• ДОКУМЕНТ

Раздел VI. Профессиональная ориентация (с 14 лет)

Раздел VI. Профессиональная ориентация (с 14 лет)

 

42. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий 14:

 

Обязательные специалисты

Рекомендуемые специалисты

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Профконсультант/специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан 15

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации

Врач-педиатр подростковый

 

43. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:

 

N
п/п

Наименование мероприятия по профессиональной ориентации

Получатель мероприятия

Специалисты, реализующие мероприятие

обязательные

рекомендуемые

1.

Профориентационная диагностика

Ребенок-инвалид

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

-

2.

Информирование

Ребенок-инвалид; родитель/законный представитель/уполномоченный представитель

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Профконсультант/специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан; специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации врач-педиатр подростковый

3.

Консультирование

Ребенок-инвалид; родитель/законный представитель/уполномоченный представитель

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Профконсультант /специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан; специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации врач-педиатр подростковый

4.

Практические занятия

Ребенок-инвалид

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Профконсультант/специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан; специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации

5.

Профессиональный отбор

Ребенок-инвалид

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Профконсультант /специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан; специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации

6.

Профессиональный подбор

Ребенок-инвалид

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Профконсультант /специалист по профессиональной ориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан; специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации

 

44. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет):

 

Наименование реабилитационного мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Формат реализации мероприятия

Профориентационная диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации и абилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) с целью выявления психофизиологических особенностей ребенка-инвалида;

- изучение медицинской документации с целью оценки состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности ОЖД, функциональных нарушений и так далее);

- тестовые задания для оценки степени сформированности профессионально-значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния (домены МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Главные сферы жизни"), а именно:

- исследование психологического статуса ребенка-инвалида - состояние когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенности нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально-значимых качеств (с учетом результатов социально-психологической диагностики);

- оценка базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации - письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и другого (с учетом результатов социально-педагогической диагностики);

- выявление уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида в различных профессиональных сферах;

- исследование готовности к осознанному выбору профессии;

- исследование профессиональных установок, интересов, желаний, индивидуальных предпочтений;

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения степени сформированности профессионально-значимых качеств, готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать, в том числе:

- оценку готовности к осознанному выбору профессии;

- оценку адекватности/неадекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния;

- оценку сформированности профессионально-значимых качеств исходя из интересов, склонностей и предпочтений к будущей профессии;

- оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

- рекомендации по профессиональной ориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция);

- разработку индивидуального плана профориентации с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий и другое

 

Индивидуальный

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1-2

Информирование

Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- о различных профессиях (в том числе посредством использования профессиограмм) (курьер, маляр, сборщик изделий, фасовщик);

- о состоянии рынка труда (востребованные профессии);

- об организациях, осуществляющих профессиональное обучение и переподготовку, в том числе для лиц с преимущественными нарушениями психических функций;

- о профессиональных стандартах и требованиях к различным профессиям;

- об особенностях трудоустройства (составление резюме, необходимые документы и так далее);

- о способах получения профессии;

- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий с целью расширения представлений о возможностях профессиональной самореализации в сферах культуры, искусства и креативных индустрий, в том числе с учетом возможности их рыночной реализации (как достижения экономической независимости ребенка-инвалида);

- о возможностях самостоятельного поиска вакансий посредством различных интернет-ресурсов (сайты по поиску работы), тематических ярмарок вакансий, средств массовой информации (газет, журналов) и другое

 

Индивидуальный, групповой

Итого по мероприятию

2

Диапазонный показатель

1-3

Консультирование

Проведение консультирования ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:

- рационального (адекватного) профессионального самоопределения (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения);

- разработки образовательного маршрута (получения профессионального образования);

- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и с оптимальной транспортной доступностью;

- мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и другого); а также по различным вопросам профессиональной ориентации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя)

 

Индивидуальный

Итого по мероприятию

2

Диапазонный показатель

1-3

Практические занятия

Практические занятия с ребенком-инвалидом с целью:

- формирования психологической готовности к выбору профессии;

- коррекции неадекватного профессионального выбора;

- формирования, коррекции и развития профессионально-значимых качеств, необходимых для будущей профессии;

- обучения навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и так далее)

 

Индивидуальный

Итого по мероприятию

5

Диапазонный показатель

3-7

Профессиональный отбор

- определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности, в том числе с учетом заключения врачебной комиссии медицинской организации;

- выполнение целевых профессиональных проб в формате серии последовательных имитационных (деловых) игр; творческих заданий исследовательского характера (в частности, задание по изучению предложенных материалов (статьи, видеоролики и другое) по теме конкретной профессии с последующим докладом об изученном)

 

Индивидуальный, групповой

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель:

1-2

Профессиональный подбор

- составление рекомендаций и перечня профессий, исходя из интересов, склонностей и предпочтений ребенка-инвалида, состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации; определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности с учетом медицинского аспекта;

- оценка нуждаемости в обеспечении специальных условий на предполагаемом в дальнейшем рабочем месте: оснащение вспомогательными (рабочими) средствами и TCP, приспособление рабочего места с учетом ведущего нарушения;

- составление заключения о результатах профессиональной ориентации с рекомендациями в части подходящих для освоения ребенку-инвалиду профессий

 

Индивидуальный, групповой

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1-2

 

Итого мероприятий

12

 

Диапазонный показатель

8-16

 

45. Показатели продолжительности мероприятий у ребенка-инвалида 14-17 лет:

 

N
п/п

Наименование мероприятия по профессиональной ориентации

Минимальное время проведения 1 мероприятия, мин.

1.

Профориентационная диагностика

60

2.

Информирование

30

3.

Консультирование

60

4.

Практические занятия

45

5.

Профессиональный отбор

60

6.

Профессиональный подбор

60

 

46. Показатели кратности мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет):

 

Вид мероприятия

Показатель кратности реабилитационных мероприятий

Усредненный

Диапазонный

Диагностика

1

1-2

Информирование

2

1-3

Консультирование

2

1-3

Практические занятия

5

3-7

Профессионального отбор

1

1-2

Профессионального подбор

1

1-2

Итого мероприятий

12

8-16

 

47. Рекомендуемый перечень оборудования и вспомогательных средств:

 

N
п/п

Наименование

Код группы/подкласса 16

Оборудование и вспомогательные средства

Примечание

1.

Средства для тестирования и оценки психических функций организма

04 25 06

Наборы диагностических методик, диагностические пособия; АПК с программами тестирования психической и двигательной сферы человека

Для диагностики

2.

Вспомогательные средства для когнитивной (познавательной) терапии

04 26

Настольные игры на развитие памяти, развивающие наборы, модульные наборы психолога (в частности, боксы психолога с различным наполнением)

Для практических занятий

3.

Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать

04 36 03

Счетные палочки Кюизенера, доски Сегена; развивающая панель, звуковая панель; наборы карточек на сравнение предметов (по размерам, объему, площади, массе, углам, формам, назначению и другое)

Для практических занятий

4.

Вспомогательные средства для тренировки внимания

05 12 09

Развивающие комплекты для развития внимания; тренажеры для развития внимания; головоломки, настольные игры для развития внимания; различные лото, домино; адаптированные настольные игры

Для практических занятий

5.

Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия

05 12 12

Развивающие комплекты; игры, требующие навыка описания предметов и действий по существенным признакам; наборы карточек для развития логики

Для практических занятий

6.

Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие

05 12 24

Развивающие наборы и логические игры для развития ассоциативного процесса; головоломки

Для практических занятий

7.

Средства для поддержания памяти

22 27 16

Портативные записные книжки, планеры, электронные устройства с опцией календаря с напоминаниями

Для практических занятий

8.

Вспомогательные средства для определения профессиональной пригодности и профессиональной ориентации

28 27 03

Диагностические опросники, анкеты, методики; метафорические карты для профессиональной ориентации; АПК для диагностики и коррекции профессионально-значимых качеств ребенка-инвалида; компьютерные профориентационные системы

Для диагностики, практических занятий, профотбора

9.

Вспомогательные средства для профессиональной подготовки

28 27 07

Учебные, методические, информационные и наглядные пособия по профессиональной ориентации, предпрофильной подготовке, профильному обучению (на "бумажном" и электронном носителе); универсальные АПК, имитирующие профессиональные действия и движения; профориентационные видео- и аудиопритчи; опросники-навигаторы; профориентационные игры; игровые модули; игры-тренинги; профориентационные фильмы и видеоролики

Для практических занятий, профотбора, профподбора

 

48. Рекомендуемый перечень методов, методик и методических приемов профессиональной ориентации детей-инвалидов ЦРГ N 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 12, 12.8, 12.13:

Диагностические методики:

1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климов).

2. Опросник "Карта интересов" (А.Е. Голомшток).

3. Методика "Профиль" (методика карты интересов А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной).

4. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина).

5. "Матрица выбора профессии" (Г.В. Резапкина).

6. Методика Л.А. Йовайши.

7. Опросник для определения профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова).

8. Анкета "Ориентация" (И.Л. Соломин).

49. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов ЦРГ N 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 12, 12.8, 12.13:

Оценка результатов мероприятий по профессиональной ориентации производится на основании анализа качественных и количественных показателей повторно проведенной диагностики ребенка-инвалида:

Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:

1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:

реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме

реабилитационные мероприятия реализованы частично

2) Количественная оценка динамических изменений по окончании реализации мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов:

 

Результаты мероприятий по профессиональной ориентации ребенка-инвалида старше 14 лет, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий

Критериальная оценка

Достигнута положительная динамика

Без динамических изменений

Представления о профессиях и возможностях их получения

 

 

Адекватные профессиональные предпочтения (интересы)

 

 

Установка на трудовую деятельность

 

 

Профессионально-значимые качества

 

 

Навык самопрезентации

 

 

Родительская компетенция по вопросам профессиональной ориентации детей-инвалидов

 

 

 

3) Оценка эффективности мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов (реабилитационного результата) на основании оценки динамических изменений:

 

положительный реабилитационный результат

критерии полностью сформированы

 

 

критерии частично сформированы

отрицательный реабилитационный результат

критерии не сформированы

 

4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:

Да

Нет

 

Система ГАРАНТ
Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ включает широкий круг инструментов и полезных сервисов для специалистов различных областей.
Узнайте подробнее о наполнении профессиональных комплектов и стоимости информационного обеспечения.
Демо-доступ на 3 дня

Новости

Все новости
18 июля 2025 18:27
IT
Сервис с данными об учебе, работе, льготах будет доступен на госуслугах и в национальном мессенджере.
18 июля 2025 18:15
Общество
Такое требование будет актуально с сентября 2025 года.
18 июля 2025 18:01
Профессия
Советы также касаются процедур осмотра места происшествия и выемки вещественных доказательств.
18 июля 2025 17:30
Общество
Лимит на пункты приема ставок предлагают определять в зависимости от численности населения – не более одного на 100 тыс. человек.
18 июля 2025 16:54
Бюджетный учет
Эксперты обратили внимание на семь важных моментов – проведение инвентаризации, фиксацию признаков "неактива" и др.
18 июля 2025 16:07
Труд
Роструд в своих консультациях последовательно настаивает на таком подходе.
Все новости