Раздел VI. Профессиональная ориентация (с 14 лет)
42. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий 14:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Профконсультант/специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан 15 |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации | |
Врач-педиатр подростковый |
43. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по профессиональной ориентации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Профориентационная диагностика |
Ребенок-инвалид |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид; родитель/законный представитель/уполномоченный представитель |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Профконсультант/специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан; специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации врач-педиатр подростковый |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид; родитель/законный представитель/уполномоченный представитель |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Профконсультант /специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан; специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации врач-педиатр подростковый |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Профконсультант/специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан; специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации |
5. |
Профессиональный отбор |
Ребенок-инвалид |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Профконсультант /специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан; специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации |
6. |
Профессиональный подбор |
Ребенок-инвалид |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Профконсультант /специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан; специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации |
44. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет):
Наименование реабилитационного мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Формат реализации мероприятия |
Профориентационная диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации и абилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) с целью выявления психофизиологических особенностей ребенка-инвалида; - изучение медицинской документации с целью оценки состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности ОЖД, функциональных нарушений и так далее); - тестовые задания для оценки степени сформированности профессионально-значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния (домены МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Главные сферы жизни"), а именно: - исследование психологического статуса ребенка-инвалида - состояние когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенности нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально-значимых качеств (с учетом результатов социально-психологической диагностики); - оценка базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации - письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и другого (с учетом результатов социально-педагогической диагностики); - выявление уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида в различных профессиональных сферах; - исследование готовности к осознанному выбору профессии; - исследование профессиональных установок, интересов, желаний, индивидуальных предпочтений; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения степени сформированности профессионально-значимых качеств, готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать, в том числе: - оценку готовности к осознанному выбору профессии; - оценку адекватности/неадекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния; - оценку сформированности профессионально-значимых качеств исходя из интересов, склонностей и предпочтений к будущей профессии; - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - рекомендации по профессиональной ориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция); - разработку индивидуального плана профориентации с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий и другое |
|
Индивидуальный |
Итого по мероприятию |
1 |
||
Диапазонный показатель |
1-2 |
||
Информирование |
Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о различных профессиях (в том числе посредством использования профессиограмм) (курьер, маляр, сборщик изделий, фасовщик); - о состоянии рынка труда (востребованные профессии); - об организациях, осуществляющих профессиональное обучение и переподготовку, в том числе для лиц с преимущественными нарушениями психических функций; - о профессиональных стандартах и требованиях к различным профессиям; - об особенностях трудоустройства (составление резюме, необходимые документы и так далее); - о способах получения профессии; - о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий с целью расширения представлений о возможностях профессиональной самореализации в сферах культуры, искусства и креативных индустрий, в том числе с учетом возможности их рыночной реализации (как достижения экономической независимости ребенка-инвалида); - о возможностях самостоятельного поиска вакансий посредством различных интернет-ресурсов (сайты по поиску работы), тематических ярмарок вакансий, средств массовой информации (газет, журналов) и другое |
|
Индивидуальный, групповой |
Итого по мероприятию |
2 |
||
Диапазонный показатель |
1-3 |
||
Консультирование |
Проведение консультирования ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - рационального (адекватного) профессионального самоопределения (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения); - разработки образовательного маршрута (получения профессионального образования); - выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и с оптимальной транспортной доступностью; - мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и другого); а также по различным вопросам профессиональной ориентации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) |
|
Индивидуальный |
Итого по мероприятию |
2 |
||
Диапазонный показатель |
1-3 |
||
Практические занятия |
Практические занятия с ребенком-инвалидом с целью: - формирования психологической готовности к выбору профессии; - коррекции неадекватного профессионального выбора; - формирования, коррекции и развития профессионально-значимых качеств, необходимых для будущей профессии; - обучения навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и так далее) |
|
Индивидуальный |
Итого по мероприятию |
5 |
||
Диапазонный показатель |
3-7 |
||
Профессиональный отбор |
- определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности, в том числе с учетом заключения врачебной комиссии медицинской организации; - выполнение целевых профессиональных проб в формате серии последовательных имитационных (деловых) игр; творческих заданий исследовательского характера (в частности, задание по изучению предложенных материалов (статьи, видеоролики и другое) по теме конкретной профессии с последующим докладом об изученном) |
|
Индивидуальный, групповой |
Итого по мероприятию |
1 |
||
Диапазонный показатель: |
1-2 |
||
Профессиональный подбор |
- составление рекомендаций и перечня профессий, исходя из интересов, склонностей и предпочтений ребенка-инвалида, состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации; определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности с учетом медицинского аспекта; - оценка нуждаемости в обеспечении специальных условий на предполагаемом в дальнейшем рабочем месте: оснащение вспомогательными (рабочими) средствами и TCP, приспособление рабочего места с учетом ведущего нарушения; - составление заключения о результатах профессиональной ориентации с рекомендациями в части подходящих для освоения ребенку-инвалиду профессий |
|
Индивидуальный, групповой |
Итого по мероприятию |
1 |
||
Диапазонный показатель |
1-2 |
||
|
Итого мероприятий |
12 |
|
Диапазонный показатель |
8-16 |
45. Показатели продолжительности мероприятий у ребенка-инвалида 14-17 лет:
N |
Наименование мероприятия по профессиональной ориентации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия, мин. |
1. |
Профориентационная диагностика |
60 |
2. |
Информирование |
30 |
3. |
Консультирование |
60 |
4. |
Практические занятия |
45 |
5. |
Профессиональный отбор |
60 |
6. |
Профессиональный подбор |
60 |
46. Показатели кратности мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет):
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
1 |
1-2 |
Информирование |
2 |
1-3 |
Консультирование |
2 |
1-3 |
Практические занятия |
5 |
3-7 |
Профессионального отбор |
1 |
1-2 |
Профессионального подбор |
1 |
1-2 |
Итого мероприятий |
12 |
8-16 |
47. Рекомендуемый перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование |
Оборудование и вспомогательные средства |
Примечание |
|
1. |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
Наборы диагностических методик, диагностические пособия; АПК с программами тестирования психической и двигательной сферы человека |
Для диагностики |
2. |
Вспомогательные средства для когнитивной (познавательной) терапии |
04 26 |
Настольные игры на развитие памяти, развивающие наборы, модульные наборы психолога (в частности, боксы психолога с различным наполнением) |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
Счетные палочки Кюизенера, доски Сегена; развивающая панель, звуковая панель; наборы карточек на сравнение предметов (по размерам, объему, площади, массе, углам, формам, назначению и другое) |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства для тренировки внимания |
05 12 09 |
Развивающие комплекты для развития внимания; тренажеры для развития внимания; головоломки, настольные игры для развития внимания; различные лото, домино; адаптированные настольные игры |
Для практических занятий |
5. |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
Развивающие комплекты; игры, требующие навыка описания предметов и действий по существенным признакам; наборы карточек для развития логики |
Для практических занятий |
6. |
Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие |
05 12 24 |
Развивающие наборы и логические игры для развития ассоциативного процесса; головоломки |
Для практических занятий |
7. |
Средства для поддержания памяти |
22 27 16 |
Портативные записные книжки, планеры, электронные устройства с опцией календаря с напоминаниями |
Для практических занятий |
8. |
Вспомогательные средства для определения профессиональной пригодности и профессиональной ориентации |
28 27 03 |
Диагностические опросники, анкеты, методики; метафорические карты для профессиональной ориентации; АПК для диагностики и коррекции профессионально-значимых качеств ребенка-инвалида; компьютерные профориентационные системы |
Для диагностики, практических занятий, профотбора |
9. |
Вспомогательные средства для профессиональной подготовки |
28 27 07 |
Учебные, методические, информационные и наглядные пособия по профессиональной ориентации, предпрофильной подготовке, профильному обучению (на "бумажном" и электронном носителе); универсальные АПК, имитирующие профессиональные действия и движения; профориентационные видео- и аудиопритчи; опросники-навигаторы; профориентационные игры; игровые модули; игры-тренинги; профориентационные фильмы и видеоролики |
Для практических занятий, профотбора, профподбора |
48. Рекомендуемый перечень методов, методик и методических приемов профессиональной ориентации детей-инвалидов ЦРГ N 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 12, 12.8, 12.13:
Диагностические методики:
1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климов).
2. Опросник "Карта интересов" (А.Е. Голомшток).
3. Методика "Профиль" (методика карты интересов А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной).
4. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина).
5. "Матрица выбора профессии" (Г.В. Резапкина).
6. Методика Л.А. Йовайши.
7. Опросник для определения профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова).
8. Анкета "Ориентация" (И.Л. Соломин).
49. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов ЦРГ N 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 12, 12.8, 12.13:
Оценка результатов мероприятий по профессиональной ориентации производится на основании анализа качественных и количественных показателей повторно проведенной диагностики ребенка-инвалида:
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Количественная оценка динамических изменений по окончании реализации мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов:
Результаты мероприятий по профессиональной ориентации ребенка-инвалида старше 14 лет, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Представления о профессиях и возможностях их получения |
|
|
Адекватные профессиональные предпочтения (интересы) |
|
|
Установка на трудовую деятельность |
|
|
Профессионально-значимые качества |
|
|
Навык самопрезентации |
|
|
Родительская компетенция по вопросам профессиональной ориентации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов (реабилитационного результата) на основании оценки динамических изменений:
|
положительный реабилитационный результат |
|
критерии полностью сформированы |
|
|
|
критерии частично сформированы |
|
отрицательный реабилитационный результат |
|
критерии не сформированы |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
Да
Нет