (3.18)
где K3 - коэффициент сложности приема,
SKj x Qj
K3 ср = -------- средний показатель
SQj сложности приема (3.19)
Qj - количество принятых больных по конкретной категории сложности приема,
j - признак категории сложности.
Исчислением комплекса показателей K1i, K21, K3 заканчивается этап расчета промежуточных данных.
Исчисление показателей внутренних цен
На данном этапе рассчитываются конечные показатели, которые в окончательном виде выводятся в печать в строго установленной экономической последовательности.
Исчисление этих показателей предусматривает свой алгоритм обработки информации и осуществляется на базе данных предшествующих этапов проведения расчетных операций. Рассмотрим основные этапы работы данного алгоритма и приведем надлежащие пояснения.
Первое. Определяются затраты по заработной плате врачей, среднего и младшего персонала на один поликлинический прием.
Для исчисления этих показателей в окончательном виде в рамках данной методики предусматривается учет влияния перечисленных выше факторов на показатели средних затрат следующим образом:
1. Затраты по заработной плате врача на прием зависят от всей совокупности учитываемых факторов. А именно: от сложности профиля, квалификации специалиста, сложности конкретного случая;
2. Затраты по заработной плате на прием среднего медицинского персонала зависят от двух факторов - сложности профиля и сложности приема;
3. Затраты младшего медицинского персонала на прием не зависят от перечисленных выше факторов.
Следовательно, расчет затрат будет проводиться с учетом следующих аналитических выражений.
Для врачей
Д1'i1j = Д1 х К1i х К21 х К3j (3.20)
Для среднего медицинского персонала
Д2'ij = Д2 х К1i х К3j (3.21)
Для младшего медицинского персонала
Д3' = Д3 (3.22)
Второе. В разрезе каждого посещения рассчитывается процент начисления на заработную плату медицинского персонала
(3.23)
где N' - затраты по начислению на заработную плату,
N 34 - норматив начисления на заработную плату (N 34 = 0,38 или 38%)
Третье. Исчисляется показатель прочих затрат на один амбулаторный прием (R')
R' = R/Q (3.24)
Четвертое. Далее рассчитывается показатель себестоимости приема или же, как его принято называть, показатель внутренней цены приема (Z'i1j).
Zi1j = Д1'i1j + Д2'ij + Д'3 + N' + R' (3.25)
Таким образом, в результате проведенных расчетов формируется система показателей внутренних цен на прием к конкретным врачам-специалистам по поводу определенного случая обращения в разрезе различных профилей.
Расчет внутренних цен на услуги
вспомогательных отделений
Расчет внутренних цен на услуги вспомогательных отделений сводится к определению показателей стоимости лечебно-диагностических процедур. Особенностью проводимых расчетов является то, что определение цен зависит как от общих характеристик затратного механизма, так и от ряда различных факторов. К таким факторам следует отнести:
- сложность лечебно-диагностической процедуры;
- длительность ее проведения.
Обработка экономической информации в разрезе методики расчета цен на медицинские услуги вспомогательных отделений осуществляется в строго определенной последовательности, обусловленной несколькими взаимообусловленными этапами. Структурная схема обработки информации представлена на рисунке 3.3.
/-------------------------------\
| 1. Сбор и обработка |
| исходных данных |
\-------------------------------/
|
/------------------------------\
| 2. Первичная обработка |
| данных |
\------------------------------/
|
/------------------------------\
| 3. Расчет промежуточных |
| данных |
\------------------------------/
|
/-------------------------------\
| 4. Исчисление показателей |
| внутренних цен |
\-------------------------------/
Рис. 3.3. Структурная схема этапов обработки экономической информации по методике расчета цен
Дальнейшее списание методики с учетом данной схемы и выработанного нами конкретного примера приведен в последующих разделах данной работы.
Сбор и обработка исходных данных
Сбор исходных данных по вспомогательным отделениям, также как и по основным, предусматривает выборку показателей из регистров статистического, бухгалтерского и оперативно-хозяйственного учета. Помимо этих данных для учета влияния факторов разрабатывается система экспертных оценок с учетом обобщения мнений высококвалифицированных врачей-специалистов.
Основными данными для проведения расчетов являются следующие:
1. Перечень лечебно-диагностических процедур;
2. Показатели численности и заработной платы медицинского персонала;
3. Экономические показатели деятельности ЛПУ;
4. Экспертные оценки.
Первичная обработка исходных данных
Процесс первичной обработки исходных данных предусматривает исчисление результативных экономических показателей и их обобщающих величин. Для этого широко используется метод статистической сводки экономических показателей.
Эти методы применяются, в первую очередь, к показателям, полученным в результате процесса сбора исходных данных. Рассмотрим процедуры первичной обработки исходных данных в той последовательности, которая предопределена их экономической значимостью.
1. Труд и заработная плата
Для обработки информации по труду и заработной плате процесс обработки данных использует следующие формулы:
а) расчета месячного фонда заработной платы
Fmi = Zi x fi (3.26)
Fm = SFmi (3.27)
б) расчета годового фонда заработной платы
Fгi = Fmi x 12 (3.28)
Fг = SFгi (3.29)
где fi - средняя заработная плата по категориям работников,
Zi - численность работников в разрезе категорий,
Fm - фонд месячной заработной платы,
Fг - годовой фонд заработной платы,
i - признак категории.
Полученные данные о годовом фонде заработной платы в разрезе различных категорий медицинского персонала используются в проведении дальнейших расчетов по программе обработки данных.
2. Экономические характеристики лечебно-диагностического процесса
К характеристикам лечебно-диагностического процесса относятся все виды расходов, связанных с проведением хозяйственной деятельности вспомогательного отделения, а именно:
- расходы на приобретение медикаментов;
- расходы на приобретение мягкого инвентаря;
- расходы на содержание оборудования;
- расходы на содержание помещения.
Первое. Расходы на приобретение медикаментов для конкретной лечебно-диагностической процедуры определяются исходя из номенклатуры используемых лекарственных средств и перевязочных материалов, а также справочных данных их стоимостных характеристик.
Rмi = SMig x Rg (3.30)
где Rмi - фактический стоимостной расход медикаментов на конкретную процедуру,
Mig - натуральное количество медикаментов по процедуре,
Pq - цена медикамента или перевязочного средства,
i - признак процедуры,
g - признак затрачиваемого средства из общего набора данных.
Второе. Расходы на приобретение мягкого инвентаря (Rn) рассчитываются исходя из норматива и фактических данных, представленных единой системой учета и отчетности.
Rn = (Zв х Nп) + Дn (3.31)
где Zв - численность врачей вспомогательного отделения,
Nn - стоимостной показатель расходов по нормативу на одну врачебную должность,
Дn - прочие расходы мягкого инвентаря по вспомогательным отделениям.
Третье. Расходы на текущее содержание оборудования (Rv) исчисляются исходя из стоимости оборудования, находящегося в отделении и норматива на техническое обслуживание оборудования по формуле:
Rv = V + Nv/100 (3.32)
где V - показатель стоимости оборудования,
Nv - нормативный показатель.
Четвертое. Расходы на текущее содержание помещения (Rs) определяются аналогичным образом, как и расходы на содержание оборудования по формуле:
Rs = Nx x S (3.33)
где Nx - нормативный показатель расходов,
S - площадь вспомогательного отделения.
Заключительным моментом этапа обработки первичных данных является расчет затрат, которые не подверждены влиянию факторов. Эти затраты (R) исчисляются по формуле
R = Rn + Rv + Rs (3.34)
На этом обработка экономической информации данного этапа считается законченной.
Исчисление показателей внутренних цен
Для расчета показателей внутренних цен первоначально исчисляется показатель общего времени на проведение всех лечебно-диагностических процедур за год конкретного вспомогательного отделения. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле
T = S(ti x Ki) (3.35)
где Т - общий фонд времени по всем лечебно-диагностическим процедурам в год с учетом их сложности,
ti - время на проведение процедуры,
Ki - показатель сложности
i - признак процедуры.
Затем рассчитываются количество проведенных лечебно-диагностических процедур в разрезе их номенклатурного состава. Далее для каждой номенклатурной позиции определяется свой поправочный коэффициент
K'i = Ki : Kop (3.36)
где
S(Ki x Qi)
Kop = ----------
S(Qi) (3.37)
Ki' - коэффициент сложности;
Ki - показатель сложности;
Kop - средний показатель сложности;
Qi - количество процедур определенного вида.
Затем определяем заработную плату медицинского персонала по каждой лечебно-диагностической процедуре на одну минуту.
а) без учета коэффициента сложности:
- для врача
U' x B = Fв/Т (3.38)
- среднего медперсонала
U'C = Fc/T (3.39)
- младшего медперсонала
U'M = Fм/T (3.40)
б) с учетом коэффициента сложности:
- для врача UBi = U'B x K'i (3.41)
- среднего медперсонала UCi = U'C x K'i (3.42)
- младшего медперсонала UMi = U'M x K'i (3.43)
На основе приведенных выше данных осуществляется расчет заработной платы медицинского персонала в разрезе всего перечня лечебно-диагностических процедур. Для этого используется следующая система математических выражений
а) без учета коэффициента сложности:
- для врача U'вi = U'B x ti (3.44)
- среднего медперсонала U'сi = U'C x ti (3.45)
- младшего медперсонала U'мi = U'M x ti (3.46)
б) с учетом коэффициента сложности:
- для врача Uвi = UBi x ti (3.47)
- среднего медперсонала Uсi = UCi x ti (3.48)
- младшего медперсонала Uмi = UMi x ti (3.49)
После расчета заработной платы медицинского персонала на одну процедуру определяется показатель начисления на заработную плату.
Начисление на заработную плату (F') рассчитывается по формуле
Fi' = (Uвi + Uсi + Uмi) x Nf : 100 (3.50)
Nf - нормативный показатель средств социального страхования в процентах.
Далее исчисляется сумма прочих расходов (R') на каждую проводимую процедуру
R'i = R/T x ti (3.51)
На основе перечисленных всех выше показателей определяется показатель себестоимости медицинской услуги или внутренняя цена лечебно-диагностической процедуры по формуле
Wi = Uвi + Uсi + Uмi + F'i + Rмi + R'i (3.52)
То есть, внутренняя цена лечебно-диагностической процедуры складывается из затрат на заработную плату врача, среднего и младшего медицинского персонала, а также начислений на заработную плату, расходов медикаментов и прочих расходов.
Таким образом, исчисленные показатели внутренних цен на медицинские услуги вспомогательных отделений составляют необходимую основу для расчетов внешних цен по ЛПУ в целом.
Накладные расходы
Под накладными расходами понимаются те виды затрат, которые не могут быть выделены прямым способом для каждого отделения, входящего в состав ЛПУ поликлинического типа. Поэтому, для их перераспределения в системе ценообразования используются косвенные методы пересчета. К таким затратам относятся, как правило, следующие виды расходов:
- расходы по заработной плате административно-управленческого и хозяйственного персонала (ФЗПауп); начисления на заработную плату соответствующего персонала (RZауп);
- канцелярские, хозяйственные и транспортные расходы (R3);
- расходы на командировки и служебные разъезды (R4);
- учебные расходы (R5);
- прочие расходы (R18).
Сбор данных по этим статьям расходов достаточно хорошо отработан всей единой системой учета и отчетности. Особенно наглядно данная информация представлена по статьям системы бухгалтерского учета. На основе сказанного описание процедур сбора и обработки информации по накладным расходам не представляет особой сложности и приведения более подробных пояснений в рамках данной разработки.
Расчет внешних цен и стоимости лечения.
Внешняя цена используется для оплаты медицинских услуг ЛПУ поликлинического типа сторонними организациями, предприятиями и частными лицами. Структура внешней цены складывается из внутренней цены лечения, накладных расходов и доходной части лечебного учреждения.
Расчет показателей внутренних цен был описан и предыдущих разделах данной работы. Исчисленные на его основе показатели внутренних цен могут составлять необходимую основу для перераспределения общей суммы накладных расходов через соответствующий критериальный показатель. Принципиальной отличительной особенностью данной методики можно считать то, что количественная характеристика этого показателя определяется из самой системы затратного механизма, то есть через соотношения затрат накладных расходов и прочей суммы затрат основных и вспомогательных отделений. Расчет процента накладных расходов как нормативного показателя осуществляется с учетом следующей формулы
Nн = Rн х 100/(Rо + Rв) (3.53)
где Nн - процент накладных расходов к внутренней цене на медицинские услуги;
Rн - общая сумма накладных расходов;
Ro - расходы основных отделений;
Rв - расходы вспомогательных отделений.
Помимо процента накладных расходов во внешнюю цену входит прибыль на оказанную услугу, которая исчисляется через норматив рентабельности (Nр). Расчет норматива рентабельности тесно связан с затратным механизмом и системой фондообразования. Однако в данной работе вопросы фондообразования рассматриваться не будут, так как это не предусмотрено ее целью и стоящими перед ней задачами. Отметим лишь то, что показатель норматива рентабельности ориентировочно может быть принят в размере 30%.
Учитывая сказанное, внешняя цена на медицинские услуги основных отделений примет вид следующего математического выражения
Po = Z'i1j x [1 + (Nн + Nр)/100] (3.54)
где Po - внешняя цена на медицинские услуги основного отделения;
Z'i1j - внутренняя цена на медицинские услуги основного отделения;
Nн - процент накладных расходов;
Nр - показатель норматива рентабельности.
Для вспомогательного отделения внешняя цена может быть рассчитана аналогичным образом
Рв = Wi x [1 + (Nн + Nр)/100] (3.55)
где Рв - внешняя цена на процедуру вспомогательного отделения;
Wi - внутренняя цена на процедуру вспомогательного отделения
Стоимость медицинских услуг в ЛПУ поликлинического типа включает в себя внешнюю цену посещения врача-специалиста (или нескольких специалистов) соответствующего профиля и внешние цены услуг, оказанных различными вспомогательными подразделениями
m n
G = S Poi + S Pвi
l = 1 i = 1 (3.56)
где G - стоимость медицинских услуг.
Таким образом, представленная методика позволяет рассчитать стоимость медицинских услуг в ЛПУ поликлинического типа. В данной работе наиболее полно учитываются факторы, оказывающие самое непосредственное влияние на формирование внутренних и внешних цен. Естественно, что последующие модификации методики расчета цен будут учитывать большее количество факторов, и достоверность результатов проводимых расчетов несомненно увеличится. Однако, принципиальные особенности их проведения, по нашему мнению, еще достаточно долго сохранят свою значимость и актуальность.
3. Методики расчета цен на услуги отделений
и станций скорой медицинской помощи
Приведенная ниже методика применима в равной степени к станциям скорой медицинской помощи (ССМП), подстанциям (ПСМП) и отделениям (ОСМП). В ее основе лежит бюджет и количество обслуженных вызовов за базисный период.
Все вызовы распределяются на клинические группы. Их пять:
i группа - несостоявшиеся вызовы ССМП, связанные с констатацией смерти,
наступившей до приезда бригады ССМП, ложные вызовы;
II группа - перевозка больных, нуждающихся в госпитализации, по заявкам
ЛПУ; обеспечение вызовов, связанных с обострением
хронических заболеваний (кроме гр. III - V), острыми
хирургическими заболеваниями с последующей госпитализацией,
острыми респираторными заболеваниями;
III группа - оказание скорой помощи при изолированной травме;
IV группа - открытая и закрытая черепно-мозговая травма,
комбинированная, сочетанная и множественная травма,
отравления всех видов, психические заболевания, полостная
травма;
V группа - тяжелые случаи нарушения мозгового и коронарного
кровообращения, комы, шоки и прочие случаи, требующие
реанимации.
В зависимости от удельного веса каждой группы и фактических затрат, рассчитанных по выборкам карт вызовов ССМП, экспертная комиссия учреждения определяет коэффициенты сложности по каждой группе. Для расчета стоимости вызова по I группе, где коэффициент принимается равным 1,0, берется бюджет за минусом ст. 12, 16, 10.
Это связано с тем, что ст. 12 и ст. 16 финансируются централизованно, а ст. 10 должна рассчитываться отдельно по каждой группе. Такой подход значительно точнее отражает фактический расход медикаментов по каждой группе.
Пример. Приводятся реальные данные отделения скорой помощи одной из ЦРБ Ростовской области.
Бюджет за 1989 г. по ОСМП составил 31273 (без учета ст. 12, 16, 10).
Обслужено вызовов: 3377.
Группа Кол-во случаев % Коэфф. сложности
I 89 2,6 1.0
II 2816 83,4 1.5
III 256 7,6 3.0
IV 216 6,4 5.0
Проводим расчет суммы коэффициентов сложности по каждой группе:
3377 х 2.6
КI = ---------- х 1.0 = 88
100
3377 х 83.4
КII = ----------- х 1.5 = 4225
100
3377 х 7.6
КIII = ---------- х 3.0 = 770
100
3377 х 6.4
КIV = ---------- х 5.0 = 1081
100
Сумма коэффициентов сложности (S) равна:
S = 88 + 4225 + 770 + 1081 = 6164
Стоимость медицинской помощи (С) за каждый вызов по каждой группе сложности без учета стоимости медикаментов составляет:
31273
СI = ----- х 1.0 = 5.07 (руб.)
6164
31273
СII = ----- х 1.5 = 7.61 (руб.)
6164
31273
СIII = ----- х 3.0 = 15.22 (руб.)
6164
31273
СIV = ----- х 5.0 = 25.37 (руб.)
6164
При расчете стоимости медикаментов берем во внимание группы II, III, IV, так как в группе I расходы на медикаменты не предусмотрены.
Группа Кол-во случаев % Коэфф. сложности
II 2816 85.6 1.5
III 256 7.8 3.0
IV 216 6.6 5.0
3288 х 85.6
КII = ----------- х 1.5 = 4222
100
3288 х 7.8
КIII = ---------- х 3.0 = 769
100
3288 х 6.6
КIV = ---------- х 5.0 = 1085
100
Сумма всех коэффициентов сложности равна:
S = 4222 + 769 + 1085 = 6076
Стоимость медикаментов по каждой группе составляет:
600
СII = ---- х 1.5 = 0.15 (руб.)
6076
600
СIII = ---- х 3.0 = 0.30 (руб.)
6076
600
СIV = ---- х 5.0 = 0.49 (руб.)
6076
Общая стоимость медицинской помощи по каждой группе (Е) составляет:
ЕI = 5.07 (руб.)
ЕII = 7.61 + 0.15 = 7.76 (руб.)
ЕIII = 15.22 + 0.30 = 5.52 (руб.)
ЕIV = 25.37 + 0.49 = 25.86 (руб.)
4. Ценообразование применительно к работе
специализированных медицинских служб
В основу методики положено определение затрат на оказание стоматологической помощи прикрепленному населению. Взаиморасчет поликлиники с территориальным медицинским объединением ведется по конечному результату - оздоровленному за год стоматологическому больному.
Для дифференциации стоимости в зависимости от объема медицинских услуг для оздоровления стоматологических больных целесообразно делить на две группы сложности:
I - здоровые и ранее санированные;
II - нуждающиеся в лечении.
Первой группе проводится комплекс профилактических мероприятий, необходимых для поддержания стоматологического здоровья, второй группе помимо профилактики оказывается в полном объеме квалифицированная медицинская помощь.
Коэффициенты сложности лечения в разрезе данных групп представлены в таблице 1.
Таблица 1
-------------------------------------------------------------------------
Группа сложности | Коэффициент сложности
-------------------------------------------------------------------------
I 1,0
II 2,0
-------------------------------------------------------------------------
Так как объем стоматологической помощи каждому больному зависит не только от группы сложности, но и от возрастных особенностей, целесообразно выделить следующие возрастные группы:
1 - дети от 0 до 15 лет;
2 - подростки от 15 до 18 лет;
3 - взрослые с 18 лет и старше.
Такое разбиение по группам требует определения возрастных коэффициентов сложности лечения. Исходя из практических данных, шкала коэффициентов сложности лечения отражена в таблице 2.
Таблица 2
-------------------------------------------------------------------------
Группа | Возрастная | Возрастной
сложности | группа | коэффициент
-------------------------------------------------------------------------
1 1,4
I 2 1,4
3 1,0
-------------------------------------------------------------------------
1 3,0
II 2 3,4
3 3,7
-------------------------------------------------------------------------
Методика расчета стоимости обслуживания стоматологических больных предусматривает следующие этапы:
I. Вначале рассчитывается показатель численности населения, скорректированный на коэффициент сложности, по следующей формуле
С = Чi х Kсi
где Чi - численность населения данной группы сложности;
Kci - коэффициент сложности данной группы.
II. Зная скорректированную численность (С) и размер ассигнований, выделенных стоматологической поликлинике (А), можно рассчитать среднюю стоимость обслуживания одного условного пациента (Оср):
А
Оср. = -
С
III. Исходя из этого, устанавливается стоимость обслуживания как одного пациента (Оi), так и всей совокупности лиц по каждой группе сложности (Огр.):
Оi = Оср. х Ki
Огр. = Оi х Чi
IV. Следующим этапом расчета является исчисление стоимости оздоровления стоматологического больного каждой возрастной группы (Р).
Для этого определяются показатели условной численности каждой возрастной группы, скорректированной на коэффициент возрастной сложности лечения данной группы:
С' = Чj x Квj
Затем находится средняя стоимость обслуживания одного больного I группы сложности 3-ей возрастной группы, коэффициент которой равен 1,0 (см. табл. 2). Умножая полученную стоимость на коэффициент возрастной группы конкретной группы сложности, получаем стоимость обслуживания.
5. Программное обеспечение методик ценообразования
в здравоохранении
Методики, описанные в предыдущих разделах данной работы, реализованы в виде системы автоматизированных рабочих мест (АРМов) по расчету цены для различных типов медицинских учреждений.
Для функционирования АРМов по расчету цен используется следующая конфигурация технических средств:
- персональная ЭВМ типа IBM-PC или с ней совместимая с ОЗУ емкость не менее 512 Кбайт,
- жесткий магнитный диск типа "Винчестер",
- один или два накопителя на гибких дисках емкостью не менее 360 Кбайт,
- печатающее устройство.
АРМы ориентированы на применение в автоматизированных системах управления и базе ПЭВМ в операционной среде MS-DOS версии не ниже 3.0 под управлением СУБД "FOXBASE" ("КАРАТ").
Широкие возможности СУБД "FOXBASE" позволяют пользователю модифицировать структуру существующей базы данных, формы входных и выходных документов, технологию обработки информации. Это обстоятельство позволяет сделать вывод, что АРМы расчета цен являются инструментальным средством по взаиморасчетам как на уровне отдельного медицинского учреждения, так и на уровне всей системы здравоохранения в целом.
АРМы расчета цен являются своеобразными подсистемами, входящими в автоматизированные системы управления, которые решают целый класс экономических задач, таких как:
- расчеты с другими предприятиями народного хозяйства;
- оценки качества работы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ);
- анализа хозяйственной деятельности ЛПУ;
- планирования и управления лечебно-хозяйственной деятельностью и др.
АРМы цены предусматривают возможность настройки программных средств на конкретные условия применения в ЛПУ.
/-----------------------------\
| Общие расходы по стационару |
\-----------------------------/
/------------------------------------------------\
/-------------------\ /--------------------\
|Основные расходы по| |Накладные расходы по|
| стационару | | стационару |
\-------------------/ \--------------------/
/-----------------------\ /-------------------\
/--------------\ /-----------------\ |Затраты по зарплате|
|Расходы лечеб.| |Расходы диагност.| |АУП и хоз.персонала|
|отделений | |отделений | |/Ст.1/ |
\--------------/ \-----------------/ \-------------------/
/--------\ /----------\ /-------------------\
/-----\ /-----\ /-----\ /-----\ |Начисления на з/п |
|Отд.1|...|Отд.n| |Отд.1|...|Отд.n| |АУП и хоз.персонала|
\-----/ \-----/ \-----/ \-----/ |/Ст. 2/ |
/--------------\ /--------------\ |-------------------|
|Затраты по з/п| |Затраты на з/п| |Канц., хоз. расходы|
|медперс./Ст.1/| |медперс./Ст.1/| |/Ст. 3/ |
|--------------| |--------------| |-------------------|
|Начисления на | |Начисления на | |Командировочные |
|з/п медперс. | |з/п медперс. | |расходы /Ст. 4/ |
|/Ст. 2/ | |/Ст. 2/ | |-------------------|
|--------------| |--------------| |Учебные расходы |
|Канц., хоз. | |Канц., хоз. | |/Ст. 5/ |
|расходы | |расходы | |-------------------|
|/Ст. 3/ | |/Ст. 3/ | |Приобретение мягк. |
|--------------| |--------------| |инвентаря /Ст. 14/ |
|Приобретение | |Приобретение | |-------------------|
|мед-тов | |мед-тов | |Прочие /Ст. 18/ |
|/Ст. 10/ | |/Ст. 10/ | \-------------------/
|--------------| |--------------| |
|Приобретение | |Приобретение | ПО | ФЗП
|мяг. инв. | |мяг. инв. | /-------------\
|/Ст. 14/ | |/Ст. 14/ | | |
|Расходы на | | | | |
|питание | | | | |
|/Ст. 9/ | | | | |
\--------------/ \--------------/ | |
/--------------\ /------------\ /----------\ /---------\
|Внутренняя | |Внутренняя | |Накладные | |Накладные|
|цена услуги | |цена услуги | |расходы | |расходы |
|леч. отделений| |диаг. отд-ий| |диаг. отд.| |леч. отд.|
\--------------/ \------------/ \----------/ \---------/
| | | | | |
| | | | | |
| | /---------------\ | | /--------------------\ |
| | |Внутренняя цена| | | |Внешняя цена услуги | |
| \--|лечения по i-ой|---/ \-----|диагностических | |
| |нозологии | |отделений | |
| \---------------/ \--------------------/ |
| | |
| | |
| /----------------------------\ | |
| |Внешняя цена услуги лечебных| | |
\-----------------| отделений |-----+------------/
\----------------------------/ |
| |
/------------------------------\
|Внешняя цена лечения по i-ой |
|нозологии и j-том исследовании|
\------------------------------/
Рис. 1. Структурная схема перераспределения затрат стационара
/--------------\
|Общие затраты |
|по поликлинике|
\--------------/
/------------------------------------------------\
/----------------\ /---------\ /------------------\
|Затраты основных| |Накладные| |Затраты вспомогат.|
|отделений и | |расходы | |отделения |
|кабинетов | \---------/ \------------------/
\----------------/ | |
/-----------------\ | /-----------------------\
/-|Отд. 1 ... Отд. n| | |Лабор. Р/кабин. ... ФТО|--\
| \-----------------/ | \-----------------------/ |
| | |
| /----------------\ /-----------------\ /----------------\ |
| |Затраты по з/п | | Затраты по з/п | |Затраты по з/п | |
| |медперсонала | | АУП /Ст. 1/ | |медперсонала | |
| |/Ст. 1/ | | Начисления на | |/Ст. 1/ | |
| |Начисления на | | з/п /Ст. 2/ | |Начисления на | |
\-|з/п /Ст. 2/ | | Канц. и хоз. | |з/п /Ст. 2/ |---/
|Приобретение |-\ | расходы /Ст. 3/ | /-|Приобретение |
|мед-тов /Ст. 10/| | | Командировоч. | | |мед-тов /Ст. 10/|
|Приобретение | | | расходы /Ст. 4/ | | |Приобретение |
|мягк. инв. | | | Учебные расходы | | |мягк. инв. |
|/Ст. 4/ | | | /Ст. 5/ | | |/Ст. 14/ |
| | | | Прочие /Ст. 18/ | | | |
\----------------/ | \-----------------/ | \----------------/
/-----------/ | | \------\
/-----------------\ | | /-----------------\
|Внутренняя цена | | | | Внутренняя цена |
|одного пос. врача| | | | услуги вспомог. |
|специалиста | | | | отделения |
\-----------------/ | | \-----------------/
| | /-------\ | |
| | |Прибыль| | |
| | \-------/ | |
| | /---------\| |
/---------------------------\ /----------------------\
|Внешняя цена одного | |Внешняя цена услуги |
|пос. врача-специалиста | |вспомог. отделения |
\---------------------------/ \----------------------/
/----------------------\
|Стоимость медицинских |
|услуг в ЛПУ поликлин. |
|типа |
\----------------------/
Рис. 2. Структурная схема распределения затрат в ЛПУ
поликлинического типа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.