22 сентября 2015 г. |
Дело N А26-8170/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Крыловой О.И. (доверенность от 22.04.2015 N 12), от Министерства обороны Российской Федерации Крыловой О.И. (доверенность от 21.01.2015 N 212/2/121),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Луусалмского сельского поселения на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2015 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А26-8170/2014,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Луусалмского сельского поселения, место нахождения: 186918, Республика Карелия, Калевальский р-н, пос. Луусалми, Советская ул., д. 11А, ОГРН 1051001675922, ИНН 1017001766 (далее - Администрация), об обязании ответчика принять в муниципальную собственность семнадцать объектов недвижимого имущества военного городка N 3, включая земельный участок площадью 60 500 кв. м с кадастровым номером 10:17:020101:012, расположенных по адресу: Республика Карелия, Калевальский р-н, п. Войница; подписать акты приема-передачи данных объектов и отразить их на балансе муниципального образования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Красная ул., д. 31, ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543.
Решением от 02.03.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 данное решение оставлено без изменения.
Администрация в кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, имеющим существенное значение, просит отменить названные судебные акты. По мнению подателя жалобы, объекты, передаваемые Администрации, по своим техническим характеристикам по причине их фактического разрушения не обладают признаками недвижимого имущества, которое может быть использовано по назначению; техническая документация, необходимая для учета объектов и отражения их на балансе муниципального образования, от передающей стороны не поступала; при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования должно учитываться мнение муниципального образования и его волеизъявление на принятие объектов, а также наличие у муниципального образования финансовой возможности содержать передаваемые объекты.
Учреждение в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что установленный Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) порядок не распространяется на отношения, связанные с передачей высвобождаемого военного недвижимого имущества, которые регулируются Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ); данным Законом установлен упрощенный порядок, в соответствии с которым военное недвижимое имущество передается независимо от его технического состояния, согласия и финансовых возможностей муниципального образования; ссылка ответчика на физическое отсутствие объектов не подтверждена надлежащими доказательствами.
В судебном заседании представитель Учреждения, одновременно представляющий и Министерство, против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства от 12.08.2013 N 646 (в редакции приказа от 22.01.2014 N 43) в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Луусалмское сельское поселение" передано шестнадцать объектов недвижимого имущества военного городка N 3 с земельным участком согласно приложениям N 1, 2 к приказу.
Во исполнение названного приказа Учреждение письмом от 20.11.2013 N 141/2-29985 направило главе Луусалмского сельского поселения Республики Карелия для подписания акты приема-передачи объектов недвижимости.
Письмом от 06.05.2014 N 141/2-4577 Учреждение повторно направило Администрации акты приема-передачи объектов недвижимого имущества военного городка N 3.
Учреждение, ссылаясь на неполучение ответа от Администрации, уклонение Администрации от подписания актов приема-передачи и несовершение действий по принятию объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что объекты недвижимого имущества военного городка из федеральной собственности в собственность муниципального образования передаются в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ. Суд апелляционной инстанции указал, что с учетом последнего абзаца части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ) установленный данной нормой порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную не распространяется на отношения по передаче высвобождаемого военного недвижимого имущества, а Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ не предусмотрено согласование передачи военного имущества с органами местного самоуправления и не предполагается наличие волеизъявления муниципального образования для принятия решения о передаче имущества. Кроме того, апелляционный суд посчитал недоказанными и не имеющими правового значения для данного спора возражения Администрации о неудовлетворительном состоянии большинства из передаваемых объектов и их фактическом отсутствии ввиду разрушения.
Между тем суды не учли следующее.
В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.
Согласно статье 235 того же Кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества.
Отчуждение собственником своего имущества другим лицам может происходить по двусторонней сделке, под которой согласно статьям 153, 154 Кодекса понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, и для совершения которой необходимо выражение согласованной воли двух сторон.
Под отказом от права собственности по смыслу статьи 236 Кодекса понимается объявление собственником об этом либо совершение им других действий, определенно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Прекращение права собственности вследствие гибели или уничтожения имущества не предполагает появление у такого имущества другого собственника.
Исходя из статей 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В таком случае наделение лица правом собственности на имущество помимо его воли противоречило бы основным началам гражданского законодательства.
Таким образом, по смыслу приведенных норм Кодекса в совокупности независимо от способа прекращения права собственности одного лица имущество не может поступить в собственность другого лица без выражения им воли на это.
С учетом изложенного при рассмотрении вопроса об обязании Администрации подписать акты приема-передачи объектов заслуживают внимания ее доводы о принятии представительным органом местного самоуправления решения не принимать в муниципальную собственность объекты военного городка N 3 в связи с отсутствием большей их части на местности, аварийным состоянием оставшихся объектов, отсутствием у Луусалмского сельского поселения денежных средств на разбор аварийных объектов, угрожающих жизни и здоровью населения.
Суд апелляционной инстанции отклонил указанные возражения Администрации как бездоказательные.
Однако в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Учреждение также не представило доказательства, опровергающие эти доводы ответчика и подтверждающие фактическое существование подлежащих передаче объектов недвижимого имущества, их пригодность для дальнейшего использования.
При недоказанности реального существования объектов недвижимого имущества, которые могут фактически использоваться муниципальным образованием для решения вопросов местного значения, нельзя считать установленным наличие предмета для передачи из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность.
При таком положении следует признать, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неполно выясненных обстоятельствах спора и на неверном в связи с этим применении норм права.
Ввиду изложенного решение от 02.03.2015 и постановление от 21.05.2015 подлежат отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение, при котором необходимо проверить обоснованность отказа муниципального образования принять объекты в муниципальную собственность; установить, обладают ли все указанные в исковом заявлении объекты признаками индивидуально-определенной вещи, имеющей потребительскую ценность и пригодной для использования муниципальным образованием при реализации своих задач; выяснить, каким образом уклонением Администрации от подписания актов приема-передачи нарушаются права Учреждения.
Принимая во внимание сказанное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу N А26-8170/2014 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.