• ДОКУМЕНТ

Раздел II. Социально-бытовая реабилитация и абилитация

Раздел II. Социально-бытовая реабилитация и абилитация

 

10. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий 5:

 

Обязательные специалисты

Рекомендуемые специалисты

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

Юрист-консультант

 

11. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:

 

N
п/п

Наименование мероприятия по социально-бытовой реабилитации и абилитации

Получатель мероприятия

Специалисты, реализующие мероприятие

обязательные

рекомендуемые

1.

Социально-бытовая диагностика:

- первичная;

- повторная (контрольная)

Ребенок-инвалид

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

-

2.

Информирование

Ребенок-инвалид (старше 14 лет);

родитель/законный представитель/уполномоченный представитель

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

-

3.

Консультирование

Ребенок-инвалид (старше 14 лет);

родитель/законный представитель/уполномоченный представитель

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

Юрист-консультант

4.

Практические занятия

Ребенок-инвалид;

родитель/законный представитель/уполномоченный представитель

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

-

 

12. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов:

 

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика

Первичная социально-бытовая диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, знание функционального предназначения жилых помещений и другое), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством, окнами, балконами и другим) с учетом возрастной группы;

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования TCP и другое;

- формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

- оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

- оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

- разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP, вспомогательных средств и другое

 

Индивидуальный

Итого

1

Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика

- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей использования и правил эксплуатации TCP, а также в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида;

- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;

- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

- оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

- оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

- оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

- рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);

- оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации

 

Индивидуальный

Итого

1

 

Итого по мероприятию

2

 

Информирование

 

Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания;

- о методах и приемах социально-бытовой ориентировки ребенка-инвалида и другое

 

Индивидуальный, групповой

Итого по мероприятию

2

Диапазонный показатель

1-3

Консультирование

 

Проведение консультирования ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:

- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту;

- формирования навыков социально-бытовой ориентировки ребенка-инвалида;

- использования вспомогательных впитывающих средств при недержании одноразового использования для детей (подгузники, прокладки, пеленки), а также принципам подбора с учетом назначения, вида и размера средства;

- содействия в получении юридической помощи родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение TCP (оформление и получение, а также обслуживание и замена), льготы для детей-инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

а также по различным вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного представителя/уполномоченного представителя

 

Индивидуальный, групповой

Итого по мероприятию

6

Диапазонный показатель

4-8

Практические занятия

 

Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, направленные на:

- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе навыков соблюдения личной гигиены, одевания и раздевания, навыков опрятности и поддержания порядка в быту, умений пользования бытовыми приборами, знаний функционального предназначения жилых помещений и другое;

- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);

- формирование (восстановление) навыка планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещения и так далее);

- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация "свой-чужой", навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и другое);

- обучение родителей/законных представителей/уполномоченных представителей правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом

 

Индивидуальный, групповой

Итого по мероприятию

10

Диапазонный показатель

5-15

 

Итого мероприятий

20

 

Диапазонный показатель

12-28

 

13. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:

 

N
п/п

Наименование мероприятия социально-бытовой реабилитации и абилитации

Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин.

4-7 лет

8-11 лет

12-17 лет

1.

Социально-бытовая диагностика

60

60

60

2.

Информирование

30

30

30

3.

Консультирование

30

30

30

4.

Практические занятия

25

35

45

 

14. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации:

 

Вид мероприятия

Показатель кратности реабилитационных мероприятий

Усредненный

Диапазонный

Диагностика

2

2 (константа)

Информирование

2

1-3

Консультирование

6

4-8

Практические занятия

10

5-15

Итого мероприятий

20

12-28

 

15. Рекомендуемый перечень оборудования и вспомогательных средств:

 

N
п/п

Наименование

Код группы/подкласса 6

Оборудование и вспомогательные средства

Примечание

1.

Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться

04 36 06

Указатели, таблички, карточки для маркировки функциональной характеристики помещений и бытовой техники; визуальные расписания и инструкции; часы, календари, таймеры (в том числе визуальные)

Для практических занятий

2.

Устройства для тренировки пальцев и кистей рук

04 48 12

Стол механотерапии, учебно-тренировочные настенные модули с прорезями для развития целенаправленных движений рук, зрительно-моторной координации

Для практических занятий

3.

Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности

05 27 09

Указатель напряжения; настенные обучающие панели; извещатель пожарный; информационные стенды; фотолюминесцентные пожарные знаки; противоскользящие системы, покрытия из противоскользящих материалов для эффективной защиты от падений и обеспечения безопасности

Для практических занятий

4.

Вспомогательные средства обучения обращению с электрическими выключателями (переключателями)

05 30 09

Бизиборды с имитацией электрических включателей-выключателей, розеток и шнуров с электровилками

Для практических занятий

5.

Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности

05 33 06

Адаптивная одежда и обувь на липучках; кресла-стулья и подкладные судна; доски для сидения в ванне, противоскользящие маты и ленты для душа; щеточки, пилочки, ножницы для ногтей; расчески и щетки для волос; зубные щетки; кисточки для бритья, бритвенные станки, зеркала для ухода за лицом

Для практических занятий

6.

Вспомогательные средства обучения домоводству

05 33 12

Кухонные весы, мерные ложки и чашки, кухонные ножи, разделочные кухонные доски, терки, картофелечистки, скалки, противни, кухонные нагревательные приборы; кастрюли, сковороды; щетки для мытья посуды, сушилки для посуды; столовые приборы, соломинки для напитков, кружки, стаканы, чашки, блюдца, тарелки, миски, оградители тарелок для пищи; совки, щетки и веники для удаления пыли, тряпки для протирки полов, пылесосы; обручи для шитья, игольницы, швейные и штопальные иглы, ножницы, гладильные доски, утюги

Для практических занятий

7.

Впитывающие средства при недержании одноразового использования для детей

09 30 12

Одноразовые впитывающие пеленки, подгузники, прокладки

Для демонстрационных целей

8.

Обеденные столы

18 03 12

Обеденные столы

Для практических занятий

9.

Постельные принадлежности

18 12

Одеяла, подушки, предметы постельного белья (наволочки, простыни и так далее), пледы

Для практических занятий

10.

Мебель для хранения

18 36

Полки; шкафы; аптечки

Для практических занятий

11.

Материалы для маркировки и инструменты для маркировки

22 27 27

Знаки, символы, ярлыки и этикетки разных форм, голосовые метки, флипчарты с комплектом маркеров, магнитные доски с набором магнитов

Для практических занятий

12.

Вспомогательные средства, которые помогают планировать распорядок дня или деятельность

22 27 33

Записные книжки, ежедневники; календари, в том числе электронные

Для практических занятий

 

16. Рекомендуемый перечень методов, методик и методических приемов социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов ЦРГ N 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 12, 12.8, 12.13:

1. Механотерапия (метод реабилитации, основанный на выполнении пациентом комплексов лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств - аппаратов и тренажеров):

- активная - направлена на выполнение реабилитантом всех упражнений на аппаратах и тренажерах самостоятельно;

- пассивная (роботизированная) - оборудование выполняет упражнения без участия пациента, разработка мышц происходит за счет движения элементов тренажера;

- активно-пассивная - тренажер выполняет движения, при этом реабилитант не пассивен, а вовлечен в процесс.

2. Эргокинезотерапия (объединяет в себе два метода (эрготерапию и кинезотерапию) и направлена на восстановление моторных и когнитивных функций посредством пассивных и активных движений).

3. Оккупационная (повседневная) терапия (лечение трудом) направлена на восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнению трудовых операций (в частности, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация инвалида и ребенка-инвалида. В том числе к оккупационной (повседневной) терапии (лечению трудом) относятся занятия по формированию навыков домоводства в условиях жилых модулей: "Санитарная комната", "Кухня", "Спальня":

- уход за одеждой, обувью, жильем (мытье и подметание полов, чистка ковра, мытье окон и другое);

- ручная и машинная стирка;

- глажка разных предметов одежды (брюки, пиджаки, футболка и другое);

- выполнение мелкого ремонта одежды (пришивание пуговиц), разных видов швов, накладывание заплаты, штопка;

приготовление пищи (разные салаты, каши, супы, борщ, макароны, картофель, рыбу и другое);

- выполнение повседневной и праздничной сервировки стола;

- безопасное пользование электроплитами и другими бытовыми приборами и другое.

17. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов ЦРГ N 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 12, 12.8, 12.13:

Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.

Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:

1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:

реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме

реабилитационные мероприятия реализованы частично

2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:

 

Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий

Критериальная оценка

Достигнута положительная динамика

Без динамических изменений

Навыки самостоятельного обслуживания в быту

 

 

Навыки персональной сохранности в быту

 

 

Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов

 

 

 

3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:

 

положительный реабилитационный результат

социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован

 

 

социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован

отрицательный реабилитационный результат

социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован

 

4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:

Да

Нет

 

Система ГАРАНТ
Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ включает широкий круг инструментов и полезных сервисов для специалистов различных областей.
Узнайте подробнее о наполнении профессиональных комплектов и стоимости информационного обеспечения.
Демо-доступ на 3 дня

Новости

Все новости
18 июля 2025 18:27
IT
Сервис с данными об учебе, работе, льготах будет доступен на госуслугах и в национальном мессенджере.
18 июля 2025 18:15
Общество
Такое требование будет актуально с сентября 2025 года.
18 июля 2025 18:01
Профессия
Советы также касаются процедур осмотра места происшествия и выемки вещественных доказательств.
18 июля 2025 17:30
Общество
Лимит на пункты приема ставок предлагают определять в зависимости от численности населения – не более одного на 100 тыс. человек.
18 июля 2025 16:54
Бюджетный учет
Эксперты обратили внимание на семь важных моментов – проведение инвентаризации, фиксацию признаков "неактива" и др.
18 июля 2025 16:07
Труд
Роструд в своих консультациях последовательно настаивает на таком подходе.
Все новости