Раздел II. Социально-бытовая реабилитация и абилитация
10. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий 5:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
Юрист-консультант |
11. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-бытовая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель/уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
- |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель/уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
Юрист-консультант |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид; родитель/законный представитель/уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
- |
12. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Формат реализации мероприятия |
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, знание функционального предназначения жилых помещений и другое), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством, окнами, балконами и другим) с учетом возрастной группы; - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования TCP и другое; - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP, вспомогательных средств и другое |
|
Индивидуальный |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей использования и правил эксплуатации TCP, а также в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида; - беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальный |
|
Итого |
1 |
|||
|
Итого по мероприятию |
2 |
|
|
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания; - о методах и приемах социально-бытовой ориентировки ребенка-инвалида и другое |
|
Индивидуальный, групповой |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту; - формирования навыков социально-бытовой ориентировки ребенка-инвалида; - использования вспомогательных впитывающих средств при недержании одноразового использования для детей (подгузники, прокладки, пеленки), а также принципам подбора с учетом назначения, вида и размера средства; - содействия в получении юридической помощи родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение TCP (оформление и получение, а также обслуживание и замена), льготы для детей-инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста; а также по различным вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного представителя/уполномоченного представителя |
|
Индивидуальный, групповой |
Итого по мероприятию |
6 |
|||
Диапазонный показатель |
4-8 |
|||
Практические занятия |
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, направленные на: - формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе навыков соблюдения личной гигиены, одевания и раздевания, навыков опрятности и поддержания порядка в быту, умений пользования бытовыми приборами, знаний функционального предназначения жилых помещений и другое; - обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее); - формирование (восстановление) навыка планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещения и так далее); - обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация "свой-чужой", навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и другое); - обучение родителей/законных представителей/уполномоченных представителей правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом |
|
Индивидуальный, групповой |
Итого по мероприятию |
10 |
|||
Диапазонный показатель |
5-15 |
|||
|
Итого мероприятий |
20 |
|
|
Диапазонный показатель |
12-28 |
13. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4-7 лет |
8-11 лет |
12-17 лет |
||
1. |
Социально-бытовая диагностика |
60 |
60 |
60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
14. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1-3 |
Консультирование |
6 |
4-8 |
Практические занятия |
10 |
5-15 |
Итого мероприятий |
20 |
12-28 |
15. Рекомендуемый перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование |
Оборудование и вспомогательные средства |
Примечание |
|
1. |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
Указатели, таблички, карточки для маркировки функциональной характеристики помещений и бытовой техники; визуальные расписания и инструкции; часы, календари, таймеры (в том числе визуальные) |
Для практических занятий |
2. |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук |
04 48 12 |
Стол механотерапии, учебно-тренировочные настенные модули с прорезями для развития целенаправленных движений рук, зрительно-моторной координации |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности |
05 27 09 |
Указатель напряжения; настенные обучающие панели; извещатель пожарный; информационные стенды; фотолюминесцентные пожарные знаки; противоскользящие системы, покрытия из противоскользящих материалов для эффективной защиты от падений и обеспечения безопасности |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства обучения обращению с электрическими выключателями (переключателями) |
05 30 09 |
Бизиборды с имитацией электрических включателей-выключателей, розеток и шнуров с электровилками |
Для практических занятий |
5. |
Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности |
05 33 06 |
Адаптивная одежда и обувь на липучках; кресла-стулья и подкладные судна; доски для сидения в ванне, противоскользящие маты и ленты для душа; щеточки, пилочки, ножницы для ногтей; расчески и щетки для волос; зубные щетки; кисточки для бритья, бритвенные станки, зеркала для ухода за лицом |
Для практических занятий |
6. |
Вспомогательные средства обучения домоводству |
05 33 12 |
Кухонные весы, мерные ложки и чашки, кухонные ножи, разделочные кухонные доски, терки, картофелечистки, скалки, противни, кухонные нагревательные приборы; кастрюли, сковороды; щетки для мытья посуды, сушилки для посуды; столовые приборы, соломинки для напитков, кружки, стаканы, чашки, блюдца, тарелки, миски, оградители тарелок для пищи; совки, щетки и веники для удаления пыли, тряпки для протирки полов, пылесосы; обручи для шитья, игольницы, швейные и штопальные иглы, ножницы, гладильные доски, утюги |
Для практических занятий |
7. |
Впитывающие средства при недержании одноразового использования для детей |
09 30 12 |
Одноразовые впитывающие пеленки, подгузники, прокладки |
Для демонстрационных целей |
8. |
Обеденные столы |
18 03 12 |
Обеденные столы |
Для практических занятий |
9. |
Постельные принадлежности |
18 12 |
Одеяла, подушки, предметы постельного белья (наволочки, простыни и так далее), пледы |
Для практических занятий |
10. |
Мебель для хранения |
18 36 |
Полки; шкафы; аптечки |
Для практических занятий |
11. |
Материалы для маркировки и инструменты для маркировки |
22 27 27 |
Знаки, символы, ярлыки и этикетки разных форм, голосовые метки, флипчарты с комплектом маркеров, магнитные доски с набором магнитов |
Для практических занятий |
12. |
Вспомогательные средства, которые помогают планировать распорядок дня или деятельность |
22 27 33 |
Записные книжки, ежедневники; календари, в том числе электронные |
Для практических занятий |
16. Рекомендуемый перечень методов, методик и методических приемов социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов ЦРГ N 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 12, 12.8, 12.13:
1. Механотерапия (метод реабилитации, основанный на выполнении пациентом комплексов лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств - аппаратов и тренажеров):
- активная - направлена на выполнение реабилитантом всех упражнений на аппаратах и тренажерах самостоятельно;
- пассивная (роботизированная) - оборудование выполняет упражнения без участия пациента, разработка мышц происходит за счет движения элементов тренажера;
- активно-пассивная - тренажер выполняет движения, при этом реабилитант не пассивен, а вовлечен в процесс.
2. Эргокинезотерапия (объединяет в себе два метода (эрготерапию и кинезотерапию) и направлена на восстановление моторных и когнитивных функций посредством пассивных и активных движений).
3. Оккупационная (повседневная) терапия (лечение трудом) направлена на восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнению трудовых операций (в частности, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация инвалида и ребенка-инвалида. В том числе к оккупационной (повседневной) терапии (лечению трудом) относятся занятия по формированию навыков домоводства в условиях жилых модулей: "Санитарная комната", "Кухня", "Спальня":
- уход за одеждой, обувью, жильем (мытье и подметание полов, чистка ковра, мытье окон и другое);
- ручная и машинная стирка;
- глажка разных предметов одежды (брюки, пиджаки, футболка и другое);
- выполнение мелкого ремонта одежды (пришивание пуговиц), разных видов швов, накладывание заплаты, штопка;
приготовление пищи (разные салаты, каши, супы, борщ, макароны, картофель, рыбу и другое);
- выполнение повседневной и праздничной сервировки стола;
- безопасное пользование электроплитами и другими бытовыми приборами и другое.
17. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов ЦРГ N 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 12, 12.8, 12.13:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
|
положительный реабилитационный результат |
|
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
|
|
|
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
|
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
Да
Нет